Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Агапова Нина Николаевна

В методических рекомендациях изложены формы использования воспитательных и развивающих возможностей сказки в работе с детьми раннего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_skazki_v_sisteme_vospitaniya_detey.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказки в системе воспитания детей

раннего дошкольного возраста.

Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем возрасте, как только начинает говорить. Сказка есть в каждом доме. Из ска зок дети черпают множество познаний, первые представ ления о времени и пространстве, о связи человека с при родой, с предметным миром. Сказка помогает ребенку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чем основывать отношения к своим и чужим поступ кам. Она помогает ребенку впервые испытать храбрость, доброту и зло.

Мир сказки полон «живых предметов», необычных яв лений. Животные говорят и действуют, как люди, не живые предметы обладают психикой и «душой ». Самые удивительные события, необычайные превращения - обычны в сказке.

Восприятия окружающего мира у детей  раннего возраста разнообразно. Дети к неодушевленным предметам относятся, как и к одушевленным и, наоборот, к одушев ленным, как к неодушевленным. В этом особом мире ребенок легко и просто осваивает связи явлений, овладевает большим запасом знаний, научное, «взрослое» понимание которых ему еще недоступно. В самом деле, как нау чно объяснить малышу происхождение ветра, как отве тить, почему звезды не падают на землю,  как вести его в мир борьбы между добром и злом? А в сказке это лег ко и просто.

Иными словами сказка - это особый способ освоения ми ра, способ, позволяющий   ребенку в специфической  фор ме присвоить, понять и по-своему систематизировать тот поток знаний,  который  обрушивается на него со всех сторон и который  не хочет ждать, пока мышление ребенка не станет «научным».

А такая, пусть не научная, пусть временная системати зация ребенку необходима: она снижает «напряженность непонимания», делает мир понятным, а значит приятным и удобным. Делает его мир, в котором интересно жить, который  хочется исследовать и глубже понять. Каким образом можно использовать сказку в системе воспитания детей  раннего возраста?

Сказка в системе социальной  адаптации.

Основной  мотив деятельности ребенка-дошкольника-познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей  роли. Процесс приспособления к новой  среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет гра ницы своего опыта, обогащает свое восприятие мира.

Способность менять свое поведение в зависимости от новых социальных условий - результат успешной  соци альной  адаптации, в процессе которой ребенку необходи мо усвоить правила, нормы и культурные традиции сво его народа, а также своих социальных групп (семья, груп па детского сада и др.) Процесс социальной  адаптации происходит постоянно, ежедневно, но возможны периоды нарушения равномерности протекания данного процесса. Это происходит в моменты смены условий  жизнедеятель ности детей: поступление в детский  сад, разлука с родителями, переезд на новое место жительства и т.д. Признаками нарушения процесса социальной адапта ции у детей чаще всего являются сложности поведения, вредные привычки, невротические и психосоматические расстройства, повышенная тревожность.

Социальная дезадаптация способна спровоцировать возникновение устойчивых вредных привычек и отрицатель ных черт характера, тревожности и частой заболевае мости. Задача взрослого - не ограждать ребенка от неблагоприят ных  условий  среды, а научить правильно использо вать методы социальной  адаптации в условиях нестабильного окружения; выбирать способы психологичес кой  защиты в зависимости от обстоятельств жизни; ме нять поведение с учетом требований  той  социальной группы, в которой он находится. Вместе с тем помните: главное, чтобы в обществе с определенными правила ми, традициями, законами и культурой могла свободно развиваться и яркая индивидуальность, со своими осо бенными взглядами на жизнь, мир, самого себя.

Несомненно, прямые способы воздействия на ребенка не всегда являются эффективными. Так, например, зап рет на негативное поведение часто вызывает желание его нарушить, а наказание-обиду и страх повторного наказания. Народная сказка позволяет осуществлять про цесс воспитания детей более целостно, т.е. способствует расширению границ нравственного, духовного, патриоти ческого, экологического, эстетического и умственного раз вития.

Для осуществления педагогической  коррекции социа льной дезадаптации необходимы работа по снятию нап ряжения, установлению взаимопонимания, доверия, ана лиз конфликтных ситуаций, руководство сюжетно - отобразительными  играми детей, позитивное стимули рование, использование образов народной сказки как при мера для подражания или выработки осознанного отно шения к отрицательному персонажу.

Игровая терапия, игровая коррекция поведения, отыг рывание неприятных или пугающих ребенка ситуаций в игре или инсценировке не только снижают внутреннее напряжение ребенка, но и способствуют успешной соци альной адаптации и в ДОУ, и в семье.

Сказка в системе физического воспитания.

Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислю некоторые из них:

  1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества.
  2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплени ем», «вплетением» элементов сказки (проводят в форме «двигательного» рассказа).

3. Театрализованные физкультурные занятия с исполь зованием имитационных, мимических и пантомими ческих упражнений, инсценировок и игр - драматиза ции . 4.Музыкально-ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.

5.Игровые физкультурные занятия. Используются на родные игры и игры со сказочными героями.

6.Интегрированные физкультурные занятия, сочетаю щие фольклор и физические  упражнения.

Сказка в системе нравственного воспитания.

Закладывать основы нравственности, воспитывать мо ральные ценности следует с самого раннего возраста, ко гда формируется характер, отношение к миру, окружаю щим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. По нимание этого побуждает человека вести себя в соответс твии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хоро шо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

- как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

-  как добрые и миролюбивые побеждают („Волк и семе ро козлят');

     -  что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Сказка не дает прямых наставлений  детям (типа «слушайся родителей», «уважай  старших», «не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда зало жен урок, который  они постепенно воспринимают, мно гократно возвращаясь к тексту сказки.

Моральное воспитание возможно через все виды народ ных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Информация о соблюдении правил поведения, норм мо рали заложена в фольклоре.

Произведения устного народ ного творчества эмоционально переживаются ребенком, а их ритм и своеобразность слога снимают напряжение у тревожного ребенка. С помощью фольклора можно эффек тивно влиять на формирование ценностных представле ний (отношение к природе, родителям, традициям, труду и т.д.).

Сказка и речевое развитие детей.

Общение с фольклором активно развивает речь ребенка.

  1. Пальчиковые игры с проигрыванием текстов, поте шек - это средство и массажа рук, и развития мелкой моторики, что напрямую связано с развитием речи.

Конечно, в год или в два ребенок не может понять всего смысла, заложенного в содержании   потешек, но несколько раз прозвучавший  текст закладывается в кладовую его памяти.

В работе используется основной  принцип дидактики: от простого к сложному.

Подборка упражнений, их ин тенсивность, количество и степень сложности варьи руются в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Можно использовать следующие потешки:                                                           - «Водичка, водичка...»                                                                                                     - «Ладушки, ладушки!..»                                                                                             - «Сорока, сорока...»                                                                                                  - «Пальчик-мальчик...»                                                                                                              - «А, баиньки-баиньки...»                                                                                                            - «Идет коза рогатая...»                                                                                                                  - «Этот пальчик-дедушка...» и др.

  1. У малышей  уже есть свои любимые сказки, которые они просят рассказать снова и снова. Они быстро запоми нают текст и все больше интересуются картинками. Ко гда дети запоминают сказку достаточно хорошо, можно попросить их самих ее рассказать. Это и будет началом их умения рассказывать сказки.

Чтение сказок помогает детям расширять представле ние о мире.

Слушая их, дети:  

- учатся языку сказок: «давным-давно», «долго ли, коротко ли», «в тридевятом государстве» и т.д.;

-знакомятся с новыми для них персонажами, предмета ми быта, обычаями и др.;

-овладевают новыми словами, учатся употреблять их в речи.

Постепенно, по мере развития речи, дети становятся все более вовлеченными в мир выдуманных историй, они любят рассматривать и перелистывать страницы книг, «читая» сказки с помощью придуманных ими самими слов и повторяя некоторые знакомые фразы. Они осва иваются с книгами и постепенно становятся уверенными «читателями».

Взрослые могут помочь детям, побуждая их показать картинки, ответить на поставленный вопрос, повторить фразу, имитируя звуки животных и т.д.

По мере развития речи детей появляется много возмож ностей для обсуждения прочитанных сказок, совместного рассказывания их с детьми.

Кроме этого можно:

  1. Пересказывать истории своими словами;
  2. Сочинять новую историю со знакомыми персонажами;
  3. Найти, показать и назвать в книжке:

           - любимый персонаж;

           -самого маленького героя;

          -что-то красное (синее, зеленое и т.д.);

          -того, кто имеет четыре ноги;

          -у кого есть крылья и т.д.                  

 Можно также:

  1. сочинить песню, которая бы подошла к этой истории

(новые слова на знакомую мелодию);

  1. сделать для ребенка сумку, в которой он мог бы но сить книгу.

Позволяя ребенку самостоятельно выбрать книгу, вы поможете ему сохранить чувство независимости.

Дети могут:

  1. выбрать книгу, которая им нравится;
  2. читать ее и играть с ней, когда им захочется;
  3. использовать ее для того, чтобы привлечь внимание взрослых;
  4. начать разговор с ее помощью;
  5. чувствовать себя уверенными, зная, что случится в истории.
  1. Вовлечение в сказку.

Возьмите фото своего ребенка, вырежьте его по контуру. Затем найдите любимую книгу малыша, с помощью веревочки сделайте петлю вокруг обложки и закрепите ее узлом. Теперь ребенок может попасть на любую страничку кни ги, чтобы стать участником событий. Игра «Вовлечение в сказку» помогает детям:

  1. стать непосредственными участниками сказки;
  2. чувствовать себя раскрепощенными;
  3. получать удовольствие от игры;
  4. соотносить сказку с собой;
  5. пользоваться языком сказки в игре.

Детям раннего возраста доступны пониманию сказки:                      

 Народные:

-«Курочка Ряба» (обр. К.Ушинского);

-«Репка» (обр. К.Ушинского);

-«Как коза избушку построила» (обр. М.Булатова);

-«Колобок» (обр. К.Ушинского);

-«Теремок» (обр. М.Булатова);

-«Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого).        

 Авторские:

-«Курочка» Е.Чарушина;

-«Петушок с семьей » К.Ушинского.

Сказка как способ развития мышления.

В работе со сказкой  нужно использовать не только ил люстрации, но и моделирование.

Оно начинается с замещения одних объектов другими (реальных - условными).

Замещенными объектами стано вятся герои сказок. В качестве заместителей удобно ис пользовать бумажные кружки, квадратики и др. формы, различающиеся по цвету и величине: при этом первосте пенная задача - научить ребенка правильно использовать заместители. Замещение основывается на одном отличии между персонажами (по цвету) или двух (цвет и размер). Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выб рать кружки, чтобы сразу было понятно, какой   кружок, например, зайка, а какой - волк. Когда процесс выбора заместителей  освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов.

Например, в сказке «Колобок»: колобок - желтый  круж ок, волк -серый , медведь -коричневый , лиса –оранжевый. В сказке «Волк и козлята»: волк – большой серый кружок, коза - большой  белый, козлята - маленькие белые.            

К одной и той же сказке нужно возвращаться несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета.

В данном виде работы сказка это способ развития образ ного и логического мышления детей.

Сказка и театрализованная деятельность.

  1. Большое значение при подготовке детей  к драматиза ции сказки имеют игры-имитации. Например, игра «Кто я?» Подскажите идею игры, предложив им стать знакомым животным: «Вы будете котятами. А как я смогу дога даться об этом?» «Становитесь» по очереди крякающей уткой, мяукающей кошкой, мычащей   коровой. И не за будьте о движениях! Можно изображать не только живот ных из сказок, но и людей (бабку, дедку, внучку).

 Игра «Кто я?» помогает детям:

- узнавать и объяснять звуки и действия животных, лю дей;

-использовать голос, мимику и жесты для их изображе ния.

  1. Вовлечение в игры по сюжетам сказок доставляет де тям радость, благоприятно влияет на эмоциональное раз витие, учит общению.

Играть можно с подгруппой   и всеми детьми группы. Взрослый  берет на себя главную роль - ведущего.

Начинать игру можно с сюрпризного момента, например, обнаружения в группе прикатившего Колобка. Во время путешествия колобка «по лесу», дети выполняют роли встречающихся на пути колобка персонажей: то это прыгающие зайчики, то волчата и т.д. Дети общают ся с колобком, выполняют разные задания.

Разным может быть и окончание игры: в соответствии с целями ее проведения, творческими способностями вос питания, возможностями детей. Например, могут отвес ти колобка к бабке и деду, внушая ему, что нельзя ухо дить одному из дома и гулять по лесу.

В таких играх дети обучаются:

  1. принимать на себя ролевые позиции, развернутыми, эмоциональными и двигательными проявлениями;
  2. проживать сюжетную ситуацию длительное время без признаков утомляемости.

Театрализованная деятельность способствует речевому развитию ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, работы по совершенствова нию артикуляционного аппарата и расширения зоны об щения (с игрушками, сверстниками, взрослыми).

  1. Универсальным средством гармоничного развития де тей  и эмоционального взаимодействия ребенка и взрос лого являются театрализованные развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, сказочных персонажей. Театрализованное представление дает яркие художественные впечатления, учит внимательно сле дить за развертывающимся сюжетом, побуждает малы шей  принять активное участие в действии. Дети имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвиж ные и пальчиковые игры.

Малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный  и музыкальный   материал используется многократно. Это дает возможность ребятам хорошо усво ить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

Сказка в системе воспитания культурно-гигиенических навыков.

  1. При помощи потешек у малыша легче выработать привычку соблюдать гигиенические нормы: мыть руки, рас чесывать волосы, пользоваться носовым платком. Ког да ребенка учат каким-либо действиям, потешка чаще всего мешает, отвлекая его от того, что показывает взрос лый, но когда вырабатываются навыки, привычки на основе уже сформированных знаний, то это, как показывает практика, наиболее эффективный  способ приучения: он основан на положительных эмоциях, которые возника ют в процессе неоднократного повторения потешки.

Приучая детей  регулярно мыть руки, можно читать потешки «Водичка, водичка», «Ай, лады, не боимся мы воды» и др. Известно, дети, знающие потешку «водичка...» с раннего возраста, с удовольствием повторяют ее в более старшем возрасте, когда умываются сами или помогают умываться малышам, а также играя с кукла ми. Положительные эмоции малыши испытывают, слы ша слова: «Чтобы глазки блестели, чтобы смеялся роток».

Они четко выполняют последовательность дейст вий: моют глазки, щечки... и громко смеются!

В таких потешках, как «Идет коза рогатая...», «Ладуш ки-ладушки...» и др. тоже заложен глубокий  смысл: вы зывая радостный  эмоциональный  отклик ребенка, они приучают его вовремя принимать пищу, съедать все до конца, с уважением относиться к еде и людям, которые ее приготовили. Создавать положительный  эмоциональ ный  фон во время приема пищи помогают игры с при говорками «Мяу, - киска говорит, - вот и я пришла. Кис ке в миску отольем, веселее пить вдвоем!»

  1. Сделать процесс воспитания культурно-гигиенических навыков интересным и занимательным для малы шей, поможет придумывание и рассказывание детям сказок про манную кашу, про сбежавшие от ребенка вещи и игрушки и т д. «Каша сегодня волшебная. Она называет ся  «Попрыгунчик». Тот, кто быстро съест эту кашу, бу дет очень хорошо прыгать!» «Зашла я сегодня в группу, услышала, что кто-то плачет. Оказывается, ребятки ос тавили его на полу под горкой, не отнесли его домой, на полочку. Зайчику было очень грустно. Давайте его пожалеем, поставим на место к другим игрушкам. Смо трите, как зайчик обрадовался, он нам улыбается!»

Сказка и ОБЖ.

Первые элементарные правила безопасного поведения на улице, дома, дети раннего возраста легко усваивают, знакомясь со сказочными сюжетами, с поведением сказоч ных героев.

Сказка не дает прямых наставлений  детям, но в ее со держании всегда заложен урок, который  они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Какой   урок могут извлечь из сказок дети? «Волк и семеро козлят»- нельзя открывать дверь чужим людям. «Колобок»- нельзя уходить из дома без разрешения, и т.д.

Сказка в системе экологического воспитания.

Ранний  возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений  об ок ружающем   мире.   Начинать   экологическое   образование можно и нужно с момента поступления ребенка в дошколь ное учреждение.

Задача педагога в работе с детьми ясельного возраста - заложить  первые  представления и ориентиры о мире природы.    Дать понятие о том, что и  растения, и животные-живые существа, они дышат, пьют воду, рас тут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка плачет и просит помощи.

Малыш все понимает буквально и ощущения свои сохраняет надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, а воспитывается оно в совместной с взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель.

Примерные сказки для детей: «Жила-была черепашка Агашка. Она очень любила строить себе домики из песка и камня. Но когда стала бабушкой Агашушкой, ей уже было не по силам такое занятие. Она хочет попросить вас помочь ей построить домики из песка и камней, чтобы укрываться в них от дождя и холода...»

«Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам хорошо было расти. А нам с вами купаться и пить воду. Но вот однажды случилось с капелькой беда. Налетел сильный ветер и принес мороз, капелька и замерзла. А без капельки погибнут рыбки, цветы и птицы. Надо спасать капельку. Давай те позовем на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку...»

«Жил-был в группе «Жучок» Фикус. Стоял он возле окошка, так как любил солнышко. Любил Фикус пить водичку. Но однажды Фикус загрустил: дети забыли его полить, и земля у цветочка высохла. Давай те его спасать, дадим Фикусу попить водички...»

«Жило-было Солнышко. Оно было желтое-прежелтое и любило все желтое. Поэтому солнышко подружилось с желтым одуванчиком…

Формированию     бережного     отношения     к     природе, умению     замечать     и     называть     явления     природы, эмоционально их воспринимать способствуют заклички и другой литературный  материал.

Дети с удовольствием повторяют: «Солнышко-ведрышко, взойди поскорее», «Дождик - дождик, пуще», «Радуга-дуга, не давай дождя!», «Иди, весна, иди, красна» и др.

Сказка  в  системе  развития  изобразительной деятельности.

Название сказки

Темы занятий

«Волк и семеро козлят»

Рисование: «Травка для козлят».

«Дорожка к дому».

Лепка: «Заборчик для козлят».

Конструирование: «Заборчик для козлят», «Дорожка к дому», «Домик для козы и козлят».

«Колобок»

Рисование:   «Дорожка  для Колобка», «Колобок», «Следы зверей   в лесу».

 Лепка: «Колобок», «Зайчик».

Конструирование: «Дорожка для Колобка», «Колобок      студится на окошке».

«Репка»

Рисование: «Репка круглая да крепкая».

Лепка: «Вытянули репку»

Конструирование: «Забор для огорода». «Ворота».

«Курочка Ряба»

 Рисование: «Зернышки для курочки», «Яичко золотое»,  «Курочка ходит по двору», (следы).

Лепка: «Яичко», «Зернышки для курочки», «Тарелочка для угощения».

Конструирование: «Домик для курочки». «Курочка ходит по дорожке».

«Теремок»

 Рисование: «Звери идут к теремку» (следы), «Дорожка к теремку».

 Лепка:   «Бревнышки   для теремка», «Теремок» (коллективная), «Лепешки для зверей».

Конструирование: «Дорожка к теремку», «Ступеньки к теремку», «Теремок» (коллективное), «Стол и стул», «Красивые ворота».

Таким образом, выделены лишь основные направления работы по использованию сказки в системе воспитания детей    раннего   дошкольного   возраста,   выбор   которых

зависит    от    возможностей     и        интересов    детей     и взрослых   каждой     конкретной     группы,    от   развития творческих способностей  и индивидуальности педагога, работающего с малышами.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования сказки в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между  позит...

Рекомендации для родителей. Роль сказки в воспитании детей раннего дошкольного возраста

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений." В.А. Сухомлинский...

Беседа с родителями родителей по теме: «Сказки в воспитании детей» (ранний дошкольный возраст)

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно, всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец. Слушатель сопричастен с происходящим...

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста

Использование сказки в системе воспитания детей раннего дошкольного возраста.Сказка - прекрасное творение искусства. В мир сказок ребенок вступает в самом ран-нем возрасте, как только начинает говорит...

Сказка как средство экологического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение эк...