Конспект коррекционного занятия с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста "Тренинг восприятия. Обоняние"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Микишева Оксана Николаевна

                Авторами данного конспекта являются Микишева Оксана Николаевна, воспитатель второй квалификационной категории и Скрипова Людмила Витальевна, педагог - психолог высшей квалификационной категории МБЛОУ "Детский сад № 19 "Снежинка" комбинированного вида города Северодвинска. Данное коррекционное занятие можно использовать и в работе общеразвивающих групп. Занятие проходит в игровой форме, используются разнообразные методы и приёмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospriyatie_zanyatie_gr.no2_.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия с детьми

 группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

 с диагнозом задержка психического развития

Тема: «Тренинг восприятия. Обоняние».

           Авторы -                        Микишева Оксана Николаевна, воспитатель

                                            второй          квалификационной категории

                                            МБДОУ «Детский сад №19 «Снежинка»      

                                            комбинированного вида»  г.Северодвинска,

                                                                                                                                                                               

        Скрипова Людмила Витальевна,

              педагог-психолог высшей квалификационной категории

                                           МБЛОУ «Детский сад №19 «Снежинка»                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                  комбинированного    вида   г.Северодвинска.

Задачи:

1. Тренировать умение воспринимать окружающие предметы с помощью обонятельного анализатора.

2. Закреплять навыки исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.

3. Ознакомить с внешним строением носа, понятиями: ноздри, крылья носа, переносица.

4.Развивать мыслительные  операции анализа, сравнения, умение делать  умозаключения.

5.Учить образовывать существительные в родительном падеже.

6. Формировать навыки саморегуляции поведения.

 

         Материал:

  1. живой цветок, воздушные шары, аромолампа, «радужные» портреты детей;
  2. аудиозапись  «Песня про носы» и релаксирующей музыкой;
  3. продукты, мелко нарезанные кусочки чеснока, апельсина, шоколада;
  4. фотографии с изображением носа человека и различных животных  (лошади, козы, коровы, собаки, кошки, поросенка) и их полное изображение;
  5. зеркала по числу детей;
  6. карта Разноцветной страны, рисунок гномика Носастика.

Ход занятия:

Дети проходят и встают в круг.

- Доброе утро! Я рада вас видеть. Давайте  поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом цветок. Ритуал приветствия.

Ход упражнения: взрослый спрашивает название цветка, выслушивает ответы детей. Потом вдыхает нежный аромат розы, поворачивается к своему соседу, передает ему цветок и здоровается: «Доброе утро, Ириша!». Цветок передается по кругу, участники по очереди приветствуют друг друга.

- Мы продолжаем путешествие по Разноцветной стране. Нас ждет встреча с новым гномом. Вспомните, как мы можем попасть в разноцветную страну? Упражнение «Разноцветные  ворота».

Ход упражнения:

Педагоги держат гирлянду из воздушных разноцветных  шаров, изображающую ворота, а дети проходят через нее. Взрослый напоминает, что через ворота, какого цвета прошел участник, такого цвета на сегодня и сам становится. Каждый называет цвет своих ворот, и лучик этого цвета приклеивает к своему «радужному» портрету.

Упражнение «Оформление разноцветных портретов».

Ход упражнения: на первом занятии были созданы индивидуальные « радужные» портреты детей – в центр  альбомного листа приклеена фотография ребенка в форме круга. На каждом занятии после прохождения через ворота детям предлагается приклеить один цветной лучик к своему портрету. Для лучиков удобно использовать самоклеющуюся пленку. Так постепенно, от встречи к встрече портрет становится разноцветным, «радужным». Простая фотография превращается в цветное солнышко или волшебный цветок.

- Ребята, давайте подойдем к карте Разноцветной страны и постучимся в дверь одного из домиков. Вот и хозяин, еще один веселый гном. Посмотрите, есть ли в его внешнем виде что-то необычное? Обратите внимание на его лицо.  Конечно, у него очень большой нос. Давайте придумаем ему имя. (Обсуждение разных вариантов, выбор одного, например, Носастик).

- Предлагаю поиграть с нашими носиками. Возьмите зеркала и присядьте на стулья полукругом. Посмотрите, а наши носики такие же большие, как у Носастика? Сколько носов у человека? Какие части носа мы видим? Дырочки – это ноздри. У нас есть правая ноздря и левая ноздря. Давайте обведем указательным пальчиком. С помощью ноздрей мы можем вдыхать и выдыхать воздух. Сделаем глубокий вдох, выдох. Посмотрите, что происходит с вашим носом, когда вы дышите. Его бока то поднимаются вверх, то опускаются вниз как крылья птицы, поэтому говорят, что у носа есть правое крыло и левое крыло. Верхняя часть носа называется переносица. Давайте пройдем по дорожке от кончика носа и остановимся между бровями. Теперь    положите свое зеркало под стул и подумайте, для чего нам нужен нос? (Взрослый обобщает  ответы детей: дышать - вдыхать и выдыхать воздух; определять запахи: приятные и неприятные; нос защищает от микробов: при помощи волосков, которые находятся в носу).

- А сейчас, чтобы наш нос хорошо работал, предлагаю сделать массаж.

Ход задания: дети по показу взрослого выполняют самомассаж, сопровождая действия словами –

Девочки и мальчики,

Приготовьте пальчики!

Покажи, моя рука,

Это -  правая щека,

Это -  левая щека,

Это -  лобик наверху,

Подбородочек внизу.

Мы подушечками пальцев

В точки быстро попадем,

Крылья носа разотрем.

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Нужен носику массаж!

Раз, два, три,

Скорей вдохни.

Дышим носом, а не ртом.

Плечи мы  не поднимаем,

А животиком помогаем.

- Зарядку для носа мы сделали, а теперь давайте выполним тренировку для всего тела. Физкультурная пауза «      -                                 -------------------

Ход упражнения: Дети по показу взрослого выполняют веселую гимнастику под музыку. Слова детской песни соответствуют теме занятия.

- Ребята, вы говорили, что  носики могут определять запахи. Проверим, узнают ли ваши носы ароматы разных продуктов. Задание «Определи по запаху».

Ход задания: в трех закрытых непрозрачных стаканчиках лежат мелко нарезанный чеснок, цедра апельсина, долька шоколада. В крышке каждого стаканчика есть отверстие. Взрослый берет один из стаканов и по очереди предлагает детям вдохнуть аромат и подумать, что съедобное может так пахнуть. После того, как все участники провели ароматическую пробу, дети высказывают свое мнение о содержимом стаканчика. Далее крышка снимается и демонстрируется, что находиться внутри. Эксперимент продолжается с другими продуктами.

- Ребята, ваши носики хорошо поработали, сейчас попробуем определить, кому принадлежат эти носы. Игра «Отгадай, чей нос?».

Ход игры: детям предлагается рассмотреть цветные фотографии носов разных домашних животных и человека. Фото сделаны крупным планом, поэтому остальные части мордочки или лица не видно. Если дети затрудняются, педагог выкладывает подсказки - картинки животных. Они соотносят нос и животное. Воспитатель учит детей образовывать существительные в родительном падеже, отвечая на вопрос: «Чей нос?». Педагог уточняет, кто кормит этих животных, ухаживает за ними, являются они дикими или домашними.

- А теперь отдохнем. Представьте, что мы оказались на лесной полянке. Остановитесь, вдохните запахи окружающих деревьев, цветов, трав. Игра – релаксация «Отдых в лесу».

Ход упражнения: в зеленом уголке группы зажигают  аромолампу или аромосвечу за несколько минут до начала этого задания. Участники ладонью направляют струи ароматного воздуха к своему носу, погружаясь в расслабляющую атмосферу леса. Дети ложатся на ковер лицом вверх, опускают руки вдоль тела, ноги не скрещивают, закрывают глаза. Звучит спокойная музыка. Взрослый помогает представить мягкую траву, согретую солнцем, растущие вокруг цветы, деревья, защищающие покой детей. Эта атмосфера наполняет всех силой, здоровьем, помогает расслабиться. Педагог спокойно проговаривает стихотворную формулу:

 Реснички опускаются….

 глазки закрываются…..

 мы спокойно отдыхаем.

 Дышите легко, ровно, глубоко.

 наши руки отдыхают…

 ноги тоже отдыхают….

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем!

Потянулись, улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

- Вы теперь сильные, здоровые, отдохнувшие. На лесной поляне, где мы отдыхали, растут удивительные цветы. Творческое задание «Разноцветные цветы».

Ход задания: Педагог предлагает изготовить цветы из воздушных шаров. Для каждого ребенка приготовлена ваза, в ней стоит палочка – «стебель» с прикрепленным шаром. На этом шарике приклеены кусочки двустороннего скотча. Дети снимают защитную пленку и приклеивают к центральному шару другие шары - «лепестки». Участники встают в круг, образуя большой букет. Взрослые уточняют у детей, чем полезен нос.

Дети прощаются с Носастиком, договариваются о новой встрече в Разноцветной стране.

    Литература:

  1. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. -  Ярославль: Академия развития,1996. – 240с.
  2. Крюкова С. В. Здравствуйте, я сам!  Тренинговая  программа  работы с детьми 3 -6 лет. – М. : «Генезис», 2002. – 144с.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития  / Под общей ред. С. Г. Шевченко. -  М. : Школьная пресса, 2005. – 96с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Дикие животные. «Путешествие в сказку».

Конспект коррекционного занятия в средней группе компенсирующей направленности. Тема: Дикие животные. «Путешествие в сказку»....

Аналитическая справка по результатам освоения адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Мониторинг достижения планируемых про­межуточных результатов освоения детьми основной адаптированной общеобразовательной программы ДОУ осуществляется, как правило, два раза в год (сентябрь ...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2017-2018 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2018-2019 учебный го...

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2019-2020 учебный год

Результаты педагогического мониторинга по освоению адаптированной образовательной программы детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) за 2019-2020 учебный го...