Презентация "Первый раз в первый класс"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Рыженко Светлана Ивановна

Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости,  которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также социальной. На сегодняшний день практически общепризнанно, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексного подхода. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты (по данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Е.А.Пашко и др.): личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность к школьному обучению. В данной презентации отражен теоретический аспект  проблемы и некоторая часть практики из  работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет в условиях детского сада. Данный проект был представлен на Ярмарку пединноваций района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Prezentaciya_Pervyy_raz_v_pervyy_klass.ppt760.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: старший воспитатель,педагог – психолог Рыженко Светлана Ивановна. МДОУ детский сад №37 «Журавлик» г. Дрезна Орехово-Зуевского района Московской области

Слайд 2

Теоретический аспект психологической готовности детей к школе «Человека нельзя ничему научить, можно лишь помочь ему обнаружить что-то внутри себя» Г. Галилей.

Слайд 3

Психологическая готовность к обучению в школе Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие входят в этот набор " школьной готовности "?

Слайд 4

Психологическая зрелость предусматривает готовность основных психических сфер ребенка, мотивационной, волевой, умственной, социальной. Существенную роль в обучении играет зрелость неречевых функций (зрительное восприятие, моторная сфера, пространственно-временные отношения).

Слайд 5

Личностная готовность: определенный уровень развития мотивационной сферы (будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной системе мотивов); определенный уровень развития эмоциональной сферы (у будущего школьника должна быть достигнута хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие учебной деятельности).

Слайд 6

Интеллектуальная готовность к школе: дифференцированное восприятие; аналитическое мышление (способность постижения основных связей между явлениями и воспроизведение образца); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов; развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Слайд 7

Социально-психологическая готовность к школьному обучению Это способность к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей: умения войти в детское общество, действовать совместно, уступать и защищаться; предполагает развитие у детей потребности в общении, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы; справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Слайд 8

Основные направления работы психолого-педагогической службы по адаптации дошкольников к школе: Психологическая диагностика Консультативная работа с педагогами и родителями Методическая работа Профилактическая работа Коррекционно-развивающая работа Аналитическая работа

Слайд 9

выявление уровня зрелости важнейших психофизиологических и психологических функций, необходимых для включения в учебный процесс; обнаружение детей с низким уровнем сформированности важнейших предпосылок учебной деятельности; нацеливание внимания педагогов на необходимость коррекционной работы с «проблемными» детьми. Задачи психолого-педагогического диагностирования:

Слайд 10

Основные тесты готовности ребёнка к школе: "Копирование точек" (определение объема внимания). «Кодирование» (определение устойчивости внимания). Память (выявление состояния зрительной памяти). Десять пар слов, связанных по смыслу (смысловая память). Десять пар слов, не связанных по смыслу (выявление состояния механической памяти). "Четвертый лишний предмет" (выявление сформированности логических обоснований, правильность обобщений). Серия сюжетных картин (выявление способности ребенка в установлении причинно-следственных связей). Словесные субтесты (выявление степени сформированности понятий и умения классифицировать предметы). Сравнения предметов (выявление степени сформированности операции сравнения).

Слайд 11

Схема результатов выполнения диагностических заданий детей подготовительной группы № 1 «Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора». Методика Кумариной Г.Ф. № 2 «Рисование бус». Методика Аргинской И.И. № 3 «Заселение дома». Методика Аргинской И.И. № 4 «Раскрашивание фигур».Методика Чутко Н.Я. № 5 «Составление схем-слов» под диктовку, № 6 «Чтение схем-слов». Методики Нечаевой Н.В. № 7 «Разметка» Методика Кумариной Г.Ф., Индик Н,К., Цирулик Н.А. Фамилияимя ребенка Результаты выполнения детьми диагностических заданий (в уровнях) Средний балл № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7

Слайд 12

Коррекционно-развивающая работа Проводится с дошкольниками, испытывающими трудности адаптации к школьной жизни, индивидуально или в микрогруппах, которые формируются на основе сходства проблем, выявленных у детей на этапе диагностики. Целенаправленная работа по коррекции имеющихся затруднений помогает значительно продвинуть ребенка в развитии, подготовить к успешному усвоению школьной программы.

Слайд 13

Принципы ведения коррекционной работы научность целенаправленность своевременность оперативность взвешенность взаимопонимание Принципы ведения коррекционной работы

Слайд 14

Мониторинг психологической готовности детей МДОУ детский сад №37 «Журавлик» к школе Эмоционально-коммуникативная готовность (от кол-ва детей в %) Волевая готовность (от кол-ва детей в %)

Слайд 15

Мониторинг психологической готовности детей МДОУ детский сад №37 «Журавлик» к школе Интеллектуальная готовность (от кол-ва детей в %) Мотивационная готовность (от кол-ва детей в %)

Слайд 16

Работа с педагогами чаще всего проводится в виде семинаров-практикумов, на которых знакомят с задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения с детьми и оказания помощи им. Консультирование родителей , чьи дети показали низкие результаты при диагностировании, осуществляется индивидуально, на родительских собраниях и стендовым консультированием.

Слайд 17

Аналитическая работа Направлена на осмысление проводимой работы по созданию условий для успешной адаптации детей к условиям школы, оценку эффективности проводимой диагностики и реализации коррекционно-развивающих задач, профилактических мероприятий и качества методработы.

Слайд 18

Ожидаемые результаты: Контактность ребёнка, адаптивность в группе сверстников в школе. Зрелое поведение в социальных контактах и деятельности. Формирование коммуникативных и организаторских способностей. Развитие самодисциплины и самоорганизации, сообразительности. Развитие сосредоточенности и способности к концентрации. Формирование уверенности в себе, своих силах и возможностях.

Слайд 19

Предметно-развивающая среда кабинета психологии

Слайд 20

Занятия педагога-психолога Рыженко С.И. с детьми: психокоррекционная игра «Жура», начальный ритуал занятия «Передай «Сердечко», тест «Необычное животное»

Слайд 21

Список литературы: Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педобщество России. М. 2006. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. 2004 Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с ребёнком. «Перспектива». 2002. Кумарина Г.Ф. «Методика педагогической диагностики готовности детей к обучению на этапе школьного старта» 2008.ПАПО Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., «Азбука общения: развитие личности ребенка», СПб., 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС

Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: обогащение воспитательного опыта родителей и повышение эффекта семейной социализации дошкольников в преддверии школы с учетом специфики воспитательного вклада семьи, наращивание всеми участникам...

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Цель: вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки детей и родителей....

Игровая программа для родителей, чьи дети идут «первый раз в первый класс»!

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоци...

Презентация для родителей "Первый раз в первый класс"

Консультация для родителей об адаптации первоклассников к школе...

Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий

1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...

Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»

Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...


 

Комментарии

Гануш Ирина Михайловна

В нашем детском саду в прошлом году мы подготовили проект "Первоклассник" и теперь передали его следующей подготовительной группе, а они его сейчас дополняют. Конечно было немного трудновато, т.к. в нашем детском саду психолога нет.