«Влияние народной игрушки на воспитание и развитие дошкольников"
статья по теме

 

Подобно родной речи, сказке, песне, народная игрушка является замечательным культурным наследием. Народная игрушка тысячелетия воспитывала ребенка, она проверена, детской любовью к ней, детской игрой. Игрушка каждого народа имеет свои педагогические, художественные и технические традиции, простые и ясные. Эти традиции носят с одной стороны черты интернациональные, с другой -  черты, определяемые национальным своеобразием культуры, быта, педагогики того или иного народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песни. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.<?xml:namespace prefix = o /??>

    

талисман всю жизнь. Поэтому, вряд ли кто-нибудь будет спорить с тем, что выбор игрушки - дело чрезвычайной важности.

Народная игрушка является культурным наследием подобно родной речи, сказке, песни. В игрушке по-своему отразились общественный уклад, быт, нравы и обычаи, достижения ремесла и народного творчества, техники и искусства.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnoe_znachenie_narodnoy_igrushki.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное значение народной игрушки

 Игрушки-самоделки

Игрушки, которые делаются самими детьми или взрослыми. Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами ее изготовления. В одной местности наибольшей популярностью пользуются тряпочные куклы, в другой - куклы из соломы, змеи летающие, бабки, городки и т.д.

В магазинах идеальных кукол не продают. Их можно сшить своими руками из хлопчатобумажной ткани и набить шерстью.

Причем кукле для годовалого ребенка даже не обязательны проработанные части тела. Достаточно только обозначить голову, руки, ноги. Голливудской улыбки тоже не нужно. Ребенок сам решит: смеется или плачет его дочка.

Для ребенка постарше ноги, руки у куклы должны быть более оформленные. На такую куклу уже можно шить одежду.

Традиционная тряпичная народная кукла, которых в старину делали мамы, бабушки или сами дети из тряпочек, соломы, простой пряжи или других подручных материалов - это очень добрая и полезная игрушка.

Кукла - это отображение человека, с ее помощью мы ищем собственное я. Шитая кукла предназначена для того чтобы в нее играли, ее любили, обнимали ее.

Эти куклы сделаны из натуральных материалов - шерсть, хлопок, шелк и набиты 100% натуральной, непряденой, промытой овечьей шерстью.

Натуральная овечья шерсть - легкий, достаточно упругий материал, экологичный, гигиеничный, он делает куклу теплой, мягкой, в меру упругой и очень уютной.

Использование натуральных материалов очень существенно для здорового развития ребенка. Тяжеленькая, мягкая кукла, которую "мама" прижимает к себе, способствует формированию привязанности, она получает от куклы что-то взамен.

Дети многому учатся с помощью осязания. Они трогают разные поверхности и структуры, любят, засыпая, держать что-нибудь мягкое. Если кукла на ощупь не отличается от машинки или лодки, ребенок лишается множества впечатлений. То, что кукла мягкая и простая, а глаза и рот у нее лишь намечены точками, дает возможность дорисовать ребенку все, чего ей не хватает.

Нейтральное выражение лица куклы позволяет включиться детскому воображению и представить куклу улыбающейся, плачущей или спящей в зависимости от настроения малыша.

Вся работа делается вручную. Это обусловлено теми задачами, которые стоят перед игрушкой. В то же время, именно это обстоятельство делает ее неповторимой, особенной. Ребенок с уверенностью может называть такую куклу своей - ведь второй такой нет ни у кого.

Для каждого возраста предназначается своя кукла. Чем младше ребенок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы.

 Дидактические игрушки

В практике воспитания детей наиболее широко используются токарные деревянные «бабенские» игрушки. Они обладают ценными дидактическими свойствами. Играя такой игрушкой, ребенок научится различать цвета и их оттенки, знакомится с величиной, формой, количеством. Эти же игрушки служат хорошим средством развития речи, если с ребенком займутся взрослые.

Благодаря чистым, сочным, ярким окраскам, тщательной отделки поверхности, выдержанности формы эти игрушки воспитывают вкус, развивают зрение, осязание.

Построены эти игрушки на принципе самоконтроля, что позволяет ребёнку не только играть, но и заниматься ими без помощи педагога: поправки вносит сама игрушка.

Например, игрушки-вкладыши: вставляющиеся друг в друга яйца, круглые и цилиндровые чашечки, шары одноцветные или разноцветные. Разбирая или вновь складывая игрушку, ребёнок руководствуется её величиной, размером, как основным признаком, помогающим разрешить задачу. Каждый раз, когда он делает ошибку в подборе величины соответствующей чашки или яйца, эта ошибка обнаруживается им самим: следующий предмет или не помещается, или помещается слишком свободно. Снова и снова ребенок подбирает подходящей величины вкладыши и достигает своей цели.

Игры с такой игрушкой заставляют ребенка активно действовать: вкладывать, расставлять, переставлять. Так как принцип убывающей величины в игрушках строго выдержан, то ребенок не может обойти его при вкладывании их друг в друга и даже при простой расстановке в ряд. В конце концов, он дает правильную гамму величин. Как известно, дети любят нанизывать один предмет за другим на стержень. Конусы (называемые пирамидами) одноцветные и многоцветные, цилиндры, кольца представлены среди бабенских игрушек в большом разнообразии форм, величин, расцветок. Принцип самоконтроля, как и в группе игрушек-вкладышей, ведет по пути правильного усвоения величины, цвета.

Подобные игрушки дают возможность последовательно расширять объем и сложность задания для ребенка.

Бирюльки – образец искуснейшей работы – представляют прекрасный педагогический материал для игр, упражняющих ребенка в развитии мышц руки, глазомера, а также воспитывающих настойчивость в достижении поставленной цели.

Ценные качества дидактических игрушек настолько многообразны, что на основе их можно организовать разнообразные дидактические игры для детей.

Игры с этими игрушками начинаются с раннего возраста, но когда дети могут уже упражняться в различных действиях – складывать, перекладывать, вынимать. Потребность в таких действиях удовлетворяется подобной игрушкой, а принцип самоконтроля в игрушке направляет игру в определенное русло и воспитывает внимание, волю. С появлением в играх замысла, что замечается уже на третьем году жизни ребенка, эти игрушки приобретают иное значение. Две половинки деревянного яйца становятся радионаушниками, и ребенок, закрывая ими свои уши, «действительно» ощущает усиление и ослабление силы звука; в то же время эта игрушка – и «чашечка для чая», и «солонка»; поставленная на вершину башни из кубиков, она превращается в салют. Невозможно перечислить все комбинации, которые способны придумывать дети.

Для младших детей интересно скатывать с горки цветные шарики; а старшие дети играют в эту игру, соревнуясь в ловкости, точности попадания. В этих играх дети сами постепенно вырабатывают правила.

При наличии достаточного количества игрушек с маленькими детьми организуются игры на подбор яиц, шаров, колец по цвету, величине.

В детских садах эти игрушки применяются как дидактический материал, для чего подбираются специальные наборы их.

Игрушки-вкладыши, состоящие из 3, 6 или 12 предметов, одноцветные или многоцветные: цилиндры, бочонки, яйца, матрешки, шары.

Матрешка — замечательная игрушка. Прежде всего, она привлекает ребенка, как кукла. Но кукла эта оказывается сюрпризом — играя с ней, ребенок обнаруживает в ней целое кукольное семейство.

Собирая и разбирая матрешку, дети получают и усваивают первые знания о форме, величине, целом и части, цвете, количестве. Поэтому матрешка обязательно должна быть в игрушечном арсенале ребенка.

Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу, привезенному из Японии.

Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.

Первая матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Ее создателями были токарь В.П.Звездочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С.В.Малютин.

Изначальные сюжеты русских матрешек были исключительно женскими: румяных и полных деревянных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками, цветами, хлебом-солью и т.п. Неожиданно выяснилось, что русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе, особенно в Германии и Франции. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”.

До конца 90х годов XIX века матрёшки изготовлялись в московской мастерской “Детское воспитание”, а после её закрытия производство и роспись матрёшки освоили учебные показательные мастерские в Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. Именно здесь вскоре началось массовое производство этой игрушки, и был выбран тип матрёшки, которую называют Сергиево-Посадской или Загорской. Бурный расцвет искусства изготовления и росписи Сергиево-Посадской матрёшки в первые десятилетия XX века был настолько своеобразен, что определил стиль росписи матрёшки в России на многие годы. В это время были созданы основные типы росписи Сергиево-Посадской матрёшки, главной отличительной чертой которой является стремление отобразить в росписи современную жизнь. Матрёшка из Сергиева Посада имеет ряд отличительных черт: приземистую форму, верх, плавно переходящий в утолщающую нижнюю часть фигурки, роспись гуашью и лаковое покрытие.

Полховская матрешка заметно отличается от своих Сергиевских и семеновских сестер. Кроме того, удивляет ее необыкновенное многообразие от многоместных, подчеркнуто вытянутых по вертикали фигурок с маленькой, жестко очерченной головкой до примитивных одноместных фигурок – столбиков и толстеньких, похожих на грибки, куколок. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново-красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру. “Цветы с наводкой” – наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и “пестрение” – украшение при помощи отдельных мазков, “тычков” и точек.

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. В своей росписи семёновские мастера идут от традиций “травного” орнамента Древней Руси. Мастера-семёновцы оставляют больше незакрашенного дерева, расписывают матрёшку анилиновыми красками, затем лакируют. Вначале намечают росчерком тонкой кисточки контуры лица, глаза, губы, наводят румянец. Затем рисуют платок на голове у матрёшки, рисуют юбку, передник, руки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. С течением времени рисунок букета как бы наливался соками трав, становился более плотным, красочным и живописным. В настоящее время мастера используют в росписи три цвета – красный, синий и желтый, варьируя сочетания цветов платка, сарафана и фартука. Главным в колорите семёновской матрёшки является решение основного цвета в букете, который задаёт тон всему цветовому строю. Букет по традиции располагается на фартуке асимметрично, несколько смещён вправо. Семёновские токари создали свою форму матрёшки, которая в отличие от Сергиево-Посадской матрёшки имеет большую стройность, относительно тонкий “верх”, который резко переходит в утолщённый “низ”. Знаменитая семёновская матрёшка отличается от матрёшек других центров своей многоместностью; в неё вкладывают до 15-18 разноцветных кукол. Именно в Семёнове была выточена самая большая 72-местная матрёшка, диаметр которой 0,5 метра, а высота 1 метр.

 Особое своеобразие вятской расписной деревянная куклы в том, что матрёшку стали не только расписывать анилиновыми красителями, но и инкрустировать соломкой. Инкрустация соломкой художественных изделий из дерева на столярной основе, главным образом коробок и шкатулок, известна в этих краях давно. Для инкрустации используется ржаная соломка, которая выращивается на специальных участках и аккуратно срезается серпом вручную. Одна часть соломы для получения декоративного эффекта проваривается в растворе соды до золотистого цвета, другая остаётся белой. Затем солому разрезают, приглаживают, штампиком выбивают детали нужного рисунка. Наклеивают соломку по сырому нитроцеллюлозному лаку. Расписанную анилиновыми красителями и инкрустированную соломкой матрёшку покрывают масляным лаком. Вятская матрёшка наиболее северная из всех российских матрёшек. Она изображает голубоглазую девушку-северянку с мягкой застенчивой улыбкой. Лицо этой матрёшки завораживает и притягивает вас, настолько они милы и приветливы.

Матрешка - это развивающая игрушка, проверенная поколениями. Так же как и при сборе пирамидки, ребенок учится правильно ориентироваться в размерах и пропорциях. Только в матрешке надо еще и головки-верхушечки подобрать к юбочкам-стаканчикам. А если матрешку собирать надоело, можно ее просто в игру с куколками включить, благо семья у нее большая.

Игрушки нанизывающиеся: конусы (пирамиды), цилиндры, грибы, шары.

 Сюжетные игрушки

Образная, сюжетная игрушка представляет одну из наиболее сильных и оригинальных ветвей народного творчества. Собственно на ней сосредоточился вопрос о роли и месте народной игрушки в детском быту, быть ли ей у детей или в музеях.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребенку, состоит в условности ее изображения. Условность изображения на предельную отработанность тех средств и способов, которыми создается игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы человека – все решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру. Ребенка в этой игрушке привлекает предельная простота и ясность.

Дымковская игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории русского народного творчества.

Название этого народного промысла связано с селением Дымковская слобода, что на окраине старинного русского города Хлынова (позже г. Вятка, ныне г. Киров).

Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, нравится детям, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки – это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.

Округлая форма фигурок, обобщенные линии, силуэты, простота этой формы прочно закреплены традициями. Например, юбка барыни, веер индюшиного хвоста, толстые ножки конька, ветвистые рога оленя, можно перечислять много особенностей, которые из поколения в поколение не меняются, передаются мастерами, которые доводят до нас эту необыкновенную красоту.

Вятская (дымковская) игрушка имеет огромное значение для выполнения творческих заданий детей, которые с удовольствием пробуют воплотить свои замыслы в лепке и рисовании.

Народная дымковская игрушка – одно из важнейших средств эстетического воздействия на детей. Красота росписи и выразительность формы вызывают у них чувства радости, восхищения, учат видеть и замечать прекрасное в окружающей жизни и природе.

Сырье для производства дымковской игрушки осталось прежним, как много лет назад, - красная глина, смешанная с просеянным песком. Процесс изготовления игрушек прост. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных кусочков. Сначала лепят торс фигурок, затем к нему примазывают шарики (головки и ручки), соединяя их жидкой глиной. Следы для придания изделию ровной поверхности сглаживают влажной тряпкой. Готовые фигурки просушивают и прокаливают в печи. В давние времена обжиг важно было доверить опытной мастерице. Если фигурки вынимали из печи раньше времени, они могли рассыпаться, а если их передерживали, к ним не приставала грунтовка.

Затем игрушки белят мелом, разведенным в молоке, и раскрашивают. Раньше их расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Сегодня для росписи применяются темперные краски и мягкие колонковые кисти. Использование большого количества разных цветов (до десяти) придает дымковской игрушки особую яркость и нарядность. Обычно игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом – это яркие пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски – синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая – от четырех до десяти цветов. Когда-то использовались даже листочки сусального золота. Свистульки тоже лепят вручную, а отверстие прокалывают палочкой.

В старые времена работали, как говорили, «заводами»: одна мастерица делала юбку, другая – голову, третья лепила ведра, а потом все собирались в одну фигурку. В наше время каждая мастерица делает игрушку целиком – от лепки до последних штрихов раскраски. Несмотря на жесткие правила росписи, каждый автор привносит в свои произведения собственный подчерк и излюбленный колорит. Любая фигурка – это ручная работа, существующая в единственном экземпляре; традиционно этот промысел не имеет серийного поточного производства.

Богородская резная игрушка. В ней все живо, все близко ребенку – и сюжет и образ. Фигурки животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силен познавательный элемент богородской игрушки. Через нее ребенок получает верное представление о животных и других предметах.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Именно эту деревеньку считают центром деревянной кустарной игрушкой, хотя деревянные игрушки известны издавна и повсеместно на Руси ввиду обилия лесов.

Существует легенда, что в середине XVII века то ли крестьянин, то ли крестьянка вырезали для своих детей игрушку из липы. Ребятишки прозвали её Аука. Когда ребятня наигралась с деревянной куклой, отец отвёз её на ярмарку для продажи. Там одному купцу приглянулась эта игрушка, и он заказал крестьянину целую партию кукол.

Это, конечно же, красивая легенда, которая непременно должна быть у красивой вещи. А вот реалии подсказывают следующее. Ещё в XVII веке в стенах Троице-Сергиева монастыря существовало резное дело. Это не могло не повлиять на располагавшиеся поодаль деревеньки, которые и занялись игрушечным промыслом. Сначала богородские кустари изготавливали лишь отдельные части и переправляли в Сергиев Посад, где игрушка приобретала законченный вид. Но вскоре богордская деревянная игрушка стала получать своё завершение в своём родном селе.

Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Сначала резчик обрабатывает липовые чурки, вырубается или выпиливается заготовка изделия. Потом начинается обработка стамеской и очень острым богородским ножом. Затем деревянное чудо ошкуривается и покрывается лаком. Ну, а если игрушка токарной обработки, то детали вытачиваются на станке, собираются, по необходимости расписываются. Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и в цене различия ощутимые.

Сюжеты богородской деревянной игрушки – это чуть смешные гусары и дамы, всадники и плясуны, дровосеки и музыканты, медведи и курочки. Часто эти игрушки умеют двигаться: кузнецы куют, курочки клюют, кот ловит рыбку. Фигурки приходят в движение с помощью незатейливого механизма – детали крепятся на ниточке к внутренней планке, сдвигается планка – фигурка оживает.

 Филимоновская игрушка свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960-х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Промысел игрушки возник в середине 19 в в среде местных гончаров. Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с 16 в производили гончарную посуду, продавая ее на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая ее на базаре, при этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки. На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - "синьки". При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали – близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого.

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зеленый, желтый и голубой цвета – игрушки получаются яркими и веселыми. Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесен все тот же бесхитростный орнамент.

         Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов, вышитых рубах и поясов.

Список литературы

  1. Абраменкова В. В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации. – М., 2001.
  2. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. – Л.: Просвещение, 1988. – 334с.
  3. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.
  4. Дорофеева А. Коргополь. Народная игрушка. Мир в картинках: нашлядное дидактическое пособие: для детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 8с.
  5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 416с.
  6. Кто подарил нам матрешку?//Вокруг света. – 2004. - №12. – С.92.
  7. Москвин А.Ю. Карабельников Д.В. Народная игровая кукла Нижегородской губернии и Верхнего Поволжья середины XIX – начала ХХ века: опыт интерпретации // Нижегородский краеведческий сборник. Т. 1. Нижний Новгород, 2005. с.
  8. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т. С. Комаровой. – М., 2000. – 231с.