Проект: "Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Порецкова Татьяна Егоровна

Разработка проекта "Сказкак как средство нравственно-патриотического воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Сказка как средство нравственно–патриотического воспитания»

Название проекта:

«Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Тип: социально-педагогический

Вид: ролево-игровой,  межпредметный

Продолжительность проекта: долгосрочный (март – октябрь 2010 г.)

Возраст участников проекта: младший - средний

Партнёры: воспитатели, родители

Характер контактов: взаимодействие в рамках одной группы

Форма работы: групповая, фронтальная

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Родину свою познают!

   Актуальность проекта

 Космополитизм XXI века постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Массовая культура, информационное манипулирование сознанием личности, отсутствие национальной идеи – всё это ведёт к тому, что само слово «патриотизм» - теряет свой смысл. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.  

Гипотеза

Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины,  как:

  • дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек  становится  красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

  • Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.

  Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

  Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

  Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

  Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.  

Цель проекта: Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей понимать эмоциональное состояние героев сказок и своё собственное;
  • Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности;

            Развивающие:

  • Развивать личностно-смысловую сферу (отношение детей к действительности, переживания и т.д.);
  • Развивать групповую сплочённость, самооценку детей.
  • При помощи сказочных произведений  бороться с различными детскими «недугами». В частности посредством сказкотерапии  работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств;

Воспитательные:

-    Воспитывать чувства привязанности и любви к своим близким;

-    Воспитывать у детей уважение к самому себе;

  • Пробуждать интерес к сказкам;
  • Приобщать детей к процессу познания добра и зла, честности и справедливости;

    Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Линии развития личности:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие;
  • эстетическое развитие;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к русским народным сказкам.

Ожидаемый результат:

Реализация данного проекта позволит:

  • заложить основу патриотического воспитания у детей, привить  любовь к Родине;
  • приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.

    Обеспечение проекта:

Теоретическое обеспечение:

  • программная литература по проектированию: Романова Т.А.   «Проектирование развития ДОУ»,
  • журналы: «Дошкольное образование», «Ребёнок в детском саду» 2009 №2, «Детский сад от А до Я»  2008 №3, «Современный детский сад» 2009 №3, Л.П. Стрелкова «Уроки сказок».М., 1989

Методическое обеспечение:

  • создание тематических папок (наглядные пособия, дидактические игры);
  • «Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»;

Диагностико-дидактическое обеспечение:

  • дидактические игры;
  • дидактическое пособие «Играем в сказку»;
  • «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова.

Материально–техническое обеспечение:

  • мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.

        Методы проекта:

познавательно-игровые занятия, игры – сказки, беседы, наблюдения, совместные игры.

        Осуществление проекта: проект реализуется в несколько этапов

1 этап. Подготовительный

Диагностика и определение уровня развития детей (характеристика речевых способностей; наблюдение за детьми в процессе выполнения заданий; оценка эмоциональной сферы каждого ребёнка).

Чтение сказок, прослушивание аудиозаписей сказок, просмотр сказок, изучение иллюстраций.

2 этап. Основной

Организационные формы работы

Разделы проекта

Виды деятельности воспитателя

Виды деятельности детей

Художественно – речевая деятельность

Занятие по ФЭМП, развитию речи и

художественной литературы, по окружающему миру

Рассказывают сказки, придумывают сказку по картинкам, делают выводы: чему учит сказка; развивают воображение, формируют знания

Настольный кукольный театр

Показ сказок «Волк и семеро козлят»

«Репка», «Теремок»

Обыгрывание ролей, распределение ролей; вывод: какой урок извлекли, какими моральными качествами наделены герои

Варежковый театр

 Показ сказки «Колобок», помогает детям делать выводы

Озвучивают действия героев

Пальчиковый театр

«Гуси - лебеди» показывает технику пальчикового  театра

Развивают мелкую моторику рук

Инсценировка  сказок

«Теремок», «Репка»

Помогает детям в распределении ролей, нацеливает на выводы

«Превращение» в изображаемых персонажей, формулируют своё отношение к героям, делают выводы: чему учит сказка

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Узнай сказку»

«Собери сказку»

«Кто лишний». Воспитатель «вводит в сказку», используя «волшебный элемент»

Размышляют, думают над вопросами; развивают память, мелкую моторику

Изобразительная деятельность

Организует выставку работ, оказывает практическую помощь

Выражают своё собственное отношение к героям сказок в виде рисунков и поделок

Работа с родителями

Помогает в организации совместного досуга

Инсценировка сказки «Теремок», совместный досуг «Путешествие по сказкам»

совместная изобразительная деятельность, изготовление поделок;

сочинение сказок на патриотическую тему

Рефлексивно-оценочный этап:

 В конце проекта организовали

Совместный досуг: «Путешествие по сказкам». Дети демонстрировали, что сделали своими руками: рисунки к сказкам, поделки; отвечали на вопросы викторины «Закончи сказку», высказывали своё мнение, что нового они узнали, чему научились; инсценировка  сказки: «Теремок».

Результативность проекта:

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- С чувством уважения стали относиться к истории и культуре нашей Родины

- Проект помог детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,

- Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

По результатам диагностики видно, что работа по проекту дала положительные результаты. Если на начало проекта доля высокого уровня -25%, то на конец проекта -70%.

Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка проекта позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте.

- Реализация проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания

компьютерная презентация на актуальную тему: возможность использования сказок в работе по нравственно-патриотическому воспитанию. Также в презентации представлена викторина по сказкам для детей дошкол...

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Тема проекта"Сказка как средство нравственного-патриотического воспитания"

Название проекта нравственнно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок"...

Проект «Сказка как средство нравственно- патриотического воспитания»

Сказка учит добро понимать,О поступках людей рассуждать,Коль плохой, то его осудить,Ну а слабый – его защитить!Дети учатся думать, мечтать,На вопросы ответ получать.Каждый раз что-нибудь узнают,...

проект "Сказка как средство нравственно-патриотического воспитания"

Цель: воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок: приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям....

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...