Главные вкладки

    Презентация по теме:
    Народная игрушка

    Ивлева Татьяна Викторовна

    Народная  игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека.  Я предлагаю материал-  презентацию. Народная игрушка самобытна,  интересна.История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Данный материал  использую в работе с детьми. 

    Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России. Можно указать наиболее важные центры: деревянную игрушку больше всего делали в Московской и Нижегородской губерниях, глиняную - в вятке, Туле, Каргополе.

    imageМногие из промыслов существуют и по сегодняшний день. Наиболее крупным центром деревянной игрушки издавна был Сергиев Посад с прилегающими к нему селениями. В игрушках Сергиева Посада преобладали жанровые изображения, фигурки барынь, гусаров, монахов. Очень интересными по форме и раскраске были "барыни-дуры" (как их называли сами кустари), 30-40 см. высотой, они вырезались из так называемого "трехгранника". Из одной его стороны получалась "спина", а две другие грани, сходящиеся на угол, обрабатывались мастером наподобие высокого рельефа.
     Немногоцветная условная роспись создавала выразительный художественный образ игрушки.

     Другим центром игрушек, образовавшимся позже, в начале 18 века, была деревня Богородская, ставшая крупным промыслом деревянной игрушки. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве.Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность.

    Издавна в Торопове, Гриневе, Печникове деревнях Панфиловской волости Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды печных горшков, кубов, кринок, мисок. 

    Из остатков глины мастера лепили игрушки, не придавая им особенного значения. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают ее более изящной, порой четче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин. Одним из самых популярных персонажей в каргопольской игрушке был и остается полкан полуконь-получеловек с окладистой бородой, при орденах и эполетах.

    Калининская игрушка

     История этой  русской глиняной игрушки начинается вдали веков.Сюжеты этих игрушек довольно разнообразны: тут и традиционные кони, птицы-свистульки, бараны, шары погремушки и созданные по живым впечатлениям фигурки медведей, скоморохов-гудошников, из которых составлялись игрушки-наборы. В них уже в полной мере проявляется едва ли не основная особенность глиняной игрушки – обобщенный и выразительный образ-тип, созданный простейшими приемами лепки основных частей фигуры с двумя-тремя характерными деталями.

     Филимоновская игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все филимоновские игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «синики», дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. После сушки изделия обжигают в муфельных печах. Расписывают  анилиновыми красителями на  лаке. Орнамент из  зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Условно все игрушки можно разделить на несколько групп: 1) люди - солдаты, барыни  2)животные - олени, коровы, петухи и наседки 3) многофигурные композиции - любота, чаепитие, тройка. Сюжеты игрушек очень разнообразны, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    презентация "Народная игрушка"1.42 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Каргопольская
    глиняная игрушка как художественное явление сегодня по праву занимает одно из первых мест среди российских народных промыслов игрушки.
    Большая заслуга в этом принадлежит известным мастерам из д.
    Гринево
    : Ивану Васильевичу Дружинину (1887 - 1949г.г.) - талантливому мастеру - классику
    каргопольской
    игрушки и
    Ульяне
    Ивановне Бабкиной ( 1889 - 1977г.г.) - самой знаменитой мастерице.

    Калининская игрушка

     
    Вот изящный стройный конь на длинных ногах, с гордо вскинутой головой. Это не обычная лошадь, а именно конь,
    крутогривый
    , сказочный, полный напряжения. Такого впечатления мастер достиг  лепкой основных объемов фигурки и мягкой пластичностью их переходов. Лишь заостренно поднятые уши нарушают общую мягкость,
    скругленность
    и создают ощущение настороженности,
    встревоженности
    .
     
    По легенде деревня Филимоново была названа в честь деда
    Филимона
    – беглого каторжника, мастера гончарных дел, богомаза и игрушечника.
    В середине XIX века промысел был уже известен далеко за пределами Одоевского уезда. Семьдесят пять из ста домов в Филимонове кормились гончарством
    .
     
    Филимоновская
    игрушка - старейший  народный художественный промысел  России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается  в древних летописях  XVI века. Мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарном круге посуду, женщины лепили из глины игрушки. Все
    филимоновские
    игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «
    синики
    », дающей после обжига белый черепок. Уникальная по своим свойствам глина, дает возможность мастеру  всю скульптурку лепить из одного куска,  добиваясь красивых по пластике, выразительных форм
    .
    Богородская
    игрушка
    Каргопольская
    игрушка
    Люди изображаются крепкими, приземистыми, мужчины почти всегда с бородой.
    Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Его древние основы народ сохранил и пронес сквозь века, казалось бы, в почти неизменных и в то же время всегда новых формах
    Народная игрушка
    Предметом научных исследований игрушка стала лишь в конце
    XIX –XX
    в.
    Филимоновская
    игрушка – жемчужина народного искусства
    .
     
    В 2009 году в Одоеве открылся музей
    Филимоновской
    игрушки, в экспозиции можно увидеть работы и фотографии  талантливых мастериц прошлого и нынешнего века.
    Ты откуда пришла к нам такая?

    Вся простая, без хитрых затей.

    С длинной шеей и расписная,

    Для игры и забавы детей.

    Я тебя полюбил в раннем детстве – 

    Мастерицею бабка была.

    Ты ко мне перешла по наследству

    От красивых людей из села.

    Для тебя не страшны расстоянья.

    Ты – от предков далеких времен.

    Эти глиняные изваянья – 

    Колокольной Руси перезвон
    «Мышка и кошка»
    ручная работа художник Блинов А. И.
    Своеобразна роспись игрушек. Старая
    каргопольская
    игрушка была неяркой, блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу –настоящих красок тогда не знали. Даже и сегодня в росписи чувствуется северная сдержанность, суровость края.

    Основа фигур белая
    Красочная роспись наносится по предварительно выбеленной поверхности фигур.
    Кузнец и медведь
    В глиняной игрушке, может быть, больше, чем в любом другом виде народного творчества, очевидна нерасторжимая связь ремесла и искусства. Между руками мастера и материалом не было посредника-инструмента, который мог так или иначе воздействовать на создаваемый предмет.
    Аналогичного происхождения и многие человеческие фигурки. Они изображают скоморохов - народных певцов, музыкантов и актеров, нередко водивших за собой дрессированных зверей. С 15 века на Руси начались гонения на скоморохов со стороны светской и духовной власти. Любопытно, что фигурки скоморохов датируются именно этим временем – 16-17 веками. Скоморохи изображены играющими на музыкальных инструментах, вроде волынки, танцующими, ведущими медведей. Лепка игрушек весьма примитивна, но передает характерные позы, жесты, даже самозабвенную увлеченность игрой.
     



    Искусство изготовления
    каргопольских
    игрушек — искусство северной деревни, народ которой любит и бережно хранит предания старины, обожает сказки и веселые шутки-прибаутки, боготворит природу и ее обитателей, изображая их в глине
    .


    На севере, в старинном русском городе Каргополе Архангельской области находится один из центров производства глиняной игрушки. В старину Каргополь был широко известный и большой культурный центр Русского Севера. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусства и ремесла.
    Издавна в окрестных деревнях близ Каргополя делали свистульки, фигурки, изображали то, что видели.
    Все
    филимоновские
    игрушки - свистульки, лепятся из местной пластичной глины «
    синики
    », дающей после обжига белый черепок
    Традиции
    богородской
    игрушки, передаваясь из поколения в поколение, сохранились до наших дней.
    Движущиеся деревянные игрушки, сделанные в российской глубинке мастерами народного творчества, несут тепло рук мастера и доброту в дом. Народные мастера, работая простыми инструментами, создают из липы правдивые, реалистические образы людей и животных, сюжеты.



    Основная тема творчества
    Ульяны
    Бабкиной - образы окружающей её повседневной жизни, образ человека северной деревни. Меткие по пластическому решению, радостные по росписи, игрушки воплощают естественную радость жизни.
    Появляются несвойственные ранее для
    каргопольской
    игрушки характеристики: движение, усложненность пластического решения, расширение тематики и сюжетные игрушки.

    Ульяна
    Ивановна Бабкина жила в покинутой всеми деревне
    Гринево
    , расположенной в 17 километрах от Каргополя. Восемьдесят девять лет - всю жизнь делала мастерица свои "бобки" (местное название игрушки), то под протяжно распеваемую сказку, то под задорную частушку, то под напев старинной песни, перекликавшейся с образами глиняных фигурок. Она часто дарила игрушки детям или несла на ярмарку в Каргополь.

    Огромный интерес к её творчеству в 60-е годы способствовал возрождению промысла. В 1967 г. по инициативе Союза художников РСФСР в Каргополе создали гончарный цех, который в 1968 г. стал филиалом предприятия народных художественных промыслов "Беломорские узоры" (г.Архангельск).
    Само назначение игрушки позволяло фантазии мастера отвлекаться от повседневности, усиливать и видоизменять реальные черты.
    В изображении медведей подчеркнута забавная неуклюжесть, сила и добродушие. Звери представлены на четырех лапах, с горбом на спине, голова с разинутой пастью и намордников, в ноздре – отверстие для кольца. По-видимому, эти игрушки были частью набора  «Поводырь с медведем». Медвежья потеха принадлежала к числу любимых забав в Древней Руси. Нашла она свое отображение и в глиняной игрушке.
     

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий в детском саду (ДОУ)

    Народная кукла.Народная игрушка

    Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичн...

    «Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

    Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в...

    презентация "Народная игрушка"

    Презентация поможет познакомить детей с некоторыми видами народной игрушки: Каргопольская, Дымковская, Филимоновская...

    Русская народная игрушка

    Презентация к интегрированной непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста...

    Исследовательский проект "Народная игрушка"

    В данной презентации представленна работа по ознакомлению детей с традициями русского народа (изготовление куклы - закру...

    Народная игрушка МАТРЕШКА

    Материал используется как демонстрационный...