Сообщение "Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа) по теме

Сообщение заслушивалось на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sayt.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Известно, что в раннем возрасте у ребенка закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений и др. Современная педагогика формирование этих качеств связывает с физическим воспитанием. Однако это сводиться не только к тренировке движений и развитию моторики. Он охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а так же со становлением чувствам Я.

  Общее развитие ребенка раннего возраста не возможно без базового телесного ощущения самого себя. Переживание своего движения, равновесия и чувства осязания поверхности своего тела – пространственный образ себя – играет важнейшую роль в построении ребенком своих психологических границ и, следовательно, является важнейшим условием становления самосознания. От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно – пространственная ориентация. На этой основе базируется способность ребенка к обучению письму и чтению и в целом к школьному обучению.

 В настоящее время все больше детей раннего и дошкольного возраста испытывают те или иные затруднения в развитии. Среди них наиболее часто встречаются расторможенность, двигательная неловкость, задержка моторного, речевого, эмоционально-волевого развития. И эти затруднения в развитие значительно выросли за последние 10-15 лет и наблюдаются почти у 70% детей первых семи лет жизни.

 Нарушения далеко не всегда носят патологический характер и, как правило, не связаны с серьезным диагнозом. Вместе с тем даже незначительные нарушения в раннем возрасте в развитие моторики, координации движений в дальнейшем чреваты серьезными психологическими проблемами. Ребенок, плохо чувствующий свое тело, не управляющий своими движениями, не может сосредоточиться на восприятии событий, впечатлений и ощущений, приходящих, как извне, так и изнутри.

  Нарушения границ своего Я могут иметь две основные тенденции: либо в сторону их отсутствия, либо в направлении чрезмерной закрытости, отгороженности от окружающего мира. Для первого типа характерна открытость внешнему миру и потеря, а точнее, необретение самого себя. Проявляется это в чрезмерной возбудимости, обостренной тактильной чувствительности, импульсивности и непредсказуемости движений. В общении с незнакомыми людьми таких детей либо охватывает страх, либо отличает напористость поведения, переходящая в навязчивость. Второму типу свойственность погруженность в себя, своеобразная «толстокоженность», нечувствительность. Проявляется она в «неуклюженности» движений, общей пассивности, сниженном интересе к окружающему. Такие дети безынициативны и в общении, и в предметной деятельности; в играх у них не выстраиваются контакты со сверстниками – они обычно попадают в группу нежеланных или отвергаемых партнеров.

  Пространственный образ Я складывается в раннем возрасте – в 1-3 года. Именно в этот период помощь взрослого наиболее эффективна и помогает предотвратить серьезные проблемы в более поздние периоды.

И для этой цели используются так называемые сенсорно-двигательные игры и им присуще следующие черты:

  1. рифмованный текст или песенка, которые создают целостный образ и эмоциональный фон;
  2. ритмичные движения, в которых присутствуют чередование контрастов: быстро - медленно, высоко - низко, далеко - близко, крепко - нежно и т.п.
  3. повороты, предполагающие различные качества и вариации движений;
  4. эмоциональное напряжение и расслабление по ходу развития сюжета, которые малыш переживает вместе с взрослым.

В первую очередь к таким  играм относятся потешки и пестушки. Они непременно сопровождаются как ритмичными стихами или песенками, так и движениями (касание, поглаживание, похлопывание, качание, подбрасывание). Кроме общеизвестных игр разработанных в народной педагогике существует множество игр созданных авторами и коллегами из разных регионов России.

  Эти игры мы используем во время умывания («Кран откройся, нос умойся, мойтесь сразу оба глаза…»), одевания («Куй, куй ковалек! Подкуй сапожок, на правую ножку правую сапожку…»), во время дневного пробуждения («Вот проснулись, потянулись, с боку на бок потянулись…). По сложности  - это простые сенсорно-двигательные игры, относящиеся к повседневной жизни, где важным элементом является непосредственное восприятие собственного тела в обыденной жизни.

  Существуют еще сложные сенсорно-двигательные игры. Например, такие игры используем во время проведения утренней разминки («Мы сегодня утром встали и зарядку делать стали. Ручки вверх, ручки вниз, пола ручками коснись…»), на музыкальных занятиях («Наши ручки в пляс пустились. Закружились. На головке полежали…»), в повседневной жизни («Месим, месим тесто, нет ему в кастрюле места. Тесто месят кулаком, мнут его руками…»). Эти игры предполагают более сложные движения.

 Все эти игры, несмотря на их отличия и сложность обостряют у ребенка чувство переживания своего движения, развивают тактильное и осязательное восприятие. Кроме переживания своего движения, игры такого рода предполагают наблюдение и восприятие движений других играющих. Наблюдение, как и подражание – это тоже переживание движений, только уже внутреннее. Внимательно наблюдая, малыш воспроизводит воспринимаемое движение взрослого внутри себя, незримо, о чем говорит мимика, жесты и спонтанные повторения. Поэтому наблюдения так же, как и непосредственное действие, способствует становлению переживания и осознания ребенком самого себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста «Весёлый кораблик»

Дидактическая игра для детей раннего и  младшего дошкольного возраста  «Весёлый кораблик» Жаркова Инна Анатольевна, воспитатель.Ход игры:На плотной картонной коробке с аппликацией кораб...

"Умные коробочки" (дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР)

Дидактическая игра для детей раннего и младшего дошкольного возраста с ТНР....

"Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"

quot;Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста"...

Конспект праздника – развлечения «Играем с мамой в народные игры» для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Сегодня я предлагаю вам поговорить на одну очень важную и нужную тему – влиянии песенок и потешек на развитие наших деток. Родители всегда стараются предложить малышу самое лучшее. Новые игрушки...

Подвижные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Материал предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организаций....

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Пальчиковые игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста(2-3 года)...

Рекомендации для родителей СЕНСОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье дается разнообразный практический материал с комментариями и методическими рекомендациями по разным видам сенсорно-двигательных игр (тактильных, тестовых, музыкально-ритмических) для раннего ...