Программа оптимизации доминирующего психического состояния у представителей различных темпераментов
статья по теме

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на раскрытие взаимосвязи типов темперамента
и доминирующих психических состояний старшеклассников и студентов, а также результаты программы оптимизации «Я — гармоничная личность».

Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. А. Ляшко. — Балашов : Николаев, 2010. — 208 с., с.10-11

Скачать:


Предварительный просмотр:

А. В. Анофрикова

Программа оптимизации доминирующего психического
состояния у представителей различных типов темперамента

В статье представлены результаты эмпирического исследования, направленного на раскрытие взаимосвязи типов темперамента
и доминирующих психических состояний старшеклассников и студентов, а также результаты программы оптимизации «Я — гармоничная личность».

Признание важности человеческой личности — одна из заметных тенденций нашего времени. В последнее время наблюдается увеличение напряженности жизненной среды современных людей (семейной, образовательной, информационной), что приводит к повышенной напряженности их психического состояния. Наш интерес связан со стремлением выявить различные доминирующие состояния, которые свойственны определенным типам темперамента с целью их дальнейшей оптимизации. Регуляция психического состояния человеком просто необходима, т. к. оно оказывает воздействие на его поступки, деятельность, на успешность ее выполнения в целом, на взаимоотношения с окружающими и на здоровье человека. В связи с этим было проведено исследование взаимосвязи типа темперамента и доминирующего психического состояния молодых людей и реализована программа его оптимизации.

Работа проходила в два этапа. На первом этапе — диагностическом — происходило выявление взаимосвязи темперамента и доминирующего психического состояния, на втором — разработка и реализация программы «Я — гармоничная личность».

В диагностической части применялись методика определения доминирующего состояния, методика Айзенка по определению темперамента и методика «САН». В исследовании участвовали 173 человека в возрасте от 17 до 22 лет. Испытуемые — старшеклассники, студенты 3, 4 курсов психологического и физико-математического факультетов.

В ходе факторного анализа полученных данных были выделены
состояния, характерные для флегматиков, меланхоликов, сангвиников, холериков, которые соотносятся с типичными характеристиками темпераментов.

Флегматики имеют адекватную самооценку, достаточный запас сил, энергии, уверены в своих возможностях, достаточно способны, обладают эмоциональной устойчивостью.

Меланхолики достаточно критичны в самооценивании, эмоционально неустойчивы, имеют пониженный эмоциональный фон, низкую самооценку, низкую работоспособность, раздражительны, пессимистичны, часто активизируют защитные механизмы, характерен уход в сомнение.

Сангвиники активны, имеют повышенное настроение, преобладает
позитивный эмоциональный фон, раскованны, уверены в своих силах, довольны жизнью. Самооценка высокая, имеется адекватный образ Я.

Холерики при активном отношении к жизни — раскованны, уверенны в своих силах, довольны собой и имеют положительный образ Я, поведение адекватное. Им также свойственно вовлечение дополнительных
ресурсов, они беспокойны, настроение изменчиво.

Во второй части была разработана и реализована программа, включающая условно выделенные содержательные блоки: эмоциональные состояния, эмоциональная экспрессивность и эмоциональная устойчивость. По окончании программы проводился повторный срез на выявление
доминирующего состояния. Были выявлены положительные сдвиги по данным методики «САН» и методики определения доминирующего состояния. Эффективность программы доказана.

Таким образом, было выявлено, что тип темперамента молодых людей взаимосвязан с доминирующим психическим состоянием и программа «Я — гармоничная личность» эффективна.

Актуальные проблемы науки и образования : сб. науч. ст. / под общ. ред. С. А. Ляшко. — Балашов : Николаев, 2010. — 208 с., с.10-11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«История службы представителей различных национальностей в Русской армии»

В данной публикации содержится биографический материал о людях разных национальностей, героически сражавшихся за Россию....

Рекомендации психолога по взаимодействию с детьми различных темпераментов

Статья содержит рекомендации для родителей   по взаимодействию с детьми различных темпераментов. Использование  наиболее  эффективных   методов и приёмов воспитания, рекоменду...

Эмоционально-волевая сфера и психические состояния «Характеристика некоторых психических состояний»

АПАТИЯ  – психическое состояние, характеризующееся отсутствием проявления эмоций и чувств.   Внешними признаками апатии являются отрешенность человека от других людей и от окружающего м...

«Коррекция психоэмоционального состояния детей через различные виды деятельности»

В этой статье, я хочу обратить внимание родителей, воспитателей, учителей и тех кто участвует в развитии ребенка, как личности, на способы коррекции у детей психоэмоционального напряжения. Каков же он...

Проект "Представители различных народов в русской культуре"

Толерантность – слово иностранное,Но для всех понятное давноБудь терпимым к дальнему иль странномуОтстраненным, будто бы в кино.Речь здесь не идет о равнодушииИ о черствости никто не говорит.Деликатно...

«Взаимосвязь доминирующих эмоциональных состояний воспитателей с эмоциональным состоянием детей дошкольного возраста»

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства....