Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию дошкольников
методическая разработка (младшая группа) на тему

Щавелева Ольга Анатольевна

В данных методических рекомендациях говорится о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:

- организацию предметно-развивающей среды;

- формирование положительных эмоций в утренние часы;

- создание эмоционального настроя в ходе занятий;

- воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира (организация прогулки);

- развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры;

- работу с родителями, имеющую целью создание положительного эмоционального фона не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по социально-эмоциональному воспитанию

дошкольников

Выполнила:

Воспитатель МДОУ

«Детский сад «Берёзка»

пос. Первомайский

Первомайского района

Тамбовской области

Щавелева Ольга Анатольевна

Первомайский – 2010

План.

  1. Цель и задачи методических рекомендаций.
  2. Актуальность проблемы.
  3. Организация предметно-развивающей среды.
  4. Формирование положительных эмоций в утренние часы.
  5. Создание эмоционального настроя в ходе занятий.
  6. Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира (организация прогулки).
  7. Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.
  8. Работа с родителями.
  9. Библиографический список.

Цель. Сосредоточить внимание педагогов на проблеме социально-                 эмоционального воспитания детей дошкольного возраста в условиях развития современного общества.

Задачи методических рекомендаций.

  1. Акцентировать внимание педагогов и родителей на индивидуальных особенностях эмоциональной сферы каждого ребёнка.
  2. Систематизировать знания педагогов об основных эмоциональных состояниях и проявлениях человека как объекта природы и социальной действительности одновременно.
  3. Нацелить родителей на распознавание связей между отчётливо выраженным эмоциональным состоянием ребёнка и причиной, вызвавшей его.
  4. Помочь педагогам разбудить в детях радость от общения с окружающими, способствующую нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений и формированию новых положительных качеств.

Актуальность проблемы.

Каждый человек за свою жизнь переживает огромное количество эмоциональных состояний, различных по своему содержанию и выражению. И самое первое эмоциональное проявление мы можем наблюдать уже при знакомстве ребёнка с окружающим миром: о своём появлении на свет дети извещают плачем. И именно с этого момента родителям необходимо уделять должное внимание развитию эмоциональной сферы малыша, поскольку это является одним из определяющих факторов в формировании его правильного отношения к своим успехам и неудачам в дальнейшем. Однако в современном мире нередко встречаются семьи, в которых материальное благосостояние ценится выше, нежели чувства и желания друг друга.

Однажды я поймала себя на мысли: несмотря на то, что одни дети сообразительные и смышлёные, другие не очень; одни – контактные, другие – замкнутые, всех их объединяет одно: наши ребята удивляются и восхищаются всё меньше. Они интересуются игровыми приставками, в которых нет места творчеству, ибо это – готовая модель для конкретных действий. Мы, педагоги, должны разбудить в детях интерес к миру и самим себе, сделать творческую деятельность необходимой частью их жизни. Хотелось бы отметить, что в наш век интеллектуального прогресса основными собеседниками ребёнка дошкольного возраста в домашних условиях являются экраны компьютера и телевизора.

По последним статистическим данным в российских семьях родители общаются со своими детьми в среднем 15 – 20 минут в сутки. А, как известно, малыши часто находятся в «плену эмоций», поскольку ещё не могут управлять своими чувствами, что зачастую приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере развития личности у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. В современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества мы должны не только у детей, но и у родителей.

Одним из основных средств разрешения противоречий и конфликтов между воспитателем и родителями является педагогический такт – оптимальная форма поведения и педагогически целесообразного воздействия на родителей, умение устанавливать с ними контакт.

Надо учесть следующие возможные направления работы с родителями:

  1. Организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней;
  2. Ознакомление родителей с работой детского сада по социально-эмоциональному воспитанию (собрания, открытые занятия, специальные экспозиции);
  3. Проведение различных мероприятий с участием родителей, использование их опыта;

Результаты работы по социально-эмоциональному воспитанию не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счёту, письму. Поэтому не стоит ждать быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает опыт, постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, проявляется гибкость по отношению к окружающим.

Если нам интересно с детьми, а им с нами, если мы проявляем любовь и терпение, результаты обязательно придут.

В ходе работы над проблемой я пришла к выводу о важности роли эмоций в организации учебно-воспитательного процесса в целом, который включает в себя:

- организацию предметно-развивающей среды;

- формирование положительных эмоций в утренние часы;

- создание эмоционального настроя в ходе занятий;

- воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира (организация прогулки);

- развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры;

- работу с родителями, имеющую целью создание положительного эмоционального фона не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

В последнее время всё чаще говорится о личностно-ориентированном подходе к детям, который опирается на знание особенностей нервной системы каждого ребёнка. Для того чтобы сформировать одни и те же черты характера у детей с разными особенностями нервной системы, их надо воспитывать неодинаково. Замечательный педагог Ушинский К.Д. говорил, что «для того чтобы воспитывать ребёнка во всех отношениях, его надо во всех отношениях знать». Нам, воспитателям, как никому нужно учитывать это в своей работе. Так как наша профессия воспитателя пока существует и востребована, значит мы в силах что-либо изменить, направить нерастраченные эмоции детей в нужное русло.

Организация предметно-развивающей среды.

Среда, в которой развивается ребёнок, должна обеспечивать личностно-ориентированное воспитание и социально-эмоциональное взаимодействие детей со взрослыми, где ребёнок эмоционально проявляет себя, выражая осознанно правильное отношение к окружающему, реализуя себя как личность. Эмоции ребёнка, положительные или отрицательные, рождаются в процессе общения его с материальным миром. Педагогам и родителям необходимо направить их на развитие таких индивидуальных качеств, как взаимопомощь, доброта, умение видеть прекрасное, любовь к ближним. Правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций. Предметно-развивающая среда включает в себя цветовое решение группы, объекты живой природы (комнатные растения, аквариумы и террариумы, мини-теплицы), оформление зон деятельности (игровая, столовая, спальная).

Психологи отмечают влияние цветовой гаммы окружающих предметов на эмоциональное состояние детей. Так как каждый цвет оказывает определённое воздействие на психоэмоциональный фон ребёнка (успокаивает, возбуждает, притягивает, отталкивает, утомляет), то необходимо учитывать назначение каждой зоны при её оформлении. Не следует оформлять спальную комнату в ярко-красных тонах, а игровую зону можно, наоборот, сделать солнечной.

Немаловажным фактором в развитии положительных эмоций является общение детей с природой даже в закрытом помещении. Именно поэтому создавая уголки природы, очень важно подбирать растения, радующие глаз, то есть, несущие положительный эмоциональный заряд. Наличие в группе аквариума станет стимулирующим моментом в установлении эмоционального равновесия ребёнка, ощущения у него единства с природой.

Следует учитывать, что каждый предмет, с которым общается ребёнок, должен быть как обучающим, так и воспитывающим определённые качества и эмоции. Опрятная и красивая кукла притягивает взгляд и побуждает ребёнка следить за своим внешним видом. В целях предотвращения негативных эмоций и агрессии необходимо постараться свести к минимуму наличие в игровой среде игрушек, издающих неприятные для слуха звуки и превращающие игру в «боевые действия» (пистолеты, роботы-захватчики).

Помимо игровой зоны важную роль в формировании эстетического вкуса и положительных эмоций играет столовая: красиво и правильно сервированные столы, чистые скатерти, доброжелательная обстановка во время приёма пищи.

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

Развивая эмоционально-нравственную сферу детей необходимо использовать комплекс психогимнастических упражнений, которые плавно вводят ребёнка в сложный мир человеческих отношений. Задачей педагога должно стать пробуждение чувства защищённости и уверенности ребёнка в том, что в детском саду его любят и ждут. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые психологические качества (уравновешенность, жизнерадостность, спокойствие, доброту). Психогимнастика способствует снятию психоэмоционального напряжения, поэтому в утренние часы она особенно необходима как способ эмоционального настроя на предстоящий день. Я рекомендую использовать произведения художественной литературы в ходе выполнения упражнений.

На основе поэтических текстов для детей своей группы (вторая младшая) я подобрала серию психогимнастических упражнений. Вот некоторые из них:

  1. «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

-- Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2.  «РОДИТЕЛИ»

-- Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

На лугу растут цветы

          Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

          К солнцу тянутся цветы.

          С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

          Ветер дует иногда,

          Только это не беда.

(Дети машут руками над головой, изображая ветер.)

          Наклоняются цветочки,

          Опускают лепесточки.

(Присели.)

          А потом опять встают

          И по-прежнему цветут.

4.«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают, на слова «выше», «выше» - выпрямляются.)

5.«ПРОСНИСЬ»

     Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

     (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся»  может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.)

     Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. ( «Д.в. №12, 2000г.)

6. «ИДИ СЮДА»

     В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии.

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково,  то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

7. «ЛЯГУШКИ»

     а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете  делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.                                                                          

     Б) Две весёлые лягушки

        Ни минутки не сидят,

        Ловко прыгают подружки,

        Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

8. «КОТИК»

     Лучик котика коснулся,

     Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

9. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

     а) Есть в лесу три полочки.

         Ели – елки – елочки.

         Лежат на елях небеса,

         На елках – птичьи голоса,

         Внизу на елочках – роса.

            («Ели» - стоя на носках, руки вверх.

            «Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.

            «Елочки» - присесть, руки вперед.)

      б) Заблудились мы в лесу (грустно)

          Закричали все: «Ау!» (громко)

          Ой! (весело)

          Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

10. «ЁЖИК»

    а)  Вот лежит иголок ворох

         И две пары ножек.

         В клубок свернулся от лисы

         Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)                                                                                                

      б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

         Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

         Пусть ему навеют сны снежные метели,

         Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев,  снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)

  1. «МЫШИ»

     На носочках ходят мыши,

     Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

     

    Создание эмоционального настроя в ходе занятий.

В нашем ДОУ введён блок занятий по социально-эмоциональному воспитанию. Работая по программе по социально-эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» под ред. Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., я разработала цикл занятий для детей II младшей группы, учитывая индивидуальные особенности психоэмоционального состояния детей.

Блок «Уверенность в себе» позволяет воспитывать в ребёнке умение отстаивать собственное мнение, учить доверять своим эмоциям, формировать у детей положительную самооценку и постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Занятие 1. «Отражение в зеркале».

Задачи:

             -  учить детей любить себя, своё тело и свой организм;

- развивать умение с помощью жестов, мимики выражать эмоциональное состояние персонажа;

Занятие 2. «Какого цвета твои глаза?»

Задачи:

            - закреплять и уточнять представления детей о частях лица;

            - развивать умение выделять характерные особенности во       внешности другого человека;

 - формировать эмоциональную сферу.

Занятие 3. «Ребята и зверята. Дикие животные».

Задачи:

             - обучать детей традициям общения, побуждать соотносить со словами выразительные движения;

   - развивать воображение, фантазию, речевое внимание, слух;

- воспитывать умение чувствовать состояние других, сопереживать; с любовью и заботой относиться к окружающей нас природе.

Занятие 4. «Какой подарок ты хочешь получить?»

Задачи:

- формировать у детей желание получать и дарить подарки;

- развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;

- побуждать детей к активному общению, развивать умение строить диалог.

Занятие 5. «Вкусы бывают разные».

Задачи:

- формировать представления детей о вкусах;

- учить детей входить в образ персонажа в игре;         

Блок «Чувства, желания, взгляды» решает задачи соотношения эмоций ребёнка с миром природы, происходящими событиями и личностными побуждениями, распознавания различных эмоций и причин, их порождающих, умения принимать позицию другого.

Занятие 1. «Как мы выражаем свои чувства».

Задачи:

- учить детей понимать эмоциональные состояния других по выражению лица, позе, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и жесты;

- развивать наблюдательность, воображение;

- воспитывать чувство ответственности и умение сопереживать.

Занятие 2. «Грусть».

Задачи:

- учить дифференцировать поступки сказочных персонажей;

- развивать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

- способствовать сплочению детского коллектива;

Занятие 3. «Спокойствие. Игра-сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море».

Задачи:

- учить детей входить в образ воды, ветра, солнышка;

- способствовать проявлению спокойствия;

- формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Блок «Социальные навыки» предполагает обучение коммуникативным навыкам в ходе создания проблемных ситуаций, развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности, самосознания, умения анализировать и предотвращать конфликты.

Занятие 1. «Взаимопомощь».

Задачи:

- развивать чувство единства, умение действовать согласованно;

- повышать у детей уверенность в себе;

- развивать внимание и воображение, координацию движений.

Занятие 2. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Задачи:

- учить ребят использовать в речи ласковые и нежные слова и выражения;

- развивать способность отвечать за свои поступки;

- воспитывать в детях любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Занятие 3. «Плохо быть одному».

Задачи:

- дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё настроение;

- развивать групповую сплочённость, повышать уверенность в себе.

Занятие 4. «Этикет для малышей.  «Вежливые бельчата».

Задачи:

- знакомить детей с правилами этикета;

- давать детям возможность эмоционально переживать последствия соблюдения норм общественного поведения;

- воспитывать бережное отношение к природе.

На мой взгляд, комплекс социально-эмоциональных занятий имеет огромное воспитательное значение. Ведь эмоциональное благополучие человека во многом зависит от того (по Князевой О.Л.), как складываются его отношения с окружающими людьми.

Хочется также отметить, что развитие эмоционального мира детей должно осуществляться не только на специализированных занятиях, но и на всех остальных. Ребёнок учится понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позам, жестам, видит внешние признаки изменения настроения, пытается понять причины этого. Педагог должен уметь сделать из каждого занятия сказку, и его доброта и желание осчастливить каждого ребёнка к нему обязательно вернутся. Ведь именно «радость, доставляемая нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам ещё более яркой» (В. Гюго).

Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы во время непосредственного общения с ней, то есть, на прогулках. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта. Педагогам и родителям следует «бить тревогу», если ребёнка-дошкольника не привлекают яркие краски и запахи природы, оставляя его равнодушным. Наблюдения за различными сезонными явлениями должны стать не только способом познания, но и, в первую очередь, стимулом для выражения ребёнком определённых эмоций, так как эти наблюдения обогащают представление об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Только взрослый может помочь детям получить яркие эмоциональные эстетические впечатления от красоты окружающего мира: жёлтое поле одуванчиков и белоснежный ковёр ромашек («…Опять смеётся лето в открытое окно

                    И солнышка и света полным, полным, полно.

                    Опять трусы и майки лежат на берегу

                    И нежатся лужайки в ромашковом «снегу»), море опавшей шуршащей листвы под ногами, пушистый мир после снегопада, побуждая каждого ребёнка определять своё отношение к воспринимаемым объектам и мимикой, жестами, словами выражать его. Умение человека видеть красоту в любых проявлениях природы с детства является залогом его эмоционального равновесия и гармоничного восприятия мира в дальнейшем.

В моменты общения детей с природой для достижения поставленных целей педагогу необходимо использовать такие игровые упражнения, как, например, «Солнечные лучики»

- Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

(Воспитатель и дети протягивают вперёд руки и соединяют их вместе, как лучи солнца. Воспитатель предлагает детям почувствовать себя тёплым солнечным лучом, поделиться теплом с друзьями).

«Приласкай, ветерок, облачко»

Ребята, я предлагаю вам перенестись вместе со мной в Сказочную страну, где возможны любые превращения! Присядьте, пожалуйста, и закройте глаза. Представьте, что все вы – воздушные, лёгкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь всё выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но настала пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Ой, опустились! Открыли глаза.

(Ребята, ответьте, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Какие облака плыли по небу? Покажите, как смеялось весёлое облачко. Как оно щурило глазки? Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?)

В пасмурную погоду улучшить настроение детей поможет пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика».

- Что делать после дождика? (Соединяем попеременно подушечки    пальцев правой и левой рук.)

-По  лужицам скакать!                 (Пальчики правой руки

- Что делать после дождика?        «скачут» по левой ладошке).

- Кораблики пускать!                 (Делаем двумя руками одновременно

- Что делать после дождика?      широкий размах перед грудью).

- На радуге кататься!                 (Обеими руками «делаем» волны).

- Что делать после дождика?

- Да просто улыбаться!               (Дети улыбаются друг другу).

Говоря о гармоничном развитии ребёнка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы, природного окружения и интеллектуального развития. Именно поэтому развитие у ребёнка чувства прекрасного рождается в общении с природой. Такое общение может носить и опосредованный характер. Например, свои впечатления, полученные на прогулке, во время экскурсии, ребёнок может выразить с помощью карандашей, красок, пластилина, цветной бумаги и на занятиях, и в свободное время. Педагог должен знать, что формой и цветом изображаемого объекта ребёнок передаёт свои эмоциональные переживания и своё восприятие мира. Так, цвет дождика на рисунке дошкольника может варьировать от мрачно-серого до ярко-голубого в зависимости от того, какой след в душе ребёнка оставило это природное явление и как оно было преподнесено ему педагогом.

Эмоциональное влияние на ребёнка оказывают сами объекты живой природы, их многообразие и неповторимость, доступность в обращении, возможность разнообразно и достаточно длительно общаться с ними.

Активно действуя в природном окружении, ребёнок учится чутко относиться ко всему живому, проявлять заботу и внимание, беречь и охранять природу, любить родной край. А научить этому должны его мы – педагоги и родители.

Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками, а также формировать умение оценивать поступки свои и других людей необходимо на специально организованных занятиях, построенных в форме театрализованной игры. Именно игра является ведущей деятельностью дошкольников. К.Д. Ушинский отмечал, что «дитя в своих играх обнаруживает без притворства всю свою душевную жизнь». С помощью игрового воображения ребёнок как бы получает доступ в привлекательную для него жизнь взрослых, превращаясь в них чисто эмоционально. Влияние игры на чувства детей огромно, так как она обладает притягательной способностью завораживать, вызывать волнение, азарт и восторг. Театрализованная игра характеризует эмоционально-нравственные проявления ребёнка, предоставляя возможность судить о его навыках общения. В театрализованной игре дети создают свой мир, в котором действуют так, как им нравится. Для того чтобы усвоенные нормы поведения в обществе стали привычкой, надо сделать игру эмоционально насыщенной. Преимущество театрализованных игр в коррекции социально-эмоционального поведения заключается в том, что они являются активной формой экспериментального поведения и обладают мощным социализирующим эффектом. Эти игры направлены на ослабление внутренней напряжённости ребёнка, на осознание своих переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности, способствуют формированию у детей навыков совместного взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие со своими товарищами в процессе игры ставит детей перед необходимостью выслушать и понять другого, выразить своё мнение, учесть пожелания партнёров и скоординировать с ними свои действия. Участвуя в серии подобных игр, дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнёром.

Я рекомендую использовать театрализованные игры потому, что они всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр всегда имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, любовь и уважение…Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях формирования всесторонне развитой личности.

Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:

  1. Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).
  2. Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.

Например, психогимнастика в утренние часы:

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Гимнастика пробуждения:

Жук проснулся, потянулся,

С бока на бок повернулся,

Крылышки расправил,

Полетел и зажужжал…

Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

  1. Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей   (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  2. Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).
  3. Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).
  4. Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).
  5. Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).
  6. Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).
  7. Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).

Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:

  1. Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).
  2. Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).
  3. Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).
  4. Театр игрушек из ложек («Жихарка»).
  5. Игрушки из коробок («Три поросёнка»).
  6. Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).
  7. Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского ).

Театрализованная игра помогает реализовать потребности ребёнка-дошкольника в положительных эмоциях, любви, признании, новых впечатлениях, знаниях, умении чувствовать себя уверенно, общении со взрослыми и сверстниками, взаимопонимании и сопереживании, соответствии положительному нравственному герою. Вместе с тем ролевые игры – это стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребёнка как средство снятия тревожных состояний. Именно поэтому любой режимный момент, в том числе и дома должен быть представлен в форме игры. Например, покупая сюжетно-образные игрушки, изображающие людей, животных, предметы труда и быта, взрослым необходимо создать игровую ситуацию, чтобы дать ребёнку представление об основных её функциях, звуках и движениях.

Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.

Работа с родителями.

Наилучший способ помочь детям войти в реальный мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость социально-эмоционального воспитания в развитии ребёнка. Ведь воспитание всесторонне развитой личности – это совместная деятельность педагогов и родителей, направленная на формирование устойчивой психики и здорового эмоционального фона. И залог успеха этой работы в том, что она должна вестись непрерывно (педагогами – в детском саду, родителями – дома). Работа педагога с родителями по социально-эмоциональному воспитанию детей выражается в следующих формах: родительские собрания (типовые и нетрадиционные), анкетирования, беседы и консультации.

Тематика родительских собраний может быть следующей: «Развитие эмоционально-нравственной сферы детей», «Игра – мир ребёнка», «Общение родителей и детей» (нетрадиционное собрание – с присутствием детей).

Так, например, итоговое родительское собрание во второй младшей группе я бы советовало провести в форме сказочного путешествия (по мотивам русских народных сказок). Заранее необходимо организовать анкетирование родителей с целью дать им возможность окунуться в атмосферу устного народного творчества и привлечь их к непосредственному участию в предстоящем путешествии; изготовить совместно с детьми приглашения каждой семье в виде аппликаций; подготовить выставку детско-родительских работ по теме собрания (рисунок, скульптура, аппликация); распределить между родителями обязанности по подготовке собрания (оформление, исполнение ролей); провести индивидуальные беседы с родителями о значении совместного детско-родительского творчества. Ход собрания включает в себя путешествие по сказочному маршруту в процессе выполнения интересных заданий, которые являются результатом воспитательно-образовательной работы за прошедший год; чаепитие в форме доверительной беседы между детьми, родителями и педагогами. Итогом собрания может стать анкетирование родителей с целью выявления, насколько тема и содержание нетрадиционного родительского собрания отвечают требованиям современной семьи. В ходе подобного собрания можно проследить за формированием у детей тех или иных эмоций и способности к установлению социальных контактов с родителями и сверстниками.

Тематика предполагаемых бесед и консультаций с родителями: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие игрушки нужны вашему малышу», «В человеке всё должно быть прекрасно», «Типы родительской любви», «Как наказывать?», «Телевидение и здоровье детей», «Игры и игрушки», «Почему он рвёт книжки», «Самооценка ребёнка дошкольного возраста», «Роль отца в воспитании детей», «Папа и дочка: любовь на все времена», «Влияние биоритмов на эмоциональное состояние ребёнка».

Так, целью беседы о типах родительской любви является доведение до сознания родителей того, что настоящая любовь – это повседневное поддержание и сохранение эмоционального контакта с ребёнком. Основой для развития такого контакта служит искренняя заинтересованность взрослого во всём, что происходит в жизни ребёнка. Искреннее любопытство к его детским проблемам и делам, желание понимать и слушать маленького человека.

Беседу о влиянии телевидения на эмоциональное состояние ребёнка и его здоровье лучше провести в форме доверительного диалога с родителями, в ходе которого взрослые должны осознать место и роль средств массовой информации в развитии эмоционально-личностной сферы дошкольника.

Готовясь к беседе о биоритмах, педагог должен учесть, что многие родители, обсуждая поведение детей (повышенную возбудимость, капризы, малоактивность или несогласованность действий), часто забывают о том, что ребёнок – это такой же человек, как и взрослый, со своей биоритмологической активностью. Задачей педагога должно стать информирование родителей о том, что биоритмологическая активность напрямую связана с биоритмами человека, его биологическими процессами и эмоциональным состоянием. Нервная система малыша легко возбудима, но успокоить его, заставить быстро сосредоточиться на другом процессе очень сложно. В семье, как правило, зачастую нарушается соблюдение режима дня, что развивает у ребёнка некоторый сбой в общей деятельности организма и эмоциональную неустойчивость. Отсюда капризы, крики и непослушание, плохой сон. Педагогам и родителям следует помнить о том, что нельзя одинаково проводить время с детьми различных типов биоритмологической активности («жаворонки», «совы», «голуби»). Знания родителей о сущности биоритмологической активности позволяют им выработать строго слаженную схему действий в течение дня, что, в свою очередь, контролирует эмоциональное состояние детей с утра до вечера.

Педагогу следует обратить внимание родителей на то, что именно они играют неоценимую роль в формировании мироощущения собственного ребёнка. Мы должны научить родителей «дружить» со своими детьми. Это лучший навык, который может быть у них. Когда кроха совсем маленький, маму и папу беспокоит, хорошо ли он поел, тепло ли ему, здоров ли ребёнок и опрятен. К двум-трём годам в жизни малыша наступает период, когда он желает как можно больше времени общаться, получая помощь в познании мира, убеждаться в безграничной любви к нему взрослых и своей нужности. Малыш рассчитывает, что родители покажут ему, как можно радоваться и когда огорчаться, как смеяться и плакать, и одно только то, что они рядом, делает всё вокруг гораздо интереснее.

Ощутить свою нужность – пожалуй, главная цель каждого ребёнка. От того, насколько в семье обращают на него внимание, интересуются тем, что у него на уме и на сердце, учитывают его мнение и слушают внимательно, не перебивая, малыш понимает, что он не последний человек в этом доме. А вот если, наоборот, знаков внимания недостаточно, то их приходится добывать, причём не всегда корректно. Родителям необходимо интересоваться не только тем, почистил ли ребёнок зубы, хорошо пообедал и сходил ли он в туалет, а тем, какое у него настроение, что его тревожит, много ли у малыша друзей, заметил ли он, что сегодня  ярко светит солнышко или тёплый дождик напоил все деревья, кустарники и травы. Именно это отличает обычную родительскую заботу от искреннего интереса к личности своего ребёнка и уважительное отношение к его индивидуальности.

Преобладание тех или иных эмоций зависти от того, какие чувства вызывают своим поведением старшие. Если с интересами малыша не очень-то считаются, разговаривают с ним раздражённым тоном, постоянно ругая, упрекая в чём-то, позволяя старшим братьям и сёстрам «проявить власть» над ним, то стоит ли удивляться, что ребёнок не обнаруживает в своём поведении таких эмоциональных проявлений, как спокойствие, бодрость, доброжелательность, сочувствие к другим. Взрослым в присутствии малыша следует вести себя достойно (помнить о влиянии личного примера), не «выяснять отношения» с помощью грубых слов, оскорблений. Помнить надо о том, что это отразится на эмоциональном состоянии ребёнка, на его отношении сначала с игрушками, а затем и с живыми людьми. Отсутствие ярких эмоций ведёт к задержке и умственного, и физического, и нравственного, и речевого развития. Об этом следует помнить взрослым и контролировать своё поведение.

Отдельно стоит сказать о роли отца в формировании эмоционально отзывчивой и устойчивой личности ребёнка. Общение с папой даёт ребёнку ощущение праздника. И это вовсе не потому, что отцы проводят с детьми мало времени, как любят иногда объяснять это явление женщины. Дело в том, что папа представляет собой иной полис человеческой жизни, нежели мама. Если образ матери олицетворяет дом, в котором живёт ребёнок, то образ отца больше связан с миром вокруг этого дома. Материнская любовь даёт ребёнку чувство безопасности, отцовская – помогает ориентироваться в окружающем мире.

Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить родителям, что ощущение праздника рождается из значимости и яркости тех впечатлений, которые получает ребёнок благодаря папе. Иногда самые обычные вещи благодаря отцу раскрываются с новой, неизведанной для малыша стороны. Диван может превратиться в самолёт, карандаш – в отвёртку, а кастрюля становится барабаном. Только мужчина может смотреть с нескрываемым восторгом, как кроха разбирает пульт от телевизора или увлечённо нажимает без разбора кнопки телефона.

Сочетаясь, материнская и отцовская любовь создают идеальные условия для развития ребёнка. Известный американский психолог Эрих Фромм писал, что «мать – это дом, из которого мы уходим, а отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир».

Помимо словесного контакта с родителями педагогу необходимо своевременно обновлять наглядный материал для родителей с учётом возрастных особенностей развития детей, времени года и других важных факторов, оказывающих влияние на эмоциональное состояние ребёнка. В виде такого наглядного материала можно представить пальчиковые игры, произведения устного народного творчества, несущие эмоциональную нагрузку (песенки, загадки, стихи, потешки), советы родителям о развитии мыслительных способностей дошкольников, об их отношении к объектам природы.

Социально-эмоциональное воспитание – это комплекс педагогических мероприятий и воздействий, всегда направленных на формирование психологически устойчивой личности. Всё вышеизложенное включает в себя основные моменты, которые следует учитывать при работе с детьми младшего дошкольного возраста. В каждой возрастной группе цель социально-эмоционального воспитания остаётся прежней, а формы и содержание становятся более сложными, так как меняются индивидуально-возрастные особенности детей, что является основополагающим при планировании учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список.

  1. Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Дурова Н.В. Очень важный разговор. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  3. Зацепина М.Б. Воспитание и обучение во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  4. Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.  
  5. Кольцова, О.В., Шедько, С.Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
  6. Крюкова С.В., Слободяник, Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: ГЕНЕЗИС, 2006.
  7. Мирилова, Т.Л. Эмоциональное развитие ребёнка. – Волгоград: Корифей, 2009.
  8. Соломенникова, О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  9. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.
  10. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  11. Шорыгина, Т.А. Вежливые сказки. – М.: Книголюб, 2002.
  12. Шорыгина, Т.А. Красивые сказки. – М.: Книголюб, 2003.
  13. Шипицына, Л.М. Азбука общения. – СПб.: Детство Пресс, 2004.
  14. Юрчук, Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: Сфера, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...

Методические рекомендации педагогам по экологическому воспитанию дошкольников

Методические рекомендации педагогам по экологическому воспитанию дошкольников...

Методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в условиях проведения прогулки в ДОУ

Методические разработки и рекомендации, представленные в данном пособии, знакомят педагогов дошкольных организаций с одной из наиболее действенных форм воспитания в детях экологического сознания и нра...

Методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания дошкольников

В статье приведены методические рекомендации для педагогов по совершенствованию экологического воспитания дошкольников...

Методические рекомендации по совершенствованию экологического воспитания дошкольников

В новом тысячелетии на смену натуралистическому движению приходит движение экологическое. В связи с этим возникают иные вопросы. Пожалуй, главной задачей нашего времени станет даже не изучение природы...

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возраста ».

Методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников -план-программа «Ознакомление с «зеленым миром Санкт-Петербурга и его окрестностей» с детьми старшего дошкольного возра...