ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по правовому образованию для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pravovomu_vospitaniyu.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по   правовому образованию

для детей с нарушениями ЦНС старшего дошкольного возраста

                                                                     Составитель:  Новикова Марина Ивановна

г. Нерюнгри 2009 г.

Утверждаю: Зам.директора                                                                                                               Согласовано

МОУ (С) К  НШ – ДС                                                                                                                   МОУ (С) К НШ-ДС                                                                                                      « Веселый дельфин»                                                                                                                     « Веселый дельфин»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

_____________Селиванова Н.Б.                                                                                _______________Богданова Л.Г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Кружок «Мои права и обязанности»

   Руководитель : воспитатель Новикова М.И.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена для детей с нарушениями ЦНС, у которых отмечаются трудности в развитии эмоцонально – волевой сферы, коммуникативной сфере, познавательной деятельности и особенностях личности.

           Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

            Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

           Стержневым в формировании детей является  уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права.  Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

                                    ПРАВО И ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

 Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Право есть цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

 На личностном уровне право выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Право проявляется в поступках и деятельности человека. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдение своих прав.

 Вопрос о необходимости регулирования прав детей возник в России во второй половине Х1Х века, после проведения крестьянской реформы, которая, по мнению М. Е. Салтыкова-Щедрина, устранила «безнравственное и бесправное отношение человека к человеку». К сожалению, благородные начинания россиян по защите прав детей в силу тех или иных причин не получили поддержки и дальнейшего развития.

 К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Свидетельством того является анализ принятых международным сообществом Декларации прав ребенка (1959 г.), Конвенции о правах ребенка (1989 г.), Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.). Готовясь жить в правовом государстве, надо и детей воспитывать в соответствии с нравственными законами. Формула: образование – основа демократии – полностью отвечает рекомендациям Генеральной  Ассамблеи  ООН, призывающей использовать все воспитательные средства в дошкольном образовании таким образом, чтобы дети росли и развивались в духе уважения к человеческому достоинству и равноправию. И именно,  эти Документы  должны быть положены в основу дошкольного образования, и составить  значительную часть содержания нового мышления, стать камнем новой политики детства. Ибо в них международное сообщество в определенной степени создало модель личности,  воплотившей в себе общечеловеческие ценности,  провозгласила приоритетность прав детей в обществе, обосновала международные стандарты этой политики. Т.е. эти Документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.

Суть этики определил Джеймс Грант. По его мнению, эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее.

 Давайте и мы будем ориентироваться на такой высокий нравственный уровень, оценивая свое отношение к острым детским проблемам.

Но мировая политика свидетельствует, что недостаточно только провозгласить права ребенка, они начинают действовать и приносить положительные результаты, когда общество оказывается подготовленным, воспитанным для этого. Поэтому исследование проблемы правового воспитания дошкольников и воспитание детей в духе прав ребенка остается особо важным направлением в работе и должны опираться на понимание и принятие детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений с взрослыми. Это является  процессом  длительным и многоаспектным.

  Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию правового мышления.

      Усвоение прав ребенка пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, к системе потребностей, интересов, что само по себе плодотворно, ибо приучает к интроспекции, служит одной из психологических основ самосовершенствования.

    Правовое воспитание, основанное на включение ребенка в естественные виды деятельности:

  •  дидактические игры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
  • изобразительная деятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить свое видение;
  • игры-драматизации;
  • конкретные поступки и ситуации…

будет способствовать формированию правовой культуры, развитию чувства ответственности, способности принимать решения, искать и находить содержательные компромиссы, что является основой развития гуманистического начала, глобального мышления.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

воспитывать дружелюбных, миролюбивых, отзывчивых, тактичных детей.

Задачи:

  • Создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения.
  • Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
  • Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
  • Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
    Развитие социальных навыков.
  • Формирование правового сознания детей.

Для решения данных задач я выбрала следующие концептуальные идеи:

- осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);

- осознание ребёнком своих возможностей;

- осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;

- определение вме6сте с детьми правил и норм человеческого общежития;

- развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;

- развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- формирование интереса к жизни других людей.

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ

Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХ1 века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. Поэтому надо уже сейчас, в трудных социально-экономических условиях, не оставаться равнодушным, а  усилить работу по правовому воспитанию дошкольников.

Новое время требует от нас  содержания, форм и методов правового воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

 Творческий элемент системного характера заключается в попытке объединить усилия семьи, педагогического коллектива, общественности в решении проблем правового воспитания, опираясь на возрастные,  познавательные возможности дошкольников и имеет условно три этапа.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения, учатся соотносить права и обязанности.

Целевая установка – мотивационное ориентирование детей, формирование у них представлений о правах ребенка. Достигается это подключением изучению прав, опыта самих детей, их знаний о родине, рассказами о Конвенции прав ребенка.

 Не меньшее значение приобретает работа по пропаганде идей Конвенции о правах ребенка среди родителей, ибо эти документы,  прежде всего,  обращены к взрослым.

 Следующий этап – расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь – в процессе чтения художественных произведений, этических бесед, формирования навыков поведения. Эта работа проводится на занятиях и в совместной деятельности с детьми.

Цель заключительного этапа – активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать. В качестве средств формирования правовых понятий используются игровые формы, сказочные персонажи, чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций и поиск выхода из них; рассматривание картин о жизни детей в разных странах; беседы, в которых дети приобретают опыт конкретных моральных отношений, привычек и способствует освоению чувства единства прав и обязанностей, слова и дела, поступка и ответственности.

 Все это помогает решить общую задачу воспитания правовой культуры, педагогические и психологические проблемы гражданского воспитания, обеспечивая взаимосвязь нравственного и гражданского воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности ребенка.

      Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:  

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.
  • Устав учреждения.
  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

           Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

 Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

           

                                 

                                    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

Согласовано                                                                                        Утверждаю: Зам.директора                                                                                     Директор                                                                                                                                                              

МОУ (С) К  НШ – ДС                                                                        МОУ (С) К НШ- ДС ««Веселый дельфин»                                                                         « Веселый дельфин»  _____________Селиванова Н.Б.                                            ______________Богданова Л.Г.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Расписание занятий

                                             Кружка «Мои права и обязанности»

Воспитатель: Новикова М.И.

Четверг 15.40-16.00

Список детей

№ П/П

  Фамилия, имя ребенка

1.

Кондратьев Леня

2.

Сметанина Полина

3.

Семенцова Ника

4.

Морякова Милана

5.

Мишакова Диана

       

                                                         

                                         Тематическое планирование

  Месяц

        Статья  конвенции

      Цель и содержание работы

октябрь

1.Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).

2.Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

3.Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

Знакомство с Декларацией прав человека. Право на жизнь, свободу, семью.

1.Тема: Что такое право?»

Цель: Познакомить детей с понятием «право», «обязанность».

Оформление панно «Наши права».

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка.

2. Тема: «Что такое обязанности?»

Цель: Показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только право, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общественных норм и принципов морали.

Обсуждение проблемных ситуаций.

3.« Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена».

Цель:  Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; о том, как на Руси давали имена, что они означали, познакомить с понятием «отчество», воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям.

Игры: «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?», «Радио», «Комплименты».

4. Тема: »Загадки наших имен».

Цель: Познакомить со значением некоторых имен; расширять кругозор; закрепить смысл ст.7 Конвенции «Каждый человек имеет право на имя».

5.Тема: «О происхождении фамилии».

Цель: Формировать у детей представление о происхождении фамилий; развивать любознательность; умение анализировать и делать самостоятельные выводы; воспитывать интерес к прошлому.

ноябрь

1.Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)

2.Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1)

1.. Тема: «Моя семья».

Цель:  Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Рассматривание семейных фотографий.

2. Тема: «Все мы разные».

Цель: Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор.

Чтение и обсуждение рассказа «Два пирожных».

3. Тема: «Порадовать маму – как это просто!»

Цель: Формировать положительное отношение к соблюдению  и отрицательное отношение к нарушению тех нравственных норм, с которыми дети сталкиваются в жизни; воспитывать любовь, заботливое и бережное отношение к маме.

4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: С помощью спланированных ситуаций дать понять, что семья – это любовь, забота друг о друге, а родной дом – самое любимое и надежное место на Земле; формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению нравственных норм

5. Тема: «Право на любовь».

Цель: Познакомить с правом на любовь и заботу; способствовать социально-нравственному развитию; развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать; воспитывать доброту, заботу, внимание к людям; упражнять в невербальном  выражении своих чувств, умении дарить  другим теплоту своего сердца.

Обсуждение пословиц..

декабрь

1.Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1)

1.Тема «Если вдруг тебя обидели».

Цель: Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».

1. Тема:»Поговорим о защите».

Цель: Рассказать о значении и происхождении слова «защита»; формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи.

2. Тема: «Я самый, самый…»

Цель: Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу.

3. Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент».

4.Тема: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»

Цель: Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).

январь

1.Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1)

1.Тема: «Хочу все знать»

Цель: Познакомить детей с правом получения информации и образования. Ввести понятия «Информация» и «Образование». Формировать у детей представление о том, какое значение имеет образование в жизни людей.

2. Тема: Викторина « Что мы знаем о наших правах?»

Цель: Уточнить знания детей о своих правах, выяснить насколько дети умеют объяснить их.

3. Тема:»Как люди получают информацию».

Цель: Уточнить источники информации.

4. Рисование «Моя любимая телепередача.

февраль

1.Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4)

1.Тема: «Сохрани свое здоровье сам».

Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.

2. Тема: «Кто и как заботиться о твоем здоровье».

Цель: Формирование представлений об условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья и людях, обеспечивающих хорошее здоровье (родители, врачи, воспитатели, повара, строители, писатели, художники, музыканты, певцы, тренеры.)

3. Решение проблемных ситуаций: «Выйди из лабиринта по проблемам здоровья.

4. Рисование «Доктор Айболит спешит на помощь».

март

1.. Право ребёнка на безопасные условия жизни, право не подвергаться жесткому или небрежному отношению. защиту от всех форм физического или психического насилия.( ст.19, п.1)

2. Дети не должны использоваться в качестве дешевой, рабочей силы. Статья 32.

1.Тема: «Непосильное задание».

Цель: Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать представления о том, что тяжелый, непосильный труд может нанести вред здоровью.

2. Рассматривание картин, изображающих тяжелый труд детей.

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображенного на картине сюжета.

3. Рассматривание альбома «Ребенок имеет право».

Цель: Закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд».

4.Тема: «Предотвращение опасных ситуаций».

Цель: Дать детям элементарные знания о поведении на улице. Развивать у детей интуицию, осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми  и малознакомыми людьми.

апрель

1.Право  ребёнка на образование (ст.28, п.29)

1.Тема:»Зачем нужно учиться?»

Цель: Рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными.

2.Тема: «Как важно грамотным быть».

Цель: Формировать представление о значимости образования в жизни человека.

3. Сюжетно – ролевая игра «Школа».

Цель: Совершенствовать умение регулировать свое поведение на основе правил; формировать способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; поддерживать желание к обучению в школе.

Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.

4. Дидактическая игра «Чьи права нарушены?»

Обсуждение пословиц.

май

1.Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2)

2.Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)

1.Тема: « Я на солнышке лежу».

Цель: Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести в активный словарь понятия «активный отдых», «пассивный отдых», «предпочтение»; закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для их отдыха.

2. Рассматривание семейных фотоальбомов «Как мы отдыхали».

Цель: Учить ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями; замечать красоту жизни; понимать важность влияния отдыха на здоровье и жизнедеятельность человека.

3. Рассматривание альбома « Ребенок имеет право».

Цель: Закрепить полученные представления о правах ребенка; воспитывать чувство благодарности по отношению к тем, кто заботится и несет ответственность за развитие, воспитание и обучение детей.

4. Дидактическая игра «Назови права героев».

ЛИТЕРАТУРА:

 Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995.

 Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995.

 Конституция Российской Федерации. – М. , 1993.

 Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.

 Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.

 Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997.

 Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992.

 Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992.

 Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;

Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.

 Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С.  , 1996.

   Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992

Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.  

Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

  Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,№3, –С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.

  Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).

 Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992

Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее пособие"Бабочки"для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Коррекционно-развивающее пособие для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста....

Презентация на тему "Праздники" для детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста.

Данная презентация помогает познакомить с таким явлением, как праздник, закрепить названия праздников....

Развитие цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста (из опыта работы).

В статье раскрывается опыт работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением интеллекта старшего дошкольного возраста...

Конспект совместного познавательного интегрированного развлечения на тему "Космическое приключение" для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

В конспекте раскрывается опыт совместной работы логопеда и тифлопедагога по лексической теме "Космос" для детей с нарушением зрения (как вариант закрепления и расширения знаний детей по данной теме). ...

Учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме: Совершенствование мелкой моторики рук у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста в процессе обучения техники модульного оригами Прошина Наталья Юрьевна

«Забавные фигурки»ГДОУ ТО №1Воспитатель группы детей со сложными нарушениями развития:   Прошина Н.Ю.Цель – Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально-...