Статья "Здоровье педагога- залог профессионального долголетия"
статья по теме

Джапарова Людмила Геннадьевна

 

2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_pedagoga.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье педагога – залог профессионального долголетия

                                           

                                              «Человек не  в силах преобразовать мир,

                            но в силах преобразовать себя

               и сохранить этот мир»
                                            Лыткин В.В.

2010 год в России назван годом учителя. И в очередной раз необходимо уделить внимание здоровью педагогов, так как от этого зависит трудоспособность педагога и его стиль влияния на подрастающее поколение, воспитанников и учащихся.

Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья[4]:

- психическое здоровье;

- социальное здоровье;

- физическое здоровье.

В качестве одной из составляющих здоровья в целом выделяют психологическое здоровье. Сам термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И.В.Дубровиной [8]. При этом под психологическим здоровьем ею принимаются психологические аспекты психического здоровья, то есть  то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Однако если психологическое здоровье – необходимое условие полноценного функционирования, то насколько оно взаимосвязано с физическим здоровьем? Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психологического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического.

Взаимосвязь между психическим и соматическим была известна в медицине еще с древности: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души» (Сократ).

 Известный врач-психотерапевт Элизабет Кюблер – Росс [5] выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного.

Если составить обобщенный «портрет» психологического здоровья человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии, и конечно способствует развитию других людей. Он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни.

Таким образом, «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». И, прежде всего, гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.д. Но также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой и т.д.

         Истоки отношения  к своему здоровью закладываются еще в детстве. По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% от окружающей среды, на 16 – 20% от наследственности и на 10 – 15% от уровня развития здравоохранения в стране. [10]

        Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

Невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне. Добиться этого можно, воспитав в человеке определенную культуру – культуру здорового образа жизни. При чем формирование этой культуры начинается с детства. В этом формировании  велика роль  и педагогов,  окружающих детей. И педагоги, прежде всего, должны быть сами здоровы.

Человек  должен жить с сознанием, что от его навыков зависит накопление здоровья. Можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия.

«Я знаю, где и как нужно делать, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие» - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья.

И.И. Соковня – Семенова [4]  выделяет следующие виды мотивации выбора здорового образа жизни:

  1. Самосохранение. Когда человек знает, что то или иное действие впрямую угрожает его жизни, он это действие не совершает. Формулировка мотивации: «Я не совершаю определенные действия, т.к. они угрожают моему здоровью и жизни».
  2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды. Формулировка мотивации: «Я подчиняюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависит здоровье и благополучие других».
  3. Получение удовольствия от самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».
  4. Возможность для самосовершенствования. Формулировка мотивации: «Если я буду здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».
  5. Достижение максимально возможной комфортности. Формулировка мотивации: «Я здоров, меня не беспокоит физическое  и психическое неудобство».

Митина Л.М. [3] выделяет основные показатели  профессионального здоровья педагогов, ими являются такие интегральные характеристики личности,  как

  1. педагогическая направленность;
  2. компетентность (коммуникативная);
  3. педагогическая гибкость;

что предполагает усиление мотивации на педагогический труд, сотрудничество с детьми, родителями воспитанников, формирование интереса к ребенку и к педагогической деятельности.

Компонентом профессионального здоровья педагога является психологическая культура, которая включает в себя:

  1. теоретическую подструктуру – это система сформированных теоретических и эмпирических знаний;
  2. практическую подструктуру – умения и навыки применения психологических знаний. (Я.Л. Коломинский)[7]

В процессе укрепления психологического здоровья актуализируются следующие группы умений педагога:

  1. перцептивные и диагностические;
  2. рефлексивные;
  3. прогностические;
  4. коммуникативные;
  5. психотерапевтические  и психокоррекционные;
  6. определение структуры межличностных отношений в группе, выявление детей, занимающих неблагополучное положение;
  7. оценка темперамента детей;
  8. оценка одаренности воспитанников.

В укреплении здоровья педагога могут помочь стратегии, приемы, способы сохранения профессионального долголетия,  вот некоторые из них[9]:

  1. смыслотворчество – изыскание новых смыслов своей трудовой и профессиональной деятельности;
  2. внутренняя гармония – способность жить в согласии с самим собой;
  3. понимание себя как индивидуальности, видение самобытности своей личности и осуществление действий не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;
  4.  умелое сочетание чужого опыта профессионального сохранения с выработкой своего индивидуального стиля;
  5. сознательное погашение в себе патогенного мышления и овладение саногенным мышлением;
  6. усиление авторства своей профессиональной жизни, поддержание у себя стремления к самовыражению, самоактуализации в личностно значимых и доступных сферах деятельности.

Маслоу А.[1] считал, что люди, достигшие вершин самоактуализации, могут расцениваться как живые эталоны психического здоровья.

Каждому педагогу необходимо построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения, результатом которой будет физическое  и профессиональное творческое долголетие.

Мишель Монтенью[5]: «Здоровье – это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».

Литература

1. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

2. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

3. Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология / Народное образование. 1998.

4. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., Академия, 2000.

5. Равич Р.Д. Копилка семейного здоровья. М., Линка-пресс, 1998.

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., Академия, 2004.

7. Коломинский Я.Л. Психологическая адаптация подрастающего поколения. 1994.

8. Практическая психология и образование / под ред. И.В.Дубровиной. М., 1997.

9. Основы профессионального самосовершенствования педагога./под ред. Е.А.Панько. Минск, 2002.

10. Управление ДОУ/научно-практический журнал №1,2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование компонентов профессиональной речи педагога - залог успешности работы по речевому развитию в ДОУ

В настоящее время к речи педагога дошкольного образовательного учреждения предъявляются высокие требования....

Консультация "Психологическое здоровье педагога как залог профессиональной успешности"

Сохранение и укрепление здоровья педагога, создание благоприятной психоэмоциональной обстановки в коллективе является залогом успешного воспитательно-образовательного процесса и успеха деятельности де...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

содержание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями»

содржание городской базовой площадки «Профессиональный педагог – залог успешного обучения, воспитания и социализации детей – инвалидов и детей с особыми образоват...