Комплексно-тематический принцип организцации коррекционно-развивающего процесса
презентация по теме

В презентации кратко описано применение  комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в специальном компенсирующем МБДОУ, где находятся дети с нарушением интеллекта (легкой формой умственной отсталости). В презентации имеются выдержки из документации учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-tematicheskiy_princip.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная программа МДОУ компенсирующего вида №81 основывается на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса, что обеспечивает единство воспитательных, обучающих и коррекционно – развивающих целей и задач процесса образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Специалистами МДОУ составляется перечень лексических тем на учебный период на каждый год обучения воспитанников. Перед вами лексические темы для третьего года обучения.

1-я неделя         Лето

2-я неделя         Ягоды

3-я неделя         Овощи

4-я неделя         Фрукты

5-я неделя         Плоды осени

6-я неделя         Деревья

7-я неделя         Осень. Неживая природа

8-я неделя         Осень. Живая природа

9-я неделя        Домашние птицы

10-я неделя         Домашние животные

11-я неделя         Части тела

12-я неделя         Мой детский сад

13-я неделя         Кухня. Посуда

14-я неделя         Предметы домашнего обихода

15-я неделя         Части суток

16-я неделя         Эмоции человека

17-я неделя         Зима

18-я неделя         Новогодние праздники

19-я неделя         каникулы

20-я неделя         Зимние забавы

21-я неделя         Профессия - продавец

22-я неделя         Профессия - врач

23-я неделя         Мебель

24-я неделя         Одежда

25-я неделя         Дикие животные и их детёныши

26-я неделя         Папин праздник

27-я неделя         Профессии на стройке

28-я неделя         Мамин праздник

29-я неделя         Труд взрослых

30-я неделя        Время суток

 31-я неделя         Весна. Неживая природа

32-я неделя         Весна. Живая природа

33-я неделя         Дикие и домашние животные

34-я неделя         ПДД, транспорт

35-я неделя         Деревья-кустарники

36-я неделя         Травы-цветы

37-я неделя         Фрукты, овощи, ягоды

38-я неделя         ОБЖ

39-я неделя         Лето

        Каждый педагог, работающий непосредственно с детьми (учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный руководитель) составляет перспективно-тематические планы на учебный год в соответствии с темами по образовательным областям.

Воспитатель -  «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

Учитель-дефектолог – «»Безопасность», «Социализация», «Познание»

Учитель-логопед – «Коммуникация»

Музыкальный руководитель – «Музыка»

 Приведём пример фрагмента перспективного плана по образовательной области «Социализация» раздел «Игра». Как мы видим каждый план содержит название лексической темы, название коррекционного мероприятия, его цели и методические приёмы.

Лексическая тема

Тема игры, драматизации

Цели игры

Методические приёмы

Лето

 

П/и с элементами сюжета

«Найди себе пару»

- учить выполнять элементарные ролевые действия

- развивать понимание сюжета, правил игры

- воспитывать желание играть в небольших группах

Рассматривание серии «Лето»

имитация движений животных

Знакомство с правилами игры

Проговаривание диалога

Раскрытие нравственного смысла игровых поступков

Распределение ролей

Усложнение сюжета

Ягоды

Драматизация сказки "Три медведя"

- учить выполнять элементарные ролевые действия

- развивать понимание сюжета, различать тембр голоса

- воспитывать желание играть в небольших группах

Чтение сказки, рассматривание иллюстраций, беседа

Имитация движений и голосов героев

Д/и «Чей голосок?»

Д/и "Большой - маленький - средний"

Овощи. Шофёр.

С/р игра «Шофер»

- закреплять знания о профессии шофер

- развивать умение брать на себя роль и выполнять ролевые действия

- воспитывать эмоционально-положительную реакцию на общение со сверстниками

Рассматривание серии «Овощи», "Профессии"

демонстрация овощей

Беседа «О профессии шофера»

Д/и «Узнай на ощупь»

Д/и   «4-й лишний»

Определение ролевых действий (грузчики, шофер, механик...)

Затем, еженедельно в группах МДОУ проходит обсуждение наполняемости лексической темы.  Результатом  этой работы является план взаимодействия специалистов группы на неделю.  Перед вами план работы специалистов группы 3 г.о. по теме «Овощи»

Учитель-дефектолог

Воспитатель

Учитель-логопед

Муз. руководитель

Словарь

Картофель, морковь, свекла, помидоры.

Мышление

Описательные загадки об овощах.

Классификация

Д/и «Где что растет».

Д/и «Исключи 4й лишний» (ягоды).

Описательный рассказ

Картофель, морковь, свекла, помидоры.

Дифференциация

Фрукты- овощи.

Чтение

Стихотворение С. Михалкова «Спор овощей».

Лепка

«Огурцы, помидоры».

Сюжетное рисование

«Машины едут по дороге».

Ручной труд

Изготовление поделок из овощей.

Грамматический строй

Д/и «Один- много».

Употребление наречий: быстро – медленно.

Связная речь

Описательный рассказ: лук, капуста, репа, кабачок, редис.

Общие речевые навыки

Развитие глубокого вдоха (Д/и  Узнай овощ»).

Мелкая моторика

Составление разрезной картинки «Овощи».

Музыкальное упражнение

«Огородная - хороводная».

Сюжетно-ролевая игра «Шофер».

Логоритмические упражнения «Салат», «Воробушки и шофер».

Изготовление и дегустация овощных блюд: «Морковь с сахаром», «Овощной» салат, «Репа с сахаром».

 

Помимо плана взаимодействия учитель-дефектолог и учитель-логопед предлагают воспитателям  задания для закрепления ЗУНов по теме в самостоятельной деятельности детей и в ходе режимных моментов. Пример этих рекомендаций по той же теме «Овощи»

ТЕМА: ОВОЩИ. ШОФЁР.

Словарь:

картофель, лук, морковь, свёкла, помидоры, огурцы, репа, редис,

тыква, кабачок

С/р игра:

 "Шофёр"

Цель: - закреплять знания о профессии шофер

- развивать умение брать на себя роль и выполнять ролевые действия

- воспитывать эмоционально-положительную реакцию на общение со

сверстниками

Сенсорное воспитание:

Д/и «Где лежит помидор?»

Цель: учить воспроизводить пространственные отношения между элементами по подражанию и образцу (вверху, внизу, рядом, посередине)

Моторика:  

В огород пойдём

Урожай соберём

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный

ФЭКП:

Д/и  «Быстро - медленно»

Цель: формировать элементарные представления о скорости

Мышление:

Д/и"Собери урожай"

Цель: Закреплять умение фиксировать в речи результаты

классификации

Безопасность:

Д/и «Правильно - неправильно»

Цель: Расширять представление детей о правилах безопасного поведения на дороге  

Данный принцип прослеживается и при работе с семьёй – задания педагогов носят тематическую направленность.

ЗАНИМАЕМСЯ ПО ТЕМЕ

«ОВОЩИ.  ПРОФЕССИЯ ШОФЁР.»


Знает ли Ваш ребёнок?

- Названия овощей?

- Какую пользу приносят овощи?

- Какой они формы, цвета, текстуры, какие на вкус?

- Где растут?

- Что и как готовят из овощей?

- Зачем и как заготавливают их на зиму?

         Вместе  учим детей:

- Игры: «Отгадай, о каком овоще я рассказываю»

             «Расскажи об овоще, я отгадаю»

               «Узнай по вкусу (на ощупь) и назови»

             «Один-много» (помидор - …, огурец - …)

             «Назови ласково» (помидорчик, огурчик,…)

            «Лишнее слово» (стол, стул, лук, диван; …)

- Стихотворение:             Что растёт на нашей грядке?

                                             Огурцы, горошек сладкий,

                        Помидоры и укроп,

                        Для приправы и для проб.

                        Есть редиска и салат –

                        Наша грядка просто клад.

- Труд: приготовьте совместно с ребёнком блюдо из

             овощей, закрепляя цепочку действий: помыли,

             почистили, порезали

ПРОСЬБА, ПРИНЕСТИ ЛЮБОЙ ОВОЩ

Т.о. все взрослые, окружающие ребёнка работают в одном ключе, что повышает результативность коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематический принцип организации педагогического процесса как условие реализации ФГТ.

Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) является следующее:«Программа должна основываться на ...

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГТ.

"Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями" Аннотация ØПланирование воспитательно-образовательной...

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....