Психологические особенности детей дошкольного возраста
материал на тему

Степанова Ольга Николаевна

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение этих понятий на основе возрастной периодизации развития.

Л. С. Выготский, занимавшийся разработкой теоре­тических вопросов периодизации развития человека, в ее основу положил понятие «критического возраста», так как психическое развитие понималось им как процесс качественных преобразований (кризисов) в виде ломки отживших структур и формирования новых. Впервые именно Л. С. Выготский предположил, что негативизм, характерный для всех кризисных этапов, несет в себе позитивный заряд, стимулирующий дальнейшее разви­тие. Кроме того, им была высказана идея о том, что чем ярче протекает период кризиса, тем продуктивнее идет развитие. Согласно его теории, в каждом возрасте есть центральное новообразование, объединяющее вокруг себя развитие других психических изменений.

Процесс развития нельзя охарактеризовать как плав­ный именно в связи с наличием в нем кризисных перио­дов. Отдельные системы и психические функции развива­ются не параллельно и с разной степенью интенсивности, обусловленные определенными закономерностями. Тем не менее, весь процесс роста и развития человека является единым и целостным.

Поэтому знание закономерностей развития ребенка в норме является той основой, на которой строится гипо­тетическое предположение о наличии в развитии конк­ретного ребенка нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности детей дошкольного возраста

        Показатели         

Возрастная группа

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

Мышление

Наглядно-действенное

Наглядно-образное

Наглядно-образное

Наглядно-образное, начало формирования образно-схематического

Элементы логического, развиваются на основе наглядно-образного

Речь

Словосочетаниями, понимает глаголы

Начало формирования связной речи, начинает понимать прилагательные

Окончание формирования активной речи, учится излагать мысли

Формирование планирующей функции речи

Развитие внутренней речи

Произвольность познавательных процессов

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные

Внимание и память непроизвольные, начинает развиваться произвольное запоминание в игре

Развитие целенаправленного запоминания

Начало формирования произвольности, как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Высокая чувствительность к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Индивидуально, у большинства низкая

Объект познания

Непосредственно окружающие предметы, их внутреннее устройство

Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначение

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы

Причинно-следственные связи между предметами и явлениями

Способ познания

Манипулирование предметами, их разбирание

Экспериментирование, конструирование

Рассказы взрослого, эксперементирование

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками

Условия успешности

Разнообразие развивающей сферы

Развивающая сфера и партнерские отношения со взрослыми

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле

Форма общения

Ситуативно-личностное

Ситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное

внеситуативно-личностное

Отношения со сверстниками

Мало интересен

Мало интересен

Интересен как партнер по сюжетной игре

Углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении

Собеседник, партнер по деятельности

Отношения со взрослыми

Источник защиты, ласки и помощи

Источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству

Источник информации

Источник информации, собеседник

Источник эмоциональной поддержки

Наличие конфликтов

Со взрослыми «я-сам»

Со взрослыми, как продолжение «я-сам»

Отсутствуют

Отсутствуют

К 7 годам-кризис-смена социальной роли

Эмоции

Сильной модальности, резкие переходы

Сильной модальности, резкие переключения

Более ровные, старается контролировать

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Развитие высших чувств

Игровая деятельность

Предметно-манипулятивная, игра «рядом»

Партнерская со взрослыми, индивидуальная с игрушками, игровое действие

Коллективная  со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Длительные игровые объединения, умение согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...


 

Комментарии

Степанова Ольга Николаевна

Данный материал можно использовать и для консультаций воспитателей ДОУ, и как материал для папок-передвижек, а также в качестве психологического просвещения родителей по вопросам динамики развития детей.