Венгер. Сенсорика. 2 мл гр.
материал (младшая группа) по теме

Кужелева Наталья Александровна

Занятия программы "Развитие" по сенсорике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Рисование орнамента (занятие №25).

Программное содержание. Развитие представлений о светлотных оттенках цветов при использовании белил.

Материал. Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребёнка.

Ход занятия

  Посмотрите, дети, какая у меня в руках красивая картина. Здесь нарисован круг, он светло-красный. А по краям – рамка, она ярко - красная. Это светло – красный цвет, а это – ярко-красный. А мы с вами тоже можем нарисовать такую картину. Я покажу вам, как это просто делается. Я беру на кончик кисти красную краску и рисую полоски, из них получается рамка. А теперь я нарисую круг. Сначала хорошенько промою кисть в воде.

Я умею рисовать круг,

Могу в воздухе его нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг,

Нарисую опять и опять.

Я умею рисовать круг,

На полу его могу нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг

И могу без конца повторять.

Я умею рисовать круг,

Нарисую у тебя на спине,

Нарисую повсюду вокруг,

А кто нарисует мне?

Чтобы получить светло-красную краску, я беру палитру, накладываю в неё белую краску. Теперь я беру на кончик кисти красную краску и хорошенько, тщательно смешиваю её с белой краской в палитре. У меня получилась светло-красная краска и ею я нарисую круг. Всё легко и просто. Теперь я предлагаю вам сделать то же самое. У вас всё прекрасно получится!

Дети рисуют орнамент.

Примечание. В более сильной подгруппе даются 2 образца орнамента, а дети делают свой орнамент по одному из образцов на выбор. В более слабой подгруппе даётся 1  образец орнамента.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Геометрическое лото (занятие №26).

Программное содержание. Развитие  действий соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой и подбора предметов по геометрическому образцу.

Материал. Пять карт делят на 6 частей клетки, одну угловую клетку вырезают. Для прорези изготавливаются карточки с изображением геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник) – всего 5 шт. Для остальных пяти клеток изготавливаются карточки с изображением предметов разной формы, по 5 каждой формы, всего 25 шт.

Ход занятия

  Сначала рассматривают карточки с изображением предметов разной формы, обсуждая, какая она: круглой формы мяч, яблоко, шар и т.д., квадратной – коврик, платок, кубик и т.д.

Ход игры:

  1. Играют 5 человек.
  2. Раздаются карты.
  3. Карточки с геометрическими фигурами лежат изображением вниз. Играющие выбирают наугад одну из карточек и помещают её в угол карты. Это образец для подбора предметов.
  4. Карточки с предметами разной формы лежат изображением вниз. Воспитатель по одной показывает их детям, спрашивая: «Кому нужен предмет такой формы?». Дети подбирают себе предметы, ориентируясь на фигуру в углу карточки, и закрывают клетки на карте.
  5. Выигрывает тот, кто первым закрыл все клетки на карте.

Игра повторяется 2-3 раза, дети каждый раз меняются фигурами. Игра передаётся в свободную деятельность.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Построим башню (занятие №9).

Программное содержание. Закрепление способа соотнесения предметов по величине (наложение и приложение)  при сравнении двух сериационных рядов предметов.

Материал. Демонстрационный: картинки с изображением зверей – медведь, лиса, мышка. Кубы разной величины (большой, поменьше, самый маленький). Раздаточный: фланелеграфы, по три квадрата постепенно убывающей величины.

Ход занятия

Встретились как-то раз трое друзей - медведь, лиса и мышка. Они были очень разные: медведь большой, лиса поменьше, а мышка самая маленькая, но давно дружили и решили жить вместе. Построить один большой дом, многоэтажный, и жить вместе.

Медведь: Я самый большой, мне нужна самая большая комната, пусть она будет внизу.

Лиса: Я поменьше, мне нужна комната поменьше, пусть она будет повыше.

Мышка: Я самая маленькая, мне нужна самая маленькая комната, пусть она будет на самом верху.

Смотрите, девочки и мальчики, какой дом получился у зверей, как башня. Сравним комнаты – эта большая, эта поменьше, эта самая маленькая. А вы сможете построить такую башню? Давайте попробуем. Я думаю, что у вас всё прекрасно получится. Идём к столам и строим башню.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Гости (занятие №11).

Программное содержание. Развитие действия соотнесения с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям.

Материал. Демонстрационный: два больших листа бумаги с контурным изображением круга и вала – «домики» фигурок-человечков. Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров по 3-4 шт на каждого ребёнка.

Ход занятия

  Сегодня мы снова встречаемсльяллкалламллая с жителями Царства фигурок-человечков. Давайте вспомним их имена. Это Круг. Это Овал. Чем они похожи? Правильно, они катятся, без углов. Чем круг и овал отличаются друг от друга? Овал вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга.

Посмотрите, это домик круга, это домик овала. Сегодня к ним приедут гости – их младшие братья и сёстры. Надо помочь им найти нужные домики, не заблудиться. Но сначала вспомним, как правильно ходить в гости:

  1. Оденьтесь нарядно, но так, чтобы не выглядеть лучше хозяина или хозяйки.
  2. Не разговаривайте и не смейтесь громко. Но и не шепчетесь.
  3. В гости идут с хорошим настроением, чтобы приятно провести время с друзьями.

Как правильно принимать гостей:

  1. Заранее подготовьтесь – приведите себя и свой дом в порядок.
  2. Будьте доброжелательны, не выделяйте никого из гостей своим вниманием.

Итак, поможем гостям найти домики своих старших братьев. У вас всё прекрасно получится. Дети вызываются по одному и выполняют задания:

  1. Как называются эти фигуры?
  2. Обведи их пальчиком по контуру.
  3. Обведи контуры на листах.
  4. Помоги младшим братьям и сестричкам   круга и овала найти дорогу в домики своих старших братьев (разложить все кружки на лист с изображением круга, все овалы – на лист бумаги с изображением овала).



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Гости (занятие №11).

Программное содержание. Развитие действия соотнесения с эталоном геометрических фигур, различных по цвету, величине, пропорциям.

Материал. Демонстрационный: три больших листа бумаги с контурным изображением треугольника, квадрата и прямоугольника – «домики» фигурок-человечков. Раздаточный: треугольники, квадраты и прямоугольники разных цветов и размеров по 3-4 шт на каждого ребёнка.

Ход занятия

  Сегодня мы снова встречаемся с жителями Царства фигурок-человечков. Давайте вспомним их имена. Это Квадрат. Это Прямоугольник. Чем они похожи? Правильно, у них поровну сторон и  углов. Чем Квадрат и Прямоугольник отличаются друг от друга? Прямоугольник вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у квадрата. А как зовут эту фигурку-человечка? Да, это треугольник.

Посмотрите, это домик квадрата, это домик прямоугольника, а это домик треугольника. Сегодня к ним приедут гости – их младшие братья и сёстры. Надо помочь им найти нужные домики, не заблудиться.

Итак, поможем гостям найти домики своих старших братьев. У вас всё прекрасно получится. Дети вызываются по одному и выполняют задания:

  1. Как называются эти фигуры?
  2. Обведи их пальчиком по контуру.
  3. Обведи контуры на листах.
  4. Помоги младшим братьям и сестричкам   квадрата, прямоугольника и треугольника найти дорогу в домики своих старших братьев (разложить все квадраты на лист с изображением квадрата, все прямоугольники – на лист бумаги с изображением прямоугольника, все треугольники – на лист с треугольником).



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Аппликация «Ёлочка» (занятие 12).

Программное содержание. Использование способа построения сериационного ряда при расположении предметов на плоскости в порядке убывания величины.

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением ёлки; образец аппликации ёлки. Раздаточный: по 4-5 треугольников постепенно убывающей величины, листы бумаги для аппликации, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Ход занятия

Посмотрите на эту картинку. Это ель. Какого цвета ель? Да, зелёного. Даже осенью, когда все деревья желтеют, ель остаётся зелёной. И даже зимой ель зелёная. Есть такая загадка: зимой и летом одним цветом. Это ёлочка. Похоже, что на ствол дерева надеты юбочки: снизу большая, затем поменьше, ещё поменьше и самая маленькая.

Посмотрите, я сделала ёлочку из цветной бумаги:  снизу большая юбочка, т.е. большой треугольник, затем поменьше, ещё поменьше и самый маленький треугольник на самом верху. Эту ёлочку  я сделала специально для вас. А теперь я хочу, чтобы вы сделали ёлочки для меня. Выполните мою просьбу? Чтобы ёлочка получилась красивой и стройной нужно быть очень внимательными: снизу большой треугольник, затем поменьше, ещё поменьше и самый маленький.

Сначала располагают элементы аппликации на листе, затем наклеивают ёлочку.

Из отдельных детских работ, склеивая их, можно получить ельник, затем украшать его снегом, приклеить зверей.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа.

Тема. Коврики для фигурок-человечков.

Программное содержание. Развитие представлений об основных геометрических фигурах. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по правилу).

Материал. Демонстрационный: картонные фигурки-человечки круг и овал, квадрат и прямоугольник; игрушки – кошка и заяц; геометрические фигуры – квадрат и прямоугольник; 2 листа цветной бумаги для аппликации, кисточка, клей. Раздаточный: на каждую пару детей одну пару геометрических фигур – круг и овал; 2 листа цветной бумаги для аппликации, кисточки, клей; мелкие игрушки – кошка и заяц.

Ход занятия

  Сегодня мы снова встречаемся с жителями Царства фигурок-человечков. Давайте вспомним их имена. Это Круг. Это Овал. Чем они похожи? Правильно, они катятся, без углов. Чем круг и овал отличаются друг от друга? Овал вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга.

А это Прямоугольник и его брат – Квадрат. Чем они похожи? И углов поровну, и сторон поровну. А чем прямоугольник отличается от квадрата? Прямоугольник вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у квадрата.

 Я расскажу вам, что случилось с Прямоугольником и Квадратом, его родным братом. К ним в гости пришли Киска и Зайка и подарили им совершенно одинаковые коврики. Как же братьям разобраться и за коврики не драться?

Киска и Зайка сказали, что надо на коврики наклеить картинки. Это была очень хорошая идея. Ведь у нас в д/с на шкафчиках, кроватках, полотенцах и даже горшках наклеены картинки и дети ничего не путают, берут только своё.

Киска: Ты не против того, чтобы я  сделала коврик для Квадрата?

Зайка: Хорошо, договорились. А я сделаю коврик для Прямоугольника.

Киска взяла квадрат и наклеила его на один коврик. Зайка взял прямоугольник и наклеил его на другой коврик. Теперь Прямоугольник и Квадрат не перепутают свои коврики. Смотрите, какие красивые коврики получились. Это потому, что Киска и Зайка работали вместе, дружно. Посмотрите, Квадрат и Прямоугольник улыбаются, им понравились коврики.

А теперь я хочу вам рассказать, что случилось с Кругом и Овалом. Они купили совершенно одинаковые коврики и теперь не могут разобраться, где чей. Мы поможем им? Да, попробуем. Я думаю, что у нас всё прекрасно получится.

Дети делятся на пары по желанию, воспитатель раздаёт каждой паре игрушечных кошку и зайца, проговаривая вместе с ними, кто будет Киской, а кто – Зайкой и какие фигуры они будут наклеивать. Каждый ребёнок в паре наклеивает на свой лист бумаги (коврик) одну из геометрических фигур – круг или овал.

Молодцы, девочки и мальчики, коврики получились такими красивыми, потому что дети хорошо договорились и работали вместе, дружно.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Кто выше (занятие №21).

Программное содержание. Развитие представлений о необходимости единой точки отсчёта при соизмерении объектов по величине (высоте).

Материал. Куклы-девочки разного роста, разница в росте кукол должна быть незначительной, куб.

Ход занятия

  Воспитатель предлагает детям поиграть с куклами: дети пришли в д/с и заспорили, кто из них выше. Куклы меряются ростом. Куклы спорят. Дети помогают разрешить спор: ставят кукол спинками, определяют, кто выше. Куклы продолжают меряться ростом, воспитатель незаметно подставляет под ноги кукле меньшего роста куб. Перед детьми проблемная задача – правильно ли померились ростом куклы-девочки? Дети самостоятельно приходят к выводу, что при измерении ноги девочек-кукол должны быть на одной высоте.

Примерные вопросы:

Дети: Кукла стала больше, потому что она стоит на кубике.

Воспитатель: А разве это важно? Вы думаете, что всё дело в кубике, почему?

Дети: Кубик сделал куклу выше.

Воспитатель: А если я подложу этот кубик под другую куклу, то она тоже станет выше, чем была? Давайте проверим. Скажите, этот кубик нам помогает сравнить, соизмерить кукол или мешает? Что же делать с этим кубиком, если он нам мешает? А если вместо кубика мы подставим что-то другое, может, получится получше, поточнее сравнить, соизмерить кукол? Как же надо сравнивать кукол, чтобы всё правильно соизмерить? На чём же должны стоять куклы?

Мы сегодня узнали: чтобы правильно соизмерить кукол по росту, ножки кукол должны стоять на одной высоте. Ножки стоят одинаково, а по голове смотрим, какая кукла выше, а какая кукла ниже.

Воспитатель предлагает нескольким детям повторить вывод: при измерении ноги девочек-кукол должны быть на одной высоте, а по голове смотрим, какая кукла выше, а какая кукла ниже.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Кто где спит (занятие №8).

Программное содержание. Ознакомить детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: большие фигуры - круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребёнка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход занятия

Занятие начинается на ковре.

Сегодня мы снова встречаемся с жителями Царства фигурок-человечков. Давайте вспомним их имена. Это круг.

Я умею рисовать круг,

Могу в воздухе его нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг,

Нарисую опять и опять.

Я умею рисовать круг,

На полу его могу нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг

И могу без конца повторять.

Я умею рисовать круг,

Нарисую у тебя на спине,

Нарисую повсюду вокруг,

А кто нарисует мне?

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте круги в воздухе

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте воображаемые круги на полу

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте воображаемый круг на спине

одного ребёнка.

Вызовите другого ребёнка, чтобы он  нарисовал круг на спине воспитателя.

Как зовут этого человечка? Овал. (Обвожу пальцем овал, дети рисуют овал в воздухе.) Это родственник круга. Они похожи друг на друга: оба гладенькие, без углов. Накладываю круг на овал: только овал вытянутый.

Так же вспоминаем названия остальных фигур, обвожу пальцем демонстрационные, дети рисуют их в воздухе. Сравниваем квадрат  и прямоугольник.

Нарисуйте в воздухе круг,

Круглый со всех сторон,

Нарисуйте в воздухе круг,

Пусть для меня будет он.

Нарисуйте рядом треугольник,

Острый со всех сторон,

Нарисуйте рядом треугольник,

Пусть для меня будет он.

Нарисуйте рядом квадрат,

Плоский со всех сторон,

Нарисуйте рядом квадрат,

Пусть для меня будет он.

Давайте поиграем с фигурками-человечками. Будем укладывать их спать. Вот их кроватки. Это кроватка для круга. Посмотрите, она как раз ему впору, и т.д. Давайте всех уложим спать в свои кроватки.

Дети переходят к столам, где выполняют задание.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема.  Лесенка (занятие №24).

Программное содержание. Закрепление действия сопоставления предметов по величине при последовательном расположении с учётом единой точки отсчёта.

Материал. Демонстрационный: 5 брусков, различающихся по высоте, игрушки – матрёшка, бабочка. Раздаточный: фланелеграфы, 5 прямоугольников из картона, различающихся последовательно по высоте на 1 см, по одной матрёшке.

Ход занятия

Посмотрите, ребята, к нам в группу залетела бабочка, наверное, она заблудилась. Давайте подскажем бабочке, куда ей лететь:

Бабочка – коробочка,

Улетай под облачко.

  Вот как высоко взлетела бабочка! Ой, а кто это плачет? Это плачет матрёшка, она хочет достать бабочку, но не может – маленькая. Не плачь, бабочка, мы с детками построим лесенку, и ты достанешь бабочку.

Лесенку будем строить из брусков, вот они какие! Сначала мы возьмём самый большой брусок и положим его на пол. Теперь берём самый большой из оставшихся брусков и достраиваем лесенку: здесь кладём ровненько, а там получается ступенька. Теперь берём самый большой из оставшихся брусков и достраиваем лесенку: здесь кладём ровненько, а там получается ступенька. И т.д. Лесенка готова: здесь ровненько, а там ступеньки. Иди, матрёшка, по ступенькам. Топ-топ-топ-топ-топ – и достала бабочку.  Теперь матрёшка и бабочка будут вместе играть. А мы с вами тоже поиграем – мы будем строить лесенку! Сможете? Да, я знаю – у вас всё прекрасно получится!

Дети самостоятельно строят лесенки из картонных прямоугольников у себя на фланелеграфах. Воспитатель напоминает правило: здесь кладём прямоугольники ровненько (единая точка отсчёта), а там получается ступенька. Дети играют с матрёшками, которые ходят по лесенкам.

Примечание: в более «сильной» подгруппе  - лесенка из 6-8 брусков и 6-8 прямоугольников.



Предварительный просмотр:

Сенсорное  воспитание, 2 младшая группа

Тема. Лото «Цвет» (вариант 2).

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра; подбор предметов по словесному описанию.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход занятия

Сегодня мы будем играть в лото «Цвет». Вот карты, рассмотрите их. На каждой карте нарисованы предметы разных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового. Смотрите, у Дани  есть самолёт и у Вани есть самолёт. Но у Дани самолёт красного цвета, а у Вани синего. Сейчас мы будем искать полностью одинаковые картинки. Будьте внимательны, и у вас всё прекрасно получится. Я достаю из коробки картинку, но вам не показываю. Скажу только, что на этой картинке самолет. Найдите у себя на карте самолёт. На карточке самолёт синего цвета. У кого на карте есть самолёт синего цвета? У кого самолёт синего цвета?... Правильно, Ваня, у тебя самолёт синего цвета. Возьми картинку и накрой ею свою карту, и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у детей.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото (т.о. играют трое детей). В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото (т.о. играют шестеро детей).



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Дидактическая игра «Магазин» (занятие №23).

Программное содержание. Закрепление действий соотнесения формы различных предметов с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по роли).

Материал. Демонстрационный: геометрические фигуры пяти форм (чеки), по одному предмету каждой из этих форм. Раздаточный: тот же материал на каждую пару детей.

Ход занятия

 В магазин пришли с работы

Покупатели-еноты

Покупать у продавца

Два солёных огурца.

Кто бывает в магазине? Да, продавцы и покупатели. Что делает продавец? Что делает покупатель?

 Я и Данил будем играть в магазин. Данил, ты будешь покупателем или продавцом? Правила игры: покупатель даёт продавцу ту или иную фигуру (чек), продавец подбирает предметы соответствующей формы. Теперь мы поменяемся ролями.

Далее детям предлагается поиграть так же. Они выбирают себе партнёров, распределяют роли. Дети играют, меняются ролями друг с другом или приглашают новых партнёров. Пары детей могут посмотреть у соседей, правильно ли они купили предметы и игрушки.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Накормим мишек (занятие №15).

Программное содержание. Ознакомление детей с отношениями по величине при установлении соответствия между 2-3 предметными рядами.

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением 8-10 мишек, стоящих по росту с разницей в 2 см, 8-10 мисочек постепенно убывающей величины, 8-10 ложек в соответствии с величиной мисок. Раздаточный: 8-10 мисочек, 8-10 ложек постепенно убывающей величины.

Ход занятия

Воспитатель располагает детей на ковре вокруг себя и показывает детям домик. Дети,  посмотрите, какой красивый домик! Как вы думаете, кто в нём живёт? Узнать, кто живёт в этом домике, нам поможет загадка: зимой спит, летом - ульи ворошит (медведь). Сейчас я подойду и посмотрю, кто живёт в этом домике. Да, мы отгадали загадку правильно, в этом домике живут медведи. Сейчас они придут к нам  на полянку погулять. А я расскажу вам сказку про этих медведей.

Жила-была большая и дружная семья медведей. Они всегда и везде ходили вместе: впереди самый большой медведь, потом поменьше, потом ещё меньше и т.д. Рассказ сопровождается показом картинки с изображением медведей, расположенных по убывающей величине. Когда медведи приходили домой и садились обедать, каждый брал свою миску и ложку. У самого большого медведя была самая большая миска и самая большая ложка; у медведя поменьше миска была чуть поменьше и ложка чуть поменьше; у мишки, который ещё поменьше миска и ложка  тоже поменьше…

Но вот однажды, когда медведи пришли с прогулки, они увидели, что все миски и ложки перепутаны. Видно, кто-то заходил в дом!

Давайте встанем и покажем, как медведи гуляли на полянке: как двигается мишка – тяжеловесный шаг вперевалку, но не топая, я мягко пружиня в коленях; руки мягко-округло разведены в стороны, вся поза «расширена» наружу – для передачи больших размеров персонажа. Медведи гуляют и разговаривают. Медведи пошли в свой домик. Воспитатель подводит детей к столам, на которых расположены лежащие в беспорядке миски и ложки. Покажите, как медведи расстроились, что мисочки и ложечки перепутаны.

Чтобы медведи не расстраивались, давайте поможем им! Накормим мишек: найдём и дадим каждому мишке его миску и ложку. Сначала найдём мишкам их мисочки.

Это самый большой медведь. Мы должны ему дать самую большую миску. Где она? Какая миска самая большая? Вот эта и вот эта миски большие, но какая из них самая большая? Я накладываю эти миски друг на друга и вижу, что вот эта миска самая большая, а вот эта поменьше. Дадим самую большую миску самому большому медведю.

Теперь посмотрим на медведей, которые остались пока без миски. Это большой мишка без мисочки. Выберем ему большую мисочку из оставшихся. Какая мисочка большая из оставшихся? Настя, выбери большую мисочку из оставшихся. Проверим наложением.

Валя, покажи мне большого медведя без мисочки. Найдём ему большую мисочку из оставшихся… Молодцы, девочки и мальчики, мы прекрасно разложили мисочки.

На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша? (З.Александрова Мой мишка).

Теперь мы поможем мишкам найти их ложки. Это самая большая миска. Мы должны подобрать к ней самую большую ложку. Где она? Какая ложка самая большая? Вот эта и вот эта ложки большие, но какая из них самая большая? Я наложу эти ложки друг на друга и вижу, что вот эта ложка самая большая, а вот эта поменьше. Положим самую большую ложку  около самой большой мисочки.

Теперь посмотрим на миски, к которым мы ещё не подобрали ложки. Это  большая миска без ложки. Подберём к ней большую ложку из оставшихся. Какая ложка большая из оставшихся? Юля, выбери самую большую ложку из оставшихся. Проверим наложением.

Теперь это большая миска без ложки. Найдём к ней большую ложку из оставшихся… Молодцы, девочки и мальчики, мы прекрасно разложили ложки.

А теперь я приглашаю вас помочь другим мишкам. У вас всё прекрасно получится.

Дети раскладывают вначале мисочки по убывающей величине, соотнося величину миски с величиной медведя (самому большому – самую большую и т.д.), затем таким же образом раскладывает ложки к мисочкам (к самой большой миске – самую большую ложку и т.д.). воспитатель оказывает помощь, задавая наводящие вопросы: «Сравни, какая из мисочек больше?» или «Посмотри, какая ложка больше? Значит, к какой миске её надо положить?»).

А теперь поиграем в игру «Мишки и мышки»:

На одной полянке жили маленькие мышки,  они часто выходили погулять. А по соседству жили большие мишки, они тоже любили походить по полянке и даже побегать. Как только мишки появлялись, мышки тут же убегали к себе в норку, а выходили оттуда только тогда, когда мишек не было поблизости. Девочки будут мышки, а мальчики – мишки. Поиграем!

 

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Найди предмет такой же формы (занятие №14).

Программное содержание. Развитие действия соотнесения формы различных предметов с эталонами.

Материал. Геометрические фигуры пяти форм, по два предмета каждой из этих форм, обруч.

Ход занятия

На столе перед детьми лежат предметы и игрушки разной формы. Дети определяют их форму – круглая, овальная и т.д.

Игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому, к кому покатился обруч, взять фигуру, выбрать игрушку такой же формы и назвать эту форму. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

Примечание: в более сильной подгруппе на столе могут лежать по три предмета каждой формы.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. В царстве царя –Разноцвета (занятие №22).

Программное содержание. Развитие действий соотнесения цвета предметов (включая оттенки) с эталоном цвета; группировка по цвету.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, и игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка – царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделённые на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребёнка.

Ход занятия

В некотором царстве жил-был царь. Вот он!

- Здравствуйте, Ваше Величество! Как Вас зовут?

- Я  - Разноцвет!

И правда, дети, Разноцвет! Его царская одежда – мантия – окрашена в самые разные цвета. Это царь-Разноцвет.

- Ваше Величество, расскажите нам про Ваше царство, как живёт ваш народ?

- В  моём царстве живут игрушки. Все игрушки живут в своих домиках: все синие игрушки – в синей комнате, все зелёные игрушки – в зелёной комнате, а красные (оранжевые, жёлтые, фиолетовые) игрушки?... А хотите сами посмотреть?

Вот эти игрушки идут из детского сада домой и каждая должна попасть в свою комнату. Вот эта игрушка жёлтая, её комната – жёлтая и т.д.

А  хотите сами попробовать распределить игрушки по комнатам?

Примечание: В более сильной подгруппе можно давать большее количество игрушек и их оттенков.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. В царстве царя –Разноцвета (занятие №28).

Программное содержание. Развитие представлений о разновидностях эталонов цвета в процессе сопоставления оттенков цвета с эталоном. Развитие начальных форм сотрудничества детей друг с другом (совместные действия по плану).

Материал. Раздаточный: на каждую пару детей - лист бумаги, разделённый на шесть клеток шести цветов спектра; набор мелких картонных силуэтов игрушек: 6 шт – светлых оттенков цветов спектра, 6 шт – тёмных оттенков.

Ход занятия

В некотором царстве жил-был царь. Это царь-Разноцвет. И правда, дети, Разноцвет! Его царская одежда – мантия – окрашена в самые разные цвета. В  его царстве живут игрушки. Все игрушки живут в своих домиках: все синие игрушки – в синей комнате. Вот светло – синяя игрушка, вот тёмно-синяя игрушка и обе они живут в синей комнате. Все зелёные игрушки живут в зелёной комнате. Вот светло – зелёная игрушка, вот тёмно-зелёная игрушка и обе они живут в зелёной комнате.  

Давайте поиграем в игру вдвоём: Настя будет выбирать светлые игрушки и расселять их по комнатам, я буду выбирать тёмные игрушки и расселять их по комнатам.

Дети выбирают себе партнёров, играют, после выполнения задания меняются игрушками. Воспитатель предлагает детям пригласить других партнёров и поиграть с ними.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Аппликация «Салфеточки для фигурок-человечков» (занятие №4).

Программное содержание. Ознакомление детей с овалом, прямоугольником и их названиями. Знакомство с приёмом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры)  и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: фигурки-человечки (картонные овал и прямоугольник). Раздаточный: два прямоугольных листа бумаги для аппликации: один – с контурным изображением овала, другой – с изображением прямоугольника; по одному овалу и прямоугольнику, клей, кисточки, салфетки, клеёнки.

Ход занятия

Дети сидят на ковре.

Сегодня мы снова идём в гости к жителям Царства фигурок-человечков.

Это Прямоугольник.  На какую фигуру он похож? … Да, прямоугольник похож на квадрат. Только прямоугольник более вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у квадрата. Если обвести пальцем прямоугольник, то мы почувствуем, что он похож на квадрат, только вытянутый, длинненький. Нарисуем пальцем в воздухе прямоугольник. Молодцы.

А это Овал. На какую фигуру он похож? Да, овал похож на круг. Только овал более вытянутый, длинненький, у него щёчки побольше, чем у круга. Если обвести пальцем овал, то мы почувствуем, что он похож на круг, только вытянутый, длинненький. Нарисуем пальцем в воздухе овал. У вас получился прекрасный овал!

Скоро в Царстве фигурок-человечков праздник и все жители готовятся к нему. Сегодня наши друзья делают салфеточки для праздничного стола. Посмотрите, какие разноцветные салфеточки будут у фигурок человечков на их празднике. Красиво, но наши друзья хотят ещё немножко их украсить – Прямоугольник хочет наклеить на свои салфеточки прямоугольнички, Овал хочет наклеить на свои салфеточки овальчики. Давайте поможем им украсить салфеточки.

Дети садятся за столы и выполняют аппликацию, наклеивая на лист бумаги с контурным изображением овал или прямоугольник; дарят салфетки той фигурке, для кого она сделана.

 



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание,  2 младшая группа

Тема. Кто скорей свернёт ленту (занятие № 27).

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предмета (длина).

Материал. Две ленты одинаковой ширины, но разной длины и разного цвета (красная – 1м, синяя – 50 см), закреплённые на палочках.

Ход занятия

  Дети сидят полукругом на ковре. Воспитатель выкладывает перед детьми две одинаковые по ширине ленты с контрастной разницей по длине и предлагает сыграть в игру «Кто скорей свернёт ленту». Правила игры: вызванные дети по сигналу сворачивают ленту, вот так (показ воспитателя); выигрывает тот, кто скорей свернёт ленту. Внимание на длине лент не фиксируется. Выигрывает, естественно, тот,  у кого лента короче. Остальные дети после первой попытки замечают, что тот, у кого лента длиннее проигрывает. При повторении игры вызванные дети стремятся выбрать короткую ленту, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. «Почему вы выбираете именно синюю ленту?»

Дети объясняют свои действия: если лента длиннее, то скручивается дольше, а если короче, то быстрее. Проверим, действительно ли ленты разной длины - сравниваем, прикладывая их друг к другу. Вспомним, как правильно сравнивать – раскладываем ленты так, чтобы их палочки находились на одной воображаемой линии. Это важно, потому что так их легче сравнивать. Подводим итог: действительно, ленты неодинаковые – красная длиннее, синяя короче. Длинную ленту скручивать дольше, а короткую – быстрее.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание №1, 2 младшая группа

Тема: Спрячь мышку

Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, их названием и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги (20х15см) шести цветов, посередине белый квадрат (8х8см), на котором нарисована мышка – мышкин домик; квадраты (10х10) тех же шести цветов – дверцы; игрушка – кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера – цветные листы (10х8см), белые квадраты на них (5х5см); цветные квадраты (6х6см); по три домика  и шесть дверец на каждого ребёнка.

Ход занятия.

1 Игровой момент

Отгадайте загадку:   Мохнатенькая,

Усатенькая,

Молоко пьёт,

Песенки поёт. (Кошка или котик.)

Мяу – мяу! Ой, кто это мяукает? … Наверное, к нам в гости пришёл котик. И правда, вот он! (Показываю игрушку – кошку). Это кот Васька.

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

(Васька. К.Д. Ушинский)

Пи-пи-пи! Ой, а это кто попискивает? … Это мышка пищит, Ваську испугалась. (Показываю демонстрационную кошку в домике зелёного цвета). И правда, есть чего бояться – попадётся мышка Ваське, тот её и съест. Глазки-то у Васьки большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные!

2 Игра с воспитателем

Боится мышка Ваську, спряталась в домик, а дверцу закрыть забыла. (Показать указкой, что именно имеется в виду под домиком и дверцей). Ай да мышка! Плохо позаботилась о своей безопасности – дверцу не закрыла. Девочки и мальчики, посмотрите на мою мышку. Сейчас я помогу ей получше спрятаться от Васьки. Я закрою дверцу в мышином домике. У моей мышки домик зелёного цвета. Какого цвета домик у моей мышки? … Я беру дверцу (нарочно жёлтую) и закрываю вход. Ой, ребята, посмотрите, как некрасиво получилось! Эта дверца не такого цвета, как домик. Домик моей мышки зелёного цвета, а дверцу я приставила жёлтого. Нет, здесь нужна зелёная дверца. Попробую ещё раз. (Нарочно беру дверцу красного цвета). А эта дверца такого цвета, она зелёная? … Нет, эта дверца красная. (То же  с оранжевой, синей, фиолетовой дверцей). А эта дверца такого цвета (приставляю зелёную дверцу), как домик? … Да, правильно. Домик зелёного цвета и дверца зелёного цвета. Запомните: дверца должна быть такого же цвета, как и домик. Мышка спряталась в домике, кот Васька её ищет, кот Васька мышку чует, а достать не может. Ай да молодцы, спасли мышку. Но и Васька не сдаётся, пошёл других мышек искать.

3 Самостоятельная игра детей

Берегись, мышиный род,

Васька всех ловить идёт!

И правда, посмотрите, эта мышка не одна к нам в гости пришла, с нею вся её родня – весь мышиный род. (Рукой показываю детям столы, на которых приготовлен раздаточный материал). Проходите за столы, идём как мышки, тихонечко, на носочках, глазками смотрим на мышек, ручками не трогаем.

Это мышки. Каждая мышка в домике. Мышки боятся Васьки и поэтому спрятались в свои домики. А дверцы закрыть забыли. Нам надо помочь мышкам закрыть дверцы, не забывая, что у дверцы и домика цвет должен быть одинаковый. Посмотрите, как я закрываю дверцы:

красному домику красную дверцу,

оранжевому домику оранжевую дверцу,

жёлтому домику жёлтую дверцу,

зелёному домику зелёную дверцу,

синему домику синюю дверцу,

фиолетовому домику фиолетовую дверцу.

Теперь ваша очередь закрывать дверцы. Помогите мышкам спрятаться от Васьки. Закрывайте дверцы старательно, чтобы мышку не было видно. Я думаю, что у вас всё прекрасно получится!

Положите перед собой первую мышку. У Вани первая мышка в фиолетовом домике, Ваня, какую дверцу будешь искать для домика? … Правильно, фиолетовую. Как ты думаешь, какая здесь дверца фиолетовая?... Давай проверим - прикладывай дверцу на своё место. Подходит эта дверца к этому домику? … Правильно, подходит/ Нет, не подходит, попробуй другую дверцу.  Проверим, получится у Васьки съесть твою мышку. Нет, не получается. Васька не может достать твою мышку. Молодец, Ваня, с первым домиком у тебя всё получилось. Отложи его в сторону и закрой дверцу второго домика. А я посмотрю, как другие ребята закрывают дверцы. Котик ходит, котик смотрит, чью бы мышку ему съесть. Ай да молодцы ребята, всех мышек спрятали, всё правильно сделали. Так и остался Васька голодный. Не ешь, Васька мышек. Есть специальный кошачий корм. Я пойду домой, куплю в магазине корм и угощу  тебя.



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание №2, 2 младшая группа

Тема: В Царстве фигурок - человечков

Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Знакомство с приёмом обследования формы (обведение пальцем контура фигуры) и действием приравнивания к эталону.

Материал. Демонстрационный: большие картонные фигуры: круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.

Раздаточный: одноцветные круги, квадраты, треугольники такого же размера на каждого ребёнка.  

Ход занятия.

1 Знакомство с фигурами

На фланелеграфе закреплена прямая  плотно прилегающая дорожка (резинка кругом).

Испекла бабка Колобка и поставила его на окошко остывать. Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. (Рассказ сопровождается показом Колобка – демонстрационного круга). Катится колобок, катится, а навстречу ему… Дети, кто это? … Вы не знаете? И я не знаю. И Колобок не знает. Колобок решил познакомиться, спрашивает:

- Ты кто? Как тебя зовут?

- Я  - Треугольник. (Обвести).

- Здравствуй, Треугольник. А почему ты такой странный?

- Я не странный, я треугольный. (Обвести). У меня три угла – один, два, три. В нашем Царстве много таких треугольных (обвести) человечков.

- А что это за Царство?

- Это Царство фигурок-человечков.

- А я  - Колобок.

- Ха-ха-ха! Ты не Колобок, ты Круг. (Обвести). Я это точно знаю, т.к. в нашем Царстве фигурок-человечков много таких круглых (обвести) человечков и все они называются Круг. Ты – Круг. (Обвести).

Я умею рисовать круг,

Могу в воздухе его нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг,

Нарисую опять и опять.

Я умею рисовать круг,

На полу его могу нарисовать,

Нарисую повсюду вокруг

И могу без конца повторять.

Я умею рисовать круг,

Нарисую у тебя на спине,

Нарисую повсюду вокруг,

А кто нарисует мне?

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте круги в воздухе

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте воображаемые круги на полу

Обвести демонстрационную фигуру

Рисуйте воображаемый круг на спине

одного ребёнка.

Вызовите другого ребёнка, чтобы он  нарисовал круг на спине воспитателя.

- Хорошо, друг Треугольник, отправляйся со мной в путешествие, давай вместе по дорожке покатимся.

Колобок катится по дорожке, Треугольник пытается покатиться, но у него ничего не получается.

- Ой, а я, оказывается, не умею катиться по дорожке!

- Почему? …

- Мне катиться  мешают мои углы. Вот посмотри. Зато я могу прыгать на одном угле. Вот так.

Колобок покатился по дорожке, вот так. Треугольник запрыгал по дорожке, вот так. Вдруг навстречу им ещё один человечек из Царства фигурок-человечков. Колобок спрашивает:

- Ты кто? Как тебя зовут?

- Я - Квадрат. (Обвести).

- Здравствуй, Квадрат. А почему ты такой странный?

- Я не странный, я квадратный. (Обвести). А ты Круг, а это – Треугольник. Я всех знаю в нашем Царстве фигурок-человечков.

- Хорошо, друг Квадрат, отправляйся с нами в путешествие, давай вместе по дорожке покатимся.

- А я не умею катиться по дорожке!

- Почему? …

- Мне катиться  мешают мои углы. Вот посмотри. Зато я могу скользить. Вот так.

2 Д/и «Найди такую же»

Колобок покатился по дорожке, вот так. Треугольник запрыгал по дорожке, вот так. Квадрат заскользил по дорожке, вот так.  Долго ли, коротко ли - пришли они в один город. Давайте и мы с вами отправимся в этот город. Мы будем  прыгать, как треугольник. (Дети прыгают к столам). В этом городе наступил вечер, и мамы стали звать детей с улицы домой. Сейчас я раздам вам мам, вы повторите за мной их названия и обведёте их пальцем. (Раздаю по одной фигуре - кругу, называя). А вот детки. (Раскладываю на стол по несколько фигур для приравнивания к эталону). Найдите мамам их деток. Вот так: берём, прикладываем и смотрим, подходит или нет; если не подходит, то ищем другую фигурку. Надо найти такую же фигуру. (То же с треугольником и квадратом).

3 Закрепление

На ночь все мамы в Царстве фигурок-человечков спели детям вот такую колыбельную песенку:

Нарисуйте в воздухе круг,

Круглый со всех сторон,

Нарисуйте в воздухе круг,

Пусть для меня будет он.

Нарисуйте рядом треугольник,

Острый со всех сторон,

Нарисуйте рядом треугольник,

Пусть для меня будет он.

Нарисуйте рядом квадрат,

Плоский со всех сторон,

Нарисуйте рядом квадрат,

Пусть для меня будет он.



Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие,  2 младшая группа

Тема. Лото «Цвет и форма»

Программное содержание. Развитие ориентировки на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего (величины).

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке пятью геометрическими фигурами (все фигуры на карте разного цвета); тридцать вырезанных фигур пяти форм, шести цветов, большей величины.

Ход занятия

  Воспитатель – ведущий, достаёт из коробки по одной фигуре и спрашивает: «У кого такая?» Если ребёнок отзывается, он получает её и закрывает соответствующую фигуру на карте. Если никто не отзывается, фигура откладывается в сторону. Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все фигуры на картах детей.



Предварительный просмотр:

Сенсорное  воспитание, 2 младшая группа

Тема. Лото «Цвет» (вариант1).

Программное содержание. Развитие представлений об основных цветах спектра; подбор предметов по заданному признаку (цвет) с отвлечением от других свойств предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

Ход занятия

Сегодня мы научимся играть в одну очень интересную игру, мы с вами будем играть в лото «Цвет»! Я открываю коробку и что-то достаю… Это карты, рассмотрите их. На каждой карте нарисованы предметы разных цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового (показываю). Смотрите, у Дани  есть самолёт и у Вани есть самолёт. Но у Дани самолёт красного цвета, а у Вани синего. Самолёт есть не только у Дани и Вани, смотрите внимательно на свои карты, у кого ещё есть самолёт? Теперь я достаю из коробки картинку, посмотрите на неё. Это самолёт. У меня в руках самолёт синего цвета. У кого на карте есть самолёт синего цвета? У кого такая же картинка, то же самое и такого же цвета? ... Правильно, Ваня, у тебя такая же картинка. Возьми у меня картинку и накрой ею такую же картинку на своей карточке.

В этой игре нужно на своих карточках  найти точно такой же предмет, точно такого же цвета, как у меня на карточке. Будьте внимательны, и у вас всё прекрасно получится. Я достаю следующую картинку, посмотрите на неё внимательно. У кого такая же?... и т.д.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все картинки на картах у детей.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото (т.о. играют трое детей). В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото (т.о. играют шестеро детей).



Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание, 2 младшая группа

Тема. Что изменилось? (занятие №43)

Программное содержание. Развитие представлений об отдельных параметрах величины предметов.

Материал. Набор парных предметов, в каждой паре отличие по одному из параметров (длине, высоте, ширине, толщине).

Ход занятия

Водящий ребёнок выходит из комнаты, а в это время прячется один из парных предметов (например, толстая книга). Ребёнок должен отгадать, что спрятано. Игра повторяется, пока водящими не побудут все дети.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Венгер. Выразительное движение. 2 мл гр

Занятия по Выразительному движению, описанные в программе "Развитие"....

Венгер. Окружающий мир. 2 мл гр.

Занятия программы "Развитие"....

презентация"Программа "Развитие" под руководством доктора психологических наукЛ.А.Венгера (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Баренцева)

Данная презентация знакомит с программой "Развитие" а ДОУ,  я ее целями и задачами, способами обучения в ДОУ, разделами обучения вДОУ...

Описание опыта работы "Обучение дошкольников основам компьютерной грамотности в процессе реализации программы «Развитие» Л.А. Венгера"

Основная цель проводимой работы – разумное внедрение компьютера в дошкольное учреждение, основанное на требовании приоритета развития личности каждого ребенка....

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...