Театрализованные игры, как средство всестороннего развития ребенка
статья на тему

сообщение из опыта работы на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры как средство всестороннего развития ребенка

Сообщение на педсовете

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.


Умственное развитие: образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения.

Совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Нравственное воспитание: Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов.


Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного.

Эстетическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле театрализованные игры приравниваются к подвижным играм, так как дети в них не столько зрители, сколько активные участники.

Советы воспитателям

«

Ребёнок проходит огромный путь от манипуляции игрушкой к участию в диалоге, сценках.

Игры с куклами настольного театра побуждают к сочинению вначале диалогов, затем коротких рассказов, развивают фантазию, воображение, эмоциональность речи.

Игры с ряженьем развивают у детей способность к импровизации: у каждого получается свой «петушок» или своя «курочка». Дети подражают интонации, выполняют несложные действия по тексту. Основные эмоции учатся передавать мимикой, позой, жестами, движением, а также учатся понимать эмоциональное состояние другого человека.


Игры превращения я начинаю использовать со второй младшей группы

По мнению Н. Ф. Сорокиной , театральные этюды «...должны проводиться постоянно в каждой возрастной группе», «.. .это своеобразная школа, в которой постигаются азы актёрского мастерства, основы кукловождения».

Игры-превращения помогают подготовят детей к этюдам. Ребёнок поначалу копирует действия взрослых, а затем при соответствующих условиях (например, зазвучала песенка петушка и т.п.) импровизирует самостоятельно. Перед проведением игр-превращений планируется предварительная работа: чтение стихов, текстов, в которых есть, упоминание о внешнем виде, повадках животного или птицы, характере (хитрый, злой). Рассматривая иллюстрации, я обращаю % внимание на детали. Для большей выразительности образа, можно надеть деталь костюма. С помощью игр-превращений ребёнок учится сопровождать свой показ выразительными движениями, мимикой и жестами. Малыш учится быть эмоциональным и в речи и в показе движений.

По мере развития ребёнок начинает не только участвовать в общих действиях, копировать их, подговаривать слова, но и проговаривать текст, импровизировать в ответах. Появляется больше самостоятельности в играх. Элементы театральных игр малыш вносит в самостоятельную игру.

Освоив вождение игрушек под текст, ребёнок с удовольствием участвует в инсценировках, надевая на себя элементы костюмов. Для инсценирования подходят потешки, стихи, песни, сказки и истории.

Ребёнок, надев шапочку птички, начинает имитировать её движения, звукоподражать ей. Он сможет мимикой отразить чувства (печаль деда и бабы, когда разбилось яйцо в сказке), пантомимой - состояние (холодно). Жесты приобретают выразительность. Итак, ребёнок подходит к «вхождению в образ». В творческих играх ребёнок берёт на себя определенную роль. Первая ролевая игра - это копирование действий взрослых. В дальнейшем мы объединяем эти действия в простейший сюжет, беря на себя соответствующую роль. Ребенок


обыгрывает доступные его пониманию сюжеты из жизни. Инсценирование потешек, коротких стихотворений перерастает в инсценирование по мотивам сказок.

Дети продолжают обыгрывание, придумывая самостоятельные сюжеты. В этом случае вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребёнка, ограничивающие его активность. Я стараюсь вызвать детей на самостоятельное придумывание содержания игры и способов выполнения роли. Тот опыт, который ребёнок получает в процессе театрализованных игр, к концу года он переносит в самостоятельную игру.

Театральные игры, игры-инсценировки с ряжением помогают детям выплеснуть свои эмоции, чувства.

Показ настольного театра, обыгрывание потешек, стихов, сказок с помощью игрушек, картинок.

Ему предшествовать чтение соответствующих текстов, рассматривание картинок, иллюстраций.

Наблюдая за действиями воспитателя, ребёнок сам начинает манипулировать с куклами настольного театра. Действуя с игрушками, ребёнок осваивает умение соотносить движение со словом. Уже во второй младшей группе ребенок может сам сопровождать текст взрослого движениями предметов и игрушек, иногда вступать в диалог. Ребёнок начинает участвовать в спектакле с игрушками.

Для обыгрывания подойдут стихи А. Барто из цикла «Игрушки», потешки, короткие стихи, песенки. Удобно для обыгрывания использовать плоскостной театр, театр игрушки, театр картинок на фланелеграфе, магнитный театр, театр варежек, пальчиковый, театр с куклами би- ба- бо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей с ОНР в условиях образовательного учреждения компенсирующего вида»

В статье раскрывается сущность использования театрализованной деятельности как средства социально-личностного развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....

"Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребенка" Консультация для родителей

Раскрыты принципы и формы театрализованной деятельности в разных возрастных группах....

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольников.Консультация дя воспитателей.

В работе приведена классификация театрализованных игр.Технология и требования к организации игр.Театральные игры, упражнения и этюды....

Театрализованная игра как средство всестороннего развития дошкольника

Термин "театрализованная игра", роль педагога в организации и проведении театрализованной игры, рекомендации о приемах педагогического руководства театрализованными играми....

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития ребенка

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу р...

Консультация для воспитателей "Театрализованная игра, как средство всестороннего развития ребенка."

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоц...

Театрализованная игра как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

laquo;Театр - искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты». К.С.Станиславский...