Образовательно-развивающий проект «Тропинка к своему Я»
материал по теме

Формирование психологического здоровья детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_marusinoy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательно-развивающий проект

«Тропинка к своему Я»

(формирование психологического здоровья

детей старшей группы)

Информационная характеристика ОРП

Автор проекта:    Марусина Екатерина Викторовна

                        Педагог-психолог первой категории

                        МДОУ №22 «Аленький цветочек»

Руководитель:     Германова Юлия Александровна

                        Старший воспитатель первой категории

                        МДОУ №22 «Аленький цветочек»

Участники ОРП:  Марусина Екатерина Викторовна – педагог-      

                          психолог,

Николаева Надежда Александровна - воспитатель старшей группы №7

База экспериментальной работы:    дети старшей группы №7 МДОУ №22

Сроки работы по ОРП:      Октябрь 2010 г. – апрель 2011 г. 

Программа

Цель: Создание условий для целенаправленной работы по  формированию психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: 

  1. Изучить и проанализировать специальную литературу по данной теме.
  2. Наметить основные направления психологического воздействия, методы и приемы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольников.
  3. Провести сравнительный анализ работы по формированию психологического здоровья детей на основе психодиагностики.

Субъекты деятельности: дети старшей группы.

Объект: состояние психологического здоровья детей.

Предмет исследования: работа по формированию психологического          здоровья детей в условиях психолого-педагогического воздействия.

Гипотеза: формирование психологического здоровья детей будет более успешным, если:

  1. Регулярно проводить психологические занятия с детьми.
  2. Обеспечить сохранность психического здоровья педагогов.
  3. Сформировать у родителей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в интересах ребенка и собственного развития.

Актуальность.

В общей иерархии проблем страны и системе ее безопасности здоровье нации занимает одно из ведущих мест. Оно является социально значимым феноменом, по уровню и состоянию которого судят о степени развития и благополучия общества.

        По определению Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье – это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное эмоциональное и социальное благополучие». В данном случае я остановлюсь на понятии «эмоциональное благополучие», которое, по мнению Т.В.Нестеренко, можно рассматривать как психологическое здоровье. Основными характеристиками психологического здоровья в научной литературе принято считать следующее:

  1. принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
  2. принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
  3. хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
  4. стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

Данные характеристики актуальны для людей в любом возрасте (при соответствующих модификациях). Особое внимание при этом стоит уделять психологическому здоровью детей дошкольного возраста, т.к. именно оно определяет будущее страны.

Современные дети находятся в возрастающем потоке информации. Детство становится другим, благодаря повсеместному внедрению раннего обучения, которое приводит к перераспределению темпов развития позна-вательных процессов и, как убедительно показывают физиологи, являются фактором риска нарушения психологического здоровья детей.

Для современных российских условий характерна широкомасштабная социальная депривация, то есть недостаточность духовных ресурсов, необходимых для полноценного развития и социализации детей. Социальная депривация приводит к ухудшению здоровья детей: физического, психи-ческого, социального.

Таким образом, проблема целенаправленного формирования психо-логического здоровья детей дошкольного возраста очень актуальна.

Реализации проекта

Объект деятельности

Задачи

Мероприятия

Сроки

Материал

Подготовительный    этап

Родители, педагоги

Выявить уровень развития психологического здоровья детей старшей группы

  1. Провести анкетирование родителей по методике А.И.Захарова: «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу у ребенка».
  2. Заполнение педагогами опросника (шкала Сирса)
  3. Провести тестирование педагогов по методике «САН»

Октябрь

Анкеты, бланки опросников.

              Основной   этап

Дети

-Формировать у детей умение принимать самого себя и других людей, осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.

-Формировать умение осознавать свои чувства, причины поведения, поступков.

- Развивать умение находить в трудной ситуации силы внутри себя.

- Способствовать адекватному ролевому развитию.

Проведение занятий профилактически-развивающей направленности в форме тренинга

Октябрь – апрель (1 раз в неделю)

Перспективный план

Родители

Сформировать у родителей потребность в психологических знаниях и желание использовать их в интересах ребенка.

Выступление на родительских собраниях:

  1. «Детско-родительские отношения как фактор, влияющий на эмоциональное благополучие детей.»
  2. «Как помочь ребенку и себе преодолевать негативные эмоции. Как научиться владеть собой.»
  3. «Ласковое воспитание.»

Октябрь

Декабрь

Март

Соответствующая литература, конспекты выступлений

Педагоги

Оказать помощь педагогам в укреплении психического здоровья и поддержании позитивного личного самочувствия.

Проведение цикла занятий для педагогов

Октябрь – апрель (1 раз в месяц)

План занятий

Заключительный этап

Родители, педагоги

Оценить уровень развития психологического здоровья детей старшей группы

  1. Анкетирование родителей по методике А.И.Захарова: «Оценка уровня тревожности и предрасположенности к неврозу у ребенка».
  2. Заполнение педагогами опросника (шкала Сирса)

Апрель

Анкеты, бланки опросников.

Заключение.

Ожидается, что представленная организация материала обеспечит формирование психологического здоровья детей и будет способствовать:

  1. эмоциональному благополучию и гармоничному развитию детей;
  2. умению принимать себя и других такими, какие они есть, осознавая собственную ценность и уникальность каждого человека;
  3. умению распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения;
  4. умению находить собственные ресурсы в трудных ситуациях.

Литература

  1. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье.
  2. Гумбатова И.В. Круглый стол по проблеме взаимодействия ДОУ с родителями. // Управление ДОУ, 2006. - №8.
  3. Кротова Т. Как стать компетентным с родителями воспитанников. // Дошкольное воспитание, 2007. - №9.
  4. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
  5. Прищепа С.С. Сотрудничество педагога с семьей. // Управление ДОУ, 2006. - №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное тематическое планирование по эмоциональному развитию детей младшей группы по книге О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»

Тематическое планирование развивающих занятий для детей младших групп по месяцам на учебный год....

Тропинки к своему Я

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми. Важна и атмос...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «ТРОПИНКИ К СВОЕМУ Я»

АктуальностьОбщительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйт...

Конспект образовательно-развивающего мероприятия на свежем воздухе Тема: «В поход по экологической тропе»

Конспект образовательно-развивающего мероприятия  на свежем воздухе Тема: «В поход по экологической тропе»...