ШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ? ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ?
материал по теме

Белова Екатерина Валерьевна

«Школьная зрелость»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shest_ili_sem.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШЕСТЬ ИЛИ СЕМЬ?

ГОТОВ ИЛИ НЕ ГОТОВ?

Сегодня в большинстве школ нет специальных классов для шестилеток, поэтому вести ребенка с шести или семи лет – решать родителям. Однако в педагогической психологии существует понятие «школьная зрелость», то есть готовность ребенка к обучению в школе. Если ваш ребенок с пеленок посещал дошкольные гимназии, умеет читать и считать, это совсем не означает, что он этой зрелости достиг. На стыке шести и семи лет ребенок переживает возрастной кризис, протекающий у всех по-разному. Смысл его – в переходе от игровой деятельности к учебной. Побочным продуктом такого перехода могут быть страхи, неуверенность в себе, низкая самооценка. Не стоит и спешить со школой детям, в чьей семье только что родился второй малыш (ребенок просто не в состоянии справиться с двойной дезадаптацией – в семье и учебе).

        Но существуют и вполне конкретные критерии «школьной зрелости»:

  1. Владеет ли ребенок понятиями правый-левый, вверх-вниз?
  2. Способен ли ребенок к простейшей классификации?
  3. Может ли угадать концовку истории?
  4. Может ли удержать в памяти сразу три указания?
  5. Имеет ли ребенок достаточный жизненный опыт (бывал ли он в музее, зоопарке, театре)?
  6. Есть ли у ребенка хобби?
  7. Может ли ребенок назвать окружающие его предметы и объяснить их назначение (скажем, для чего нужен пылесос)?
  8. В состоянии ли ребенок рассказать какой-нибудь случай?
  9. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре?
  10. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться с другими детьми?
  11. Соблюдает ли ребенок очередность в коллективе детей?
  12. Способен ли он слушать не перебивая?
  13. Способен ли он сидеть спокойно в течение некоторого времени?
  14. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книгу самостоятельно?

Это примерный перечень умений и навыков, без которых обучение в школе может быть крайне затруднительным.

ПЕРВЫЙ ЭКЗАМЕН

        Для того чтобы быть зачисленным в школу, ребенок совсем не обязан проходить какие-либо испытания. Даже если в школе нет мест, ребенка обязаны принять, если он живет рядом. Экзамен или собеседование проводится только после того, как ребенок зачислен в школу, и никоим образом не может служить основанием для отказа. Его цель – познакомиться с будущим учеником. Таковы наши законы. Однако на практике все обстоит по-другому. Поэтому к экзамену ребенка нужно готовить. Прежде все повторите полный адрес, имена-отчества родителей, бабушек и дедушек, времена года, дни недели, выучите с ребенком небольшое стихотворение. Присутствующий на экзамене психолог может попросить ребенка составить рассказ по картинке. Найти сходства – различия между предметами, нарисовать человека или дом, задать вопрос типа: «Что ты будешь делать, если у тебя отобрали игрушку?». Но не переусердствуйте в подготовке. Очень часто бывает, что вполне подготовленный ребенок не в состоянии выдавить из себя ни слова и производит удручающее впечатление из-за стресса, который создают сами родители. Лучше превратите экзамен в праздник: нарядная одежда и подарок после сдачи может ободрить даже самого нерешительного. И помните, если вы услышите нелестные отзывы о вашем малыше, не спешите расстраиваться – любой поверхностный взгляд, даже профессиональный, не всегда объективен.

ЧЕМУ И КАК НАДО УЧИТЬ

Ну а теперь можно и заняться подготовкой к школе. Не спешите ребенка учить хорошо читать, писать, и считать – школа это сделает лучше вас. Займитесь лучше его речью. Речь развивается параллельно с мышлением, поэтому чем богаче она будет, тем сильнее будут мыслительные способности. Разучивание песенок и стихов поможет развить память. Чтобы ребенок легко овладел письмом, необходимо тренировать мелкую мускулатуру рук – лепка из пластилина и рисование карандашами (но не фломастерами) за пару месяцев подготовит любую руку к письму. Научите ребенка писать так называемый графический диктант. На клетчатом листе под вашу диктовку ребенок должен нарисовать узор (например, вы диктуете: «клеточка вверх, вправо, две вниз, одна вправо, две вверх и т.д.»). Это упражнение развивает руку, пространственные представления, внимание и учит выполнять задания на слух.

Чтобы математика стала для ребенка любимым предметом, необходимо уметь ориентироваться в числовом ряде. Нарисуйте на листе ватмана числа от 1 до 100. Десятки выделите красным. Теперь попросите ребенка загадать любое число и мысленно отметить его на числовом ряде. После чего задавайте ребенку вопросы типа: «Твое число больше 50? Меньше 20?» и т.д. Теперь поменяйтесь ролями, пусть ребенок отгадывает загаданное вами число.

Кроме этого научите ребенка классификации (раскладывать предметы или картинки по сортам, что к чему подходит, придумывая различные признаки: все съедобное, все красного цвета, все большое, все острое и т.д.).

Эти упражнения, которые вполне сойдут за спокойные вечерние игры, со стопроцентной гарантией создадут фундамент для успешной учебы вашего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Игры для детей шестого года жизни"

Семинар-практикум для родителей дошкольников. Как организовать несложные игры дома......

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной группы Тема: «Шесть, шестеро, шестой».

- продолжаем знакомиться с понятиями «следующее» и «предыдущее» число;- продолжаем знакомиться с правилами получения следующего и предыдущего числа;- знакомимся с цифрой 6;- продолжаем знакомиться с п...

Веселое путешествие «Шесть Иванов, шесть капитанов»

   Шесть Иванов, шесть отважных капитанов, любившие море, отправляются в кругосветное путешествие....

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"

Конспект образовательной деятельности по математическому развитию старших дошкольников "Знакомство с цифрой шесть и числом шесть"...

Конспект открытой ООД по математике в средней группе «Счёт до шести. Число и цифра шесть»

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру шесть с количеством....

«Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация». Счет до шести. Число и цифра шесть.

Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети, выполняя задания, помогают лего-человечкам навести порядок в лего-городе, на который налетел сильный ветер; закрепляют навык порядково...