Главные вкладки

    План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
    Дидактическая игра как средство экологического воспитания старших дошкольников

    Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.

         В экологическом воспитании детей применяются разнообразные формы, методы, приёмы и средства учебно-воспитательной работы (беседы, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, использование схем, таблиц, магнитофонных записей). Доступным средством формирования интереса дошкольников к природе является дидактическая игра. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Чаще всего дидактическую игру использую для повторения, обобщения и закрепления изученного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    dannyy_opyt_raboty_predstavlen_vospitatelem_mou_sosh.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Данный опыт работы представлен воспитателем МОУ СОШ №37 (детский сад №123) Тимофеевой Мариной Борисовной в системе работы по экологическому воспитанию старших дошкольников.

         В экологическом воспитании детей применяются разнообразные формы, методы, приёмы и средства учебно-воспитательной работы (беседы, прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, использование схем, таблиц, магнитофонных записей). Доступным средством формирования интереса дошкольников к природе является дидактическая игра. Поэтому на своих занятиях по экологии часто использую дидактические игры, которые воспитывают любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Чаще всего дидактическую игру использую для повторения, обобщения и закрепления изученного материала.

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Тема: «Волшебница вода»

    Цели:

    Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.

    Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

    Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;

    Развивать навыки проведения лабораторных опытов;

    Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту

    Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)

    Воспитывать усидчивость, аккуратность.

    Предварительная работа: проведение мини-беседы «Если б не было воды»,

    рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.

    Ход занятия:

    В: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку.

    Если на нос сели кляксы,

    Кто тогда нам первый друг,

    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего, не может мама,

    Ни готовить, ни стирать?

    Без чего мы, скажем прямо,

    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды-

    Жить нельзя нам без… (воды) 

    Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

     Игра «Мама тучка»

    В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

    -Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки).

    Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

    Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).

    Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках). 

    В: Где встречается капелька воды? Отгадайте загадки.

    Чуть дрожит на ветерке                       Бегу я как по лесенке,                                            

    Лента на просторе.                               По камушкам звеня,

    Узкий кончик – в роднике                   Издалека по песенке

    А широкий в мире.    (Река)                 Узнаете меня.     (Ручеек)

    Не море, не земля,                                 Кругом вода

    Кораблям плавать нельзя.                    А с питьём беда.

    Все обходят это место.                         Кто знает,

    Здесь земля как будто тесто,                Где это бывает.  (Море)                                                                                    

    Здесь осока, кочки, мхи…                                                          

    Нет опоры для ноги.   (Болото)                                                      

     

    В: А еще где?

    ( В луже, в пруду, в озере ….)

    В группу заходит девочка в голубом плаще.

    В: А кто это к нам сегодня пришел? Ты кто?

    Девочка: Я капелька

    В: Как зовут тебя?

    Дев: Меня зовут Капитошка.

    В: А зачем ты к нам пришла?

    Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

    В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

    II Дети идут по группе и делают остановки.

    1-уголок природы - возле растений.

    ( Цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода).

    В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

    2-аквариум - приклеивают капельку.

    3-мойка в подсобном помещении

    ( Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе). (приклеивают капельку)

    4 –игровой уголок.

    В: А здесь где вода нужна? Зачем?

    ( Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду). (приклеивают капельку)

    5-туалетная комната

    ( Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования) (приклеивают капельку)

    6 – У стола, где стоит кувшин с водой.(приклеивают капельку)

    В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными.

    Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

    Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории.

    III  Исследование «Волшебная вода»

    В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения во время работы.

    ( Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой, стекло может биться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта, закончив наблюдение, сделать вывод).

    В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим?

     1. Доказать, что вода прозрачная и не имеет формы (различные бутылки, стаканы, молоко) 2. Сравнение льда и снега (рыхлый, твердый, прозрачный, белый) 3. Освободить игрушку из ледяного плена (кипяток) 4. Доказать без вкуса и запаха (растворить соль, сахар, лимонную кислоту; духи, лук).                                                                                                                                                          В.«Вода – опасная стихия» - когда так говорят? - Какие пословицы вы знаете о воде?                                                                                                                          1. Вода и землю точит, и камень долбит. 2. С огнем и водой не поспоришь. 3. Воды и царь не уймет. 4. От воды жди беды и т.д.  

    В: Итог исследования – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

    -не имеет формы

    -прозрачность

    -нет запаха

    -без вкуса

    - растворитель.

    Молодцы! Хорошо  работали. А сейчас не много отдохнём.

    ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

    Пальчиковая игра «Дождик»

    Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

    На цветы – круговые движения правой рукой

    И на дорожку – обе руки перед собой

    Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы

    Побежали мы домой – бег на месте.

    В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

    Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите  в речку (приклеить).

    Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

    Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

    В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра.                                                                                                                                 Р.: Вы, слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в речке, в океане,

    И в водопроводном кране.

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит,

    Мы её не замечаем,

    Мы привыкли, что вода-

    Наша спутница всегда! 

    Капитошка:

    Без меня вам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без меня вам не прожить!

    Вы меня в пруду найдёте,

    И в сыром лесном болоте,

    Путешествует всегда,

    Наша спутница – вода!

    В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

    Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку).

    В.На этом наше занятие закончено.

     

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Тема: «Зимующие птицы»

    Задачи: уточнить представление детей о зимующих птицах, об условиях их жизни, учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению, прививать желание помогать и заботиться, а птицах зимой.

    Предварительная работа.

    1. Беседа с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на прогулке.
    2. Заучивание стихов и загадок о птицах.
    3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
    4. Изготовление кормушек.

    Ход занятия.

    В. Отгадайте загадку.

         Различаемся мы цветом

    Встретишь нас зимой и летом,

    Если крыльями взмахнём,

    Будем в небе голубом.

    Нас зимою подкормите

    Дети кто мы? Назовите.

    (Птицы)

    В. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах.

    Звучит фонограмма «Голоса птиц» - ворона.

    В. Что это?

    (Это кричат вороны).

    В.Вот она ворона. (Показ картинок) Большая, серая с чёрными крыльями.

     Вороны – это, какие птицы?

    (Зимующие).

    В. А каких зимующих птиц вы ещё знаете?

    (Сорока, воробей, синичка, снегирь, дятел, клёст, голубь, галка).

    В. Сегодня мы побеседуем о зимующих птицах. Каждая птица имеет своё характерное оперение, отличительные особенности, по которым мы определяем, как называется каждая птица.

    На доске появляются птицы, нарисованные на картоне.

    В. Давайте рассмотрим и расскажем о них.

    Дети заранее заучили стихи и читают.

    Чик-чирик-чирик                                                Посмотрите на вороне

    Воробей сам невелик                                          Платье серое воронье

    И не очень длинный                                          Чёрненькие перышки

    Хвостик воробьиный.                                          На хвосте и горлышке.

    На стволе уселся дятел                                       Прилетела к нам сорока

    В черно белом пёстром платье                          У неё два белых бока

    В красной шапке на головке                              Черный хвостик и спина

    Дятел долбит ёлку ловко.                                   Голова и та черна.

    Птица синица летает проворно                         На асфальте ГРУ-ГРУ-ГРУ,

    В жёлтенькой кофточке,                                     Много крошек соберу.

    В шапочке чёрной.                                              Для того чтоб мне хватило

    Плащик зелёненький носит синица                  И подружке сизокрылой.

    Чёрненький галстук на грудке у птицы.           С ней воркую про любовь

                                                                                   Защищаю от врагов

                                                                                   Птицей мира я зовусь,

                                                                                   Позовите, приручусь.

    В. А сейчас давайте проверим знаете ли вы какие птицы улетают осенью на юг, а какие остаются зимовать в наших краях.                                                                                    Игра «Четвертый лишний».

    На доске появляются картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему.

    Сорока, воробей, ласточка, дятел.

    Ворона, скворец, синичка, галка.

    Утка, снегирь, голубь, сорока.

    Клёст, воробей, синичка, кукушка.

    В. Птицы так спешили к нам, что обронили свои перышки. Давайте соберём их и посмотрим, чьи пёрышки у нас. (Дети находят пёрышки и становятся под нужную птицу).

    В. Круглый год зимующие птицы живут в наших краях. Зимой они с трудом находят себе корм: насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, в щелях деревянных домов и заборов, плоды и семена лиственных растений, семена из шишек хвойных деревьев. Некоторые птицы, такие как поползни и синицы, отыскивают запасы, которые сделали осенью.

    Особенно трудно птицам приходится во время метелей и сильных морозов. В такую погоду они голодают, а некоторые даже погибают от холода и голода. Поэтому в зимнее время пернатые стараются держаться поближе к жилищу людей.

    Мы можем помочь птицам пережить зиму. Устроив кормушки. Если подкармливать птиц каждый день, они привыкают к месту подкормки. Синицы, голуби, стайки воробьёв регулярно собираются вблизи кормушек, садятся на ветки деревьев и кустов и ждут, когда вынесут корм. Дятлы остаются зимовать в лесу. Они питаются семенами шишек и достают из-под коры жучков.                                                                                        

    В. Ребята, скажите, а какой корм можно насыпать в кормушки для птиц? (Семена подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, некоторых сорных трав едят многие птицы. Овёс, пшено клюют воробьи и овсянки. Синицы очень любят несолёное сало.)

    Физминутка.

    «Воробышки как проснутся

    Очень любят потянуться

    Обязательно зевнуть

    Ловко хвостиком махнуть».

     а теперь мы галки

    «Галка скачет, ловко пляшет

    Галка крылышками машет

    И взлетает без оглядки

    Это Галкина зарядка»

    В.Посмотрите, ребята, какими разными могут быть кормушки. Из чего они сделаны?

    (На столе расставлены кормушки, сделанные ребятами.)

    В. На нашем участке мы для каждой из них найдём подходящее место. Может быть, этим мы поможем спасти не одну птичью жизнь. Придёт весна, и пернатые друзья отплатят нам за заботу. Поедая насекомых-вредителей, они не только сохранят немало зелёных насаждениё в садах, парках, скверах, но и будут радовать нас своим пением.

    Дидактическая игра «Голоса птиц».

    (Звучит аудиозапись пения птиц. Дети называют птиц, чьи голоса они слышат).

    В. Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?

    (О зимующих птицах).

    В. Да мы сегодня вспомнили характерные особенности птиц, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой.

    В. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой».

    Конспект занятия по экологии в старшей группе

    Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»

    Цель: Закрепить знания о дарах природы (о съедобных и несъедобных грибах); выяснить в каких именно местах в лесу растут грибы; проводить работу по словообразованию (под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик); формировать умение находить съедобные грибы по дидактической картине; видеть красоту осеннего леса; воспитывать любовь к окружающей природе и желание заботиться о ней.

    Предварительная работа:

    1. Аппликация, лепка, рисование грибов.
    2. Конструирование из бумаги корзинок.
    3. Беседа с детьми о грибах, растущих в нашей местности.
    4. Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы М.Пришвина, В.Сутеева «Под грибом», детские энциклопедии о растениях.

    Ход занятия.

    В. Ребята, сегодня мы с вами пойдём в сказочный осенний лес за грибами.

         А с чем нужно ходить в лес за грибами?

    ( С корзинкой).

    В. Возьмите свои корзиночки. Все готовы?

    (Под музыку идём в лес.) Воспитатель читает стихотворение.

    На ветру шумят осинки

    И берёзки шелестят

    Мы с утра возьмём корзинки,

    Позовём с собой ребят:

    - Кто пойдёт, ребята, с нами

    Золотым осенним днём?

    За грибами, за грибами,

    За грибами мы идём.

    На стене висит больная картина с изображением осеннего леса.

    В. Вот мы и в лесу. Как здесь хорошо. Посмотрите, каким красивым убранством встречает нас лес. Подумайте, как можно описать его красоту словами.

    ( Пока дети думают, воспитатель или его помощник переодеваются в костюм Гриба-лесовика, так чтобы дети этого не увидели.)

    Вдруг появляется Гриб-лесовик.

    Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Вы в гости ко мне пожаловали?

    (Ответы детей)

    Гр. Вам нравится мой лес? Чем он вам нравится?

    (Дети высказываются).

    Гр. Почему вы пришли в лес с корзинками?

    (Потому что мы пришли собирать грибы).

    Гр. Знаете ли вы что не всякий гриб можно есть?

    (Ответы).

    Гр. Как называются грибы, которые можно есть?

    (Съедобные).

    Гр. А какие есть нельзя?

    (Несъедобные).

    Гр. Вы сможете найти в нашем лесу съедобные грибы.

    (Ответы).

    Гр. Давайте посмотрим, как вы хорошо их знаете.

    Игра «Съедобные и несъедобные грибы».

    Играют 2 команды. Из разбросанных на полу карточек, дети выбирают и подбирают только те, кА которых изображены съедобные грибы. Приносят в корзинку.

    Гр. А знаете ли вы, где любят расти грибы? Почему подберёзовик и подосиновик носят такие имена?

    (Ответы).

    Гр. А какие несъедобные грибы растут в нашем лесу?

    (Мухомор, бледная поганка).

          Гр. А вы знаете, что мухомор – гриб не такой простой. Людям его есть нельзя, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Мухоморами не брезгуют, например. Сороки и белки. А лоси их проглатывают целиком. Мухоморы для лосей – лекарство, которое помогает им избавиться от глистов. Вот так-то!

         

     Игра "Угадай по описанию" — воспитатель описывает разнообразные грибы, дети угадывают. (Боровик, мухомор, опята, лисичка, сыроежка).

    Гр. Отправляясь в лес, вы должны знать правила для настоящего грибника. Поход в лес – радостная встреча с лесом, приобщение к его красоте, к его тайнам. Каждый гриб он осторожно срежет, да ещё и полюбуется им, а потом положит в корзину. Незнакомые и несъедобные грибы не тронет. Сухую листву и мох не перевернёт, не разбросает. Настоящему грибнику лес радуется как другу и грибов для него не пожалеет. Отправляясь за грибами, не будем об этом забывать.

    Гр. Ребята, вам понравилась прогулка в лес?

    (Ответы)

    Вам пора возвращаться в группу. Ну а я буду охранять покой и порядок в нашем лесу.

    (Гриб-лесовик угощает детей печением грибочки).

    Под музыку дети возвращаются на свои места.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты занятий для детского сада (ДОУ)

    Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

    В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры ...

    ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....

    ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: 1) констатирующий эксперимент; 2) формирующий эксперимент; 3) к...

    Уголок природы как средство экологического воспитания дошкольников

    Ознакомление детей дошкольного возраста с экологией...

    Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания.

    Развитие сенсорного и осязательного ощущения, мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, умения ориентироваться; ...

    «Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного воспитания старших дошкольников».

    КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ  ВАЖНОСТЬ СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ...

    Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников.

    Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Перио...

    Режиссерская игра как средство воспитания гуманного отношения к сверстникам у старших дошкольников

    В статье рассказывается о роли игровой деятельности в социолизации дошкольника...

    Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у старших дошкольников

    В этой консультации говорится о том, чтобы ребенок с интересом относился к окружающему миру, его необходимо воспитывать ...