"Волшебный песок". Мастер-класс для педагогов ДОУ
материал по психологии

Булгакова Валентина Михайловна

Данный мастер-класс знакомит педагогов ДОУ с разными видами песка, с возможностями применения игр с песком в работе с дошкольниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_moy.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

____________________________________________________________________

652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5

«Волшебный песок»

Мастер-класс для педагогов ДОУ

Составитель:

Булгакова Валентина Михайловна,

педагог-психолог

Пгт Яя, 2024

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Волшебный песок»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ в использовании разных видов песка  в работе с дошкольниками.          

Задачи:
1.Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2.Обогащение педагогических знаний и умений педагогов  в области применения инновационных технологий.
3.Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
         Оборудование:

-Песочный стол, различные ёмкости с обычным речным песком.

-Разнообразный игровой, природный и бросовый материал.
-Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.

     1.Теоретическая часть.        

Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении. Наверное, в каждой группе есть дети, отличающиеся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Подобные нарушения в эмоционально-волевой сфере в конечном итоге могут привести к социальной дезадаптации, к неуспеху в учебной деятельности, а в некоторых случаях могут вызвать различные невротические состояния. Очевидно, что эти проблемы достаточно серьезны. Помочь детям с различными эмоциональными проблемами могут игры с песком.

        Игры с песком – это проявление естественной активности ребёнка и деятельность, которая дарит детям радость.

     Сегодня я хочу рассказать о возможностях использования разных видов песка в работе с дошкольниками.

        Песок - природный материал. Как часть природы, он даёт человеку отдых и при этом наполняет его желанием созидать.

     В древнем мире считалось, что песок обладает необычными свойствами. В древнем Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещали около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускал  руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств. И до сих пор считается, что песок поглощает негативную энергию. И действительно, песок действует на человека завораживающе. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Принцип терапии песком был предложен  психотерапевтом  Карлом Густавом Юнгом в начале 20 века,  основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Он утверждал, что “часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум”. А фигурки и замки из песка, созданные спонтанно, – это как раз те символы, с помощью которых с нами говорит наше бессознательное, показывая разуму возможности самоисцеления.

Песочной терапией занимались многие ведущие психологи.  В основном это последователи юнгианской школы. Одна  из основателей песочной терапии  -  Маргарет Ловенфельд.

Маргарет Ловенфельд, основавшая Лондонский Институт Детской Психологии, поставила на полки своего кабинета миниатюрные фигурки. История гласит, что первый ребенок, увидевший эти фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом, и стал играть с ними в песке. Это и положило начало «Технике построения мира» - диагностической и терапевтической методике. Название методика получила  потому, что дети, с которыми работала М. Ловенфельд, создавали с помощью фигурок, песка и воды уникальные композиции и часто называли их «мир» или «мой мир».

В России очень много уделяет внимания песочной терапии  Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она разработала несколько методик направленных как на коррекцию эмоционально-волевой сферы, так и развитие познавательной сферы.

Песочная терапия сочетает в себе различные техники:

- классическая песочная терапия;

- работа с песком на световом столе;

- рисование цветным песком;

- сказкотерапия.

Классификация игр с песком

- Обучающие и развивающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения.

- Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира.

- Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция эмоционально-волевой сферы  ребёнка.

- Психотерапевтические игры помогают снять нервное напряжение, в том числе в период адаптации к новым обстоятельствам.

Основные задачи,  решаемые в играх с песком.

• Снизить импульсивность, тревожность, агрессивность, уменьшить эмоциональное и мышечное напряжение.

• Совершенствовать коммуникативные навыки, и развивать межличностное доверие между детьми и взрослыми.

• Развивать познавательную сферу и обогащать эмоциональный опыт детей.

• Развивать творческие способности, познавательный интерес.

Чтобы организовать игры с песком, необходимо наличие соответствующего оборудования:

1.Песочница водонепроницаемая с крышкой 50*70 см. Высота бортика не менее 10 см.  Борта песочницы окрашены в голубой цвет, что символизирует собой небо.  (Юнгианская песочница). Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.

2.Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.

3.Игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых), различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки(дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных), наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины и т.д.

Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
         Необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый), мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пикторамм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей.Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.

Игрушка-посредник знакомит детей с правилами:
-Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
-Песчинкам не нравится когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
-В конце игры нужно убрать игрушки (у каждой игрушки есть свой дом).
-Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.
После проведения ритуала знакомства можно начинать играть вместе с детьми.

Структура занятия педагога-психолога с детьми в песочнице:

1. Ритуал приветствия (игрушка-посредник).

2. Основная часть.

3. Рефлексия прошедшего занятия (описание песочного мира, рассказ, рисование).

4. Ритуал прощания с песочницей.

2. Практическая часть.

1.Игры в песочнице (обычный или кварцевый песок, отличаются способом добычи)

Игра «Придумай сказку».  Педагог-психолог приглашает участников подойти к песочнице (3 человека) и создать импровизированную сцену на песке: полянку, домик, озеро, лес, квартиру, детский сад и т.д. Для создания сюжета можно использовать любой материал и игрушки. Время для работы 3-4 минуты (для контроля хорошо подойдут песочные часы). Затем нужно придумать и обыграть этот сюжет всем вместе по ролям.

Работа с залом:

Психологические загадки.

1.Отец решил выдать одну из своих трех дочерей замуж. Первая хочет замуж, вторая не хочет, а третьей — все равно. И решил он дать каждой из дочерей по одинаковой кастрюле с крышкой, налить в них одинаковое количество воды и поставить на огонь. Первой замуж должна выйти та, у которой вода закипит быстрее. Вопрос: которая из трех дочерей выйдет замуж первой?

Ответ: Третья, ей все равно, поэтому она не будет смотреть под крышку, а так вода закипит быстрее

2.В маленьком-маленьком городе было всего 2 парикмахерские. В этот город приехал путешественник и решил подстричься и побриться после долго пути. Зашел он в первую парикмахерскую, огляделся. Увидел он, что всё блестит, красивый дизайн, новая мебель. Вышел к нему хозяин-парикмахер и спросил, не желает ли он воспользоваться услугами его салона. Сам мастер был также безупречен, одежда, прическа, гладко выбрит. Путешественник подумал и решил осмотреть и 2ую парикмахерскую. Зашел в нее и увидел — грязные, не подметенные полы, старую мебель. Вышел к нему парикмахер и спросил, чего тот хочет. Сам мастер был весь подстать своему салону: грязный, неухоженный, плохо выбритый. Путешественник подумал и воспользовался услугами второго салона. Почему?

Ответ: раз в городе всего два парикмахера, значит, первый брился и стригся у второго. Стало быть, второй делает работу лучше!

3.Троица эта всем известна, Так полагают, по крайней мере. Раз тебе теперь интересно, Я поведаю всё на примере.

Первый — загадка, так полагают. Он всегда впереди и с песней. Все о нем небылицы слагают, Только при встрече он интересней.

Следом — парень самый обычный. Так зауряден, что даже встречая, Мимо пройдете дорогой привычной, Уйдете вперед, позади оставляя.

Третьего ты не увидишь, при этом В книгах о нем написали немало. Очень медлителен, верен заветам, Многим он кажется очень отсталым.

Кажется, что во всем несозвучны, Только поверхностно это сужденье. С самого детства они неразлучны, Будучи братьями по рожденью.

Кто же эти братья?

Ответ:  будущее, настоящее и прошлое

4.Три женщины в купальниках стояли рядом. Две из них были грустными, а одна счастливой. Но грустные женщины улыбались, а счастливая плакала… Почему? Подсказка: на эту загадку чаще дают правильный ответ девушки

Ответ: это был конкурс красоты. Девушка, занявшая первое место, плакала от счастья

5.Когда ты пристально смотришь, ты его не видишь.

Если ты видишь его, то не можешь больше видеть ничего.

Иногда он говорит правду, но чаще ложь.

Он может заставить тебя гулять, даже, если ты этого не хочешь.

Его видят все люди, но не все помнят.

Что это?

Ответ: сон

6. Что у женщины в жизни обычно бывает две, а у мужчины одна?

Ответ: фамилия

Участники игры готовы, рассказывают свою историю.
Вопросы для обсуждения:
-Ваши чувства, ощущения при выполнении данного задания?
-В работе с детьми какого возраста можно использовать эту игру? Почему?

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы получилась картина, т. е. надо рисовать так, чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки (облака)

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной (радуга)

Течёт, течёт - не вытечет,

Бежит, бежит - не выбежит (речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зелёной выйдет к свету,

Растёт, цветёт  она  всё лето.

Коровам без неё - беда:

Она их главная еда (трава)

2.Игры с кинетическим и радужным песком.

1. «Домашний огород». Из кинетического песка сделать огород. Построить забор, сделать грядки, посадить овощи по образцу.

2. «Медвежата». Создать из цветного кинетического песка домики разных цветов.  Затем предложить разных по цвету медвежат. Медвежата потерялись. Нужно помочь им найти домики по цвету. Посчитать, сколько в домиках медвежат. Сравнить, где больше.

3. Аппликации цветным песком. Педагоги проходят за столы и изготавливают аппликацию из цветного песка.

3.Заключительная часть.

Игра «Волшебная шкатулка». Участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:  

Тебе сегодня особенно повезет!

- Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

- Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

- Люби себя такой, какая ты есть, - неповторимой!

-Сделай себе подарок, ты его заслуживаешь!

- Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

- Сегодня твой день, успехов тебе!

- Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Волшебные часы» мастер - класс

музыкально-валеологическое занятие, для педагогов ДОУ. Обучение детей времени. Музыка в контексте культурно-гигиенических навыков....

"Волшебные пальчики" Мастер-класс

Мастер – класспо развитию мелкой моторики рук«Волшебные пальчики» Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.В. А. СухомлинскийЦЕЛЬ: Ознакомить педагогов с приемами и спосо...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

«Волшебный кинетический песок» мастер-класс

Цель:Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики пальцев рукЗадачи:- учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учётом развития сюжета;- учить выст...

Мастер – класс «ТРИЗ для педагогов ДО». «Использование ТРИЗ-технологии «Волшебные круги Луллия» в развитии детей дошкольного возраста»

Цель мастер - класса: создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов через знакомство с использованием кругов Луллия(технология ТРИЗ) в развитии дошкольников.Задачи мастер...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"

Использование рефлексии в работе педагогов...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...