"Воспитательное значение произведений Габдуллы Тукая"
статья по теме

Гизатулина Фания Анваровна

Сообщение для воспитателей по развитию у дошкольников нравственных качеств и любви к произведениям Г.Тукая и в связи с его 125 летием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_chem_my_vidim_silu_ego_vospitatelnogo_znach_tukay.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

        В чем мы видим силу воспитательного потенциала произведений Г.Тукая и необходимость в формировании эстетического богатства детей? Татарский детский писатель вводит ребёнка в красочный мир богатых художественных образов, способных взбудоражить и расшевелить воображение ребёнка.Произведения Г.Тукая доступны для детского сознания и понятны, и близки такой возрастной категории, как дошкольники. Его стихи являются отражением психологии самого ребенка и соответственно психологии творчества, возможного в этом возрасте. Активное включение ребенка в стихию произведений Г.Тукая позволяет его эмоционально раскрепостить.Тукаевский « детский фонд» следует рассматривать в качестве полноценного источника формирования эстетических вкусов и ориентаций детей.Прослеживая творчество Г.Тукая, особенно его произведения, посвященные детям, можно четко выделить фольклорные мотивы. Например, в известных и любимых детьми авторских сказках «Кәҗә белән сарык » («Коза и овца»), «Су анасы» («Водяная»), «Шүрәле» («Шурале»), сказочный сюжет и мифологические образы и события составляют основу произведений. Произведение «Водяная», основанное на мифологических мотивах, отличается идейно-эстетической зрелостью, воспитательным потенциалом. Народная мудрость, использованная автором, характеризует героев произведений и различные ситуации, помогает отразить мысли и душевное состояние персонажей. Малые жанры фольклора своей лаконичностью и меткой, точной формулировкой не только канстатируют факт, но и заставляют читателя думать и размышлять, читать между строк и делать выводы.И какие же неиспользованные пласты огромной воспитательной силы, огромной эстетической ценности открываются в произведениях Г.Тукая?Все его творчество  является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребенка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. В поэтических образах его произведение ,открывает и объясняет ребенку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребенка, давая ему образцы правильного литературного языка.ПроизведенияТукая пробуждают эмоциональную отзывчивость на чужую боль, огорчение или, напротив, радость. Ярким тому подтверждением является произведение «Бичара куян», рассказывающая о том,как зайчат съел волк,или стихотворение  «Шаян песи» о шаловливом  котенке.Поэма «Шурале»Г.Тукая, прославляя находчивость и смекалку, учит маленького человека выбору между плохим и хорошим поступком. Но, пожалуй, самая сильная сторона этого произведения заключается в том, что оно содержит чёткую психологическую установку, своеобразное руководство к действию – ни при каких обстоятельствах не падать духом, не отчаиваться, не сдаваться, искать выход из трудной ситуации.Стихотворение «Бала белән Күбәләк», описывающая похождения бабочки, которого девочка хотела поймать, учит маленького читателя доброму, заботливому отношению к братьям нашим меньшим. А в произведении «Коза и баран»,несмотря на комичность главных персонажей и некую шутливость изложения, автор устойчиво формирует в юных читателях ощущение необходимости бережного отношения к окружающему миру, закладывает, фигурально выражаясь, основы морального кодекса будущего взрослого человека, который несовместим с эгоизмом, жестокостью, бездушием.Габдулла Тукай – тонкий психолог, чуткий знаток детской души. Он всем своим творчеством показывает: мир ребёнка – особый, он малопонятен взрослому человеку. Взрослый в нём – чужак, посторонний. Тукай – автор, в котором живёт впечатлительный, ранимый, и в тоже время озорной, жизнерадостный, способный заразить весельем окружающих, ребёнок; благодаря этой особенности поэт предстаёт настоящим другом малышей: он для них и равноправный участник игр и развлечений, и мудрый старший товарищ. Его стихам присуща занимательность. Остроумные сюжеты заинтересовывают юного читателя, вызывают у него вопросы, помогают строить собственные суждения, позволяют выразить своё эмоциональное отношение к происходящему, дать оценку поступкам героев. А произведения «Шурале » и «Водяная» и вовсе осязаемы: краски, звуки, запахи присутствуют в них так реально, что читатель невольно ощущает свою причастность к происходящему. На страницах своих произведений автор создал мини-энциклопедию живой природы родного края, благодаря которой можно почерпнуть многие важные сведения. Значение литературного краеведения в процессе воспитания подрастающего поколения нельзя недооценивать, поскольку только оно во многом позволяет обрести истинное понимание того, что зовётся «малой родиной», а сказка является одним из наиболее продуктивных по своему воздействию литературных жанров, который успешно справляется с задачей его популяризации на самых ранних этапах развития. Говоря о роли сказок в педагогике, нельзя не затронуть вопрос о воспитательном значении сказочных произведений автора, которые несут и огромную эстетическую нагрузку. Ребёнка с самого детства необходимо приобщать через печатное и устное слово к культуре родного края. Освоив в детстве литературное краеведение, ребята лучше поймут отечественную и мировую литературу.. Воспитательное значение детских произведений Тукая велико – оно несёт читателям знание.Г.Тукай прививает своему читателю умение замечать и ценить красоту природы и в меру своих сил сохранять её богатства. Его творчество ценно как с художественной, так и с педагогической точки зрения. И конечно же ценность еще заключается в том, что один из его главных действующих лиц – ребёнок. Интересное содержание в органическом единстве с безупречной отточенной формой – его отличительная черта. Современен ли Тукай? Безусловно. Его поэзия, столь любимая всеми слоями татарского, да и не только, народов, входит в наши души баюкающими колыбельными, трогательными детскими стихами, незабываемыми образами поэмы «Шурале» с самых юных лет.  Имя это в сознании каждого из нас означает не только чарующие звуки родного языка и татарской культуры в ее самом полном выражении, но и высокую степень гражданственности. Щемящую ноту боли за свой народ, его настоящее и будущее.Сопровождает всю жизнь, поддерживая в трудные минуты, освежая сознание чистейшим родником народной души.

Сообщение на тему:

«Воспитательное значение и эстетическое богатство

произведений Г.Тукая»

Подготовила:ГизатулинаФ.А.

-воспитатель 1 кв.категории

Д|c№ 295 Московского района

г.Казань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по творчеству Габдуллы Тукая: «Знатоки Тукая».

Интеллектуальная игра  для  проведения  с  педагогамипо  творчеству  Габдуллы Тукая:   «Знатоки  Тукая»....

"Звезда по имени Тукай" в рамках родительского клуба "Дружим с книгами Габдуллы Тукая всей семьей"

Повышение эффективности работы по приобщению детей и родителей к творчеству Габдуллы Тукая....

Кроссворд по произведениям татарского поэта Габдуллы Тукая

           Габдулла Тукай– великий татарский поэт, который оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.    ...

Музыкально-литературная композиция по произведениям Габдуллы Тукая "В гости к Водяной" (на татарском языке)

Авторская  музыкально-литературная  композиция  создана  по  произведениям  Г.Тукая.  Дети  находят  красивый  гребешок  и  ищут  его...

Сценарий драматизации произведения Габдуллы Тукая "Сказка о Козе и Баране" в рамках реализации НРК, к юбилею великого татарского поэта.

Существует не один перевод интереснейшего произведения Габдуллы Тукая для детей "Сказка о Козе и Баране". Чтобы адаптировать сказку для постановки в старшей группе детского сада я использовала два пер...

Консультация для родителей «Воспитательное значение произведений К. Ушинского» (Июль 2023 год)

Уважаемые родители! В основе педагогической системы К. Д. Ушинского лежит идея народности. Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Великий ...