Выступление на педсовете.
план-конспект по теме

 

 

Рекомендации педагогам как создать условия, гарантирующие подросткам реальное включение в социум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

           Выступление на педсовете.                                                                    

Тема.        

Создание условий гарантирующих подросткам реальное включение в

   социум, восстановление и компенсация утраченных ими социальных связей и функций.                                                                                                                                    

Цели и задачи:                                                                                                                          

  1. Вооружить детей системой знаний, умений, навыков в процессе самообслуживания и соблюдении правил личной гигиены.                                              
  2. Формировать представление подростков о здоровом  образе жизни, развивать стремление, следовать его нормам, способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровья.      
  3. Формирование у детей качества, составляющие культуру поведения и

        нормы общения со сверстниками и взрослыми.                                                    

  1. Знакомить детей с правовыми нормами жизни в современном обществе. Знакомить подростков со своими правами и обязанностями и их взаимосвязи с правами и обязанностями других людей.                                              5) Формировать убеждения в необходимости знаний законов и моральных норм и их соблюдения.                                                                                                    
  2. Воспитывать патриотические чувства у подростков.  Знакомить с историей и традициями своей Родины. Воспитывать чувство уважения, гордости за своё Отечество. Формировать чувство гражданственности.                    
  3. Знакомить подростков с основными правилами безопасного поведения в природе, на улице, учить находить выход из сложных ситуаций

8) Воспитывать у подростков жизненную позицию « иметь, быть, творить».

В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей.                                                                                                              

Эта проблема стала актуальной и в нашем обществе.Не в последнюю очередь она коснулась детей. Против ребёнка сегодня и кризисные процессы в семье, и социальная напряжённость в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Ребёнка выталкивают из своего лона неблагополучные семьи, численность которых заметно возрастает, школа, освободившаяся от воспитания, внешкольные учреждения, сдавшие свои площади в аренду коммерческим фирмам. Волна детской беспризорности нарастает, она приблизится к той, которая сотрясала общество в 20—е годы.                                                                          

По официальным данным, отражённых в государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». За 1993,1994 и 1995г.г. число детей, брошенных семьёй на произвол судьбы, имеющих девиантное поведение, не только не уменьшается, но наоборот, возрастает, их проблемы усугубляются. Брошенные дети пребывают как бы в статусе «ничейных». Фактически они утратили связи с семьёй, многие оказались на улице, приобрели негативный социальный опыт, попали в руки криминальных элементов, которые используют их в своих преступлениях, приучают к пьянству, наркотикам, Всё это деформирует психическое, физическое личностное развитие детей.                                                                                                  

            Преодоление психологических последствий перенесённого детьми насилия.                                                                                                                                    

Индивидуальная терапия с детьми, перенёсшими жестокое обращение, прежде всего направлена на то, чтобы снять у них чувство тревоги и неуверенности, самооценку, вернуть доверие к людям. Важно добиться, чтобы они могли ощутить себя в эмоциональной безопасности, преобрели более адекватные способы адаптации в окружающем мире, научились лучше понимать себя и других. Надо помочь ребёнку, который часто боится рассказывать о том, что его беспокоит, разобраться в его переживаниях и страхах и преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.                                                                                                              

Опыт перенесённого насилия всегда очень болезнен для детей. Поэтому нельзя форсировать психотерапевтическую работу, надо двигаться медленно, учитывая индивидуальный темп самораскрытия и развития  каждого ребёнка.                  

Можно с ним  заключить договор: «Мы займёмся с тобой чем- то весёлым, например поиграем, а потом 10минут поговорим о плохом, о том, что с тобой случилось». Беседовать с детьми надо на простом, понятном им языке. Нужно каждый раз убеждать ребёнка, что со временем он будет чувствовать себя лучше, чем сейчас, прояснять его ошибочные установки. Известно, что для подростков особую значимость приобретают мнения и оценки сверстников, их отношение к нему. Жестокость, перенесенные избиения угнетают подростка. Могут возникнуть чувства потерянности, одиночества. Поэтому, чрезвычайно важно дать ребёнку представление о его уникальности, личностной ценности, а также общности его со сверстниками.              

             

                     Взаимодействие с детьми в условиях повседневной                                      

                                              жизни в приюте.                                                                        

Особую значимость в условиях приюта имеет характер взаимодействия сотрудников с детьми, овладение ими психолого – педагогическими приёмами, необходимыми в повседневном общении с ними и способствующими социальной адаптации и личностному развитию ребёнка.

   В практике воспитательной работы давно известна значимость единого подхода к ребёнку всех, кто с ним взаимодействует. Для условий приюта это особенно важно, так как облегчает адаптацию ребёнка в новых социальных условиях, исключает раздражители, исходящие от противоречивых форм взаимодействия с разными людьми, обеспечивает ребёнку возможность снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность.                                                      

  Существуют проверенные практикой психолого – педагогические приёмы, которые помогают социально- психологическому восстановлению детей в приюте.                                                                                                                                    

1).Уделяйте постоянное, регулярное целенаправленное внимание каждому ребёнку. Общаясь с ним, старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на вас снизу вверх. Взрослые не всегда понимают, что разговаривая с ребёнком с «высоты своего положения», они вынуждают его постоянно чувствовать свою зависимость и неравенство.                                                

2).Запомните, как зовут каждого ребёнка, и чаще используйте его имя в общении с ним. Это помогает воспитывать в нём чувство собственного достоинства: ведь имя выделяет его из общей среды, ребёнок начинает осознавать себя значимой личностью. Кроме того, обращение по имени – ещё одно свидетельство заботы взрослого о ребёнке.                                                                

  3). Старайтесь различать личность ребёнка и его поведение. Всегда помните, что нет плохих детей, а есть неприемлемое поведение. Общаясь с ребёнком, надо оценивать не его личность, а его поступки. Избегайте общих оценочных котегорий: «Ты такой хороший (плохой ) мальчик, фиксируйте внимание ребёнка на конкретных результатах его действий и поступков: « Мне понравилось, как аккуратно ты сегодня сложил игрушки». Надо учитывать, что ребёнок не всегда может соотнести общую оценку со своим поведением, и ему бывает непонятно, чем недовольны взрослые, вследствии чего у него может возникнуть ощущение, что его не любят. Поскольку приютские дети вообще имеют заниженную самооценку, очень важно в общении с ними фиксировать их малейшие достижения, успехи, хорошие слова и поступки, чтобы они перестали относиться к себе, как к плохим, научились принимать себя и поверили в доброе отношение к ним взрослых. Как можно чаще выражайте одобрение желаемому поведению ребёнка. Ребёнок только тогда захочет и сможет измениться, когда он поверит в себя, в свои силы и возможности, в то, что взрослые любят и принимают его таким, какой он есть, со всем его прошлым, его сегоднишними проблемами и переживаниями.                                                                                                                      

  4). В общении с ребёнком избегайте каких- либо сравнений его со сверстниками, так как приютские дети испытывая неуверенность в себе, чувство заброшенности и ненужности, очень ревниво и болезненно реагируют, если при них хвалят других, воспринимают похвалу другому как проявление нелюбви к нему самому. Лучше сравнивать поведение ребёнка вчера с его поведением сегодня, акцентируя внимание на положительных моментах: «Сегодня у тебя это получилось лучше, чем вчера».                                        

  5). Если вы вербально и эмоционально отреагировали на положительные проявления ребёнка, а негативные проявления в его поведении все же повторяются, то ваша реакция должна быть достаточно нейтральной и даже безъэмоциональной. Исключите любую экспрессию на своём лице, избегайте контакта глазами, оставайтесь молчаливыми.                                                                    

  Надо помнить, что дети часто сознательно совершают плохие поступки с единственной целью – добиться внимания любой ценой. Поэтому в подобной ситуации дайте ребёнку почувствовать отсутствие вашего внимания, которым он так дорожит, и пусть он убедится, что наиболее эффективный способ заслужить ваше доверие – это вести себя хорошо.                                                

 

  6). Помогите детям сформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость от взрослых или других детей. Это необходимо им для самоутверждения и укрепления веры в себя. Общаясь или играя с детьми, описывайте положительные результаты их действий, комментируя происходящее: «Посмотри, как удачно ты бросил мяч. Маша его сразу поймала». Ребёнок делает вывод, что он ловкий и с ним интересно играть. Но в таких случаях следует использовать одобрение, чем восхваление.                                

  7).Не делайте за детей то, что они могут сделать сами. Почти всё, что мы говорим и делаем в общении с детьми, в конечном счёте должно поддерживать внутренние возможности самого ребёнка. Надо стараться создавать для него благоприятные условия, позволяющие ему добиться успеха. Например, когда ребёнок хочет взобраться на качели, наклоните их к нему так, чтобы он мог это сделать сам, но не торопитесь поднимать его. Надо приучать ребёнка к самостоятельности и формировать веру в себя.                                                                        

   8). Старайтесь предвидеть возможные сложности и помогайте детям избегать их. В процессе деятельности подбадривайте ребёнка и подкрепляйте его действия похвалой, чтобы он достиг цели. Лучше сразу провести ребёнка через успех, чем реагировать потом на его неудачи и рассчитывать, что он научится на собственных ошибках.                                                                                                      

  9).Маленькие дети, как правило, не любят делиться своими игрушками. Для них всегда серьёзная проблема – отдать игрушку или играть с ней самому. Взрослые часто выражают недовольство таким поведением ребёнка. Но на самом деле это нормальное поведение детей дошкольного возраста. Не заставляйте ребёнка делиться игрушками и не осуждайте, если он это не делает. Надо постараться, чтобы он научился этому в результате собственного  положительного выбора, осознав, что вдвоём, втроём и т.д. играть интереснее, чем одному.          

  10).Потребность поплакать – естественная потребность человека. Часто дети плачут, чтобы освободиться от боли или гнева. Не пытайтесь остановить ребёнка привычным для взрослого путём, просто взяв его на руки и говоря: «Не плачь, всё нормально». Раз он плачет, значит всё у него понять причину его состояния, помочь ему, а если это необходимо, дайте возможность выплакаться.                                                                                                    

  11). Не давайте обещаний, которые не можете выполнить. Каждый раз держите данное слово. Скажите ребёнку, что он  что вы сделали всё возможное, чтобы его выполнить, но не обещайте ничего в категорической форме. Например, лучше сказать: «Я постараюсь принести это в следующий раз.» Если же вы по какой—то причине все же не смогли  сдержать обещание, то объяснитесь с ребёнком, чтобы показать уму, что взрослые тоже могут ошибаться.                                                                                                          

  12). Чтобы придать силу чувствам ребёнка и дать понять, что его переживания значимы для вас, старайтесь его поведение выразить словами. Например, вы можете сказать: «Я вижу, что ты сердишься, потому что не хочешь ложиться спать». После того как ребёнок увидит, что его чувства понятны взрослому, его можно попытаться уложить в постель.                                      

           

              Очень важно, чтобы педагоги и воспитатели, работающие с детьми использовали  приведённые примеры.                                                                                

       Ещё одна из задач социальной реабилитации детей, попадающих в приют – восстановление их социальной роли ученика, человека познающего.                          

Познавательная деятельность и  общение ведущими в жизни детей и подростков. Если  ребёнок не получает удовлетворения в учебной деятельности, то он неизбежно ищет другие сферы приложения других сил, чаще в асоциальных группах.                                                                                                

В приют попадают дети, либо намного отстали в учёбе от своих сверстников, либо никогда не обучались в силу своего образа жизни. Со школьным обучением у них связаны, как правило, лишь отрицательные эмоции, они находились в группе школьных изгоев – получали двойки, их называли слабоумными, дураками, они сносили насмешки со стороны успевающих одноклассников, нелюбовь учителей. Повышенная тревожность, страх перед порицанием или плохой оценкой были их постоянными спутниками. Всё это угнетающе воздействовало на познавательную деятельность, подавлялось и формировало её. Между тем, исследования педагогов и психологов показывают, что характер и результаты учебной деятельности ребёнка непосредственно предопределяют их психическое самочувствие, являются в годы ученичества фактором его социализации.                                                                  

        Хотя в приюте не ставится задача обучения детей, но работники данных учреждений сталкиваются со школьными проблемами своих подопечных. Для детей и подростков, проживающих в приюте, характерны индиффирентность интересов, низкая познавательная активность, узкий кругозор, неумение пользоваться приёмами учебной деятельности, отрицательное  отношение к  учению, всевозможные способы отклонения от активной мыслительной работы.                                                                                          

     В то же время эти дети нередко обладают повышенной активностью, творческой энергией, любознательностью, другими положительными качествами, которые в силу негативных условий их жизни и влияния внешней среды не нашли социально полезной реализации.                                              

        Мы, воспитатели приюта, должны сознавать то, что неудачи в учении породили у наших воспитанников внутреннее сопротивление, а иногда и отвращение к умственному труду и вообще к процессу учения, неверие в свои силы, неприязнь и враждебность к учителям.                                                            

 Для того, чтобы пробудить у ребёнка желание учиться, активно включиться в познавательную деятельность, необходимо выяснить причины, по которым в доприютской жизни ребёнок не мог справиться с учёбой.                                                

   По причинам отставания в учёбе среди детей можно выделить две группы:              

1). К первой группе относятся дети и подростки, у которых пониженная обучаемость обусловлена воздействием неблагоприятных социально – педагогических факторов. Обычно в детстве они были обделены риалотрицательно сказалось на развитии их личности и познавательной деятельности. Как правило они пугливы, нелюбознательны, неинициативны. Интеллект таких школьников сохранён, они здоровы, физически нормально развиты, но мыслительная деятельность не развита.                                                          

2). Ко второй группе относятся дети с задержкой психического развития. Они не могут успешно усваивать материал в условиях массовой школы, что обусловлено о развитием как наглядно, так и словесно –логического мышления. Они обладают очень узким кругозором. Их представления о мире бедны, зачастую ошибочны и схематичны.                                        

     В целом можно сказать, что познавательная деятельность детей и подростков, проживающих в приюте, отмечается отсутствием или несформированностью основных её компонентов: 1) целей; 2) познавательных мотивов; 3) познавательных интересов и самоконтроля.                      

        Первое условие, необходимое для социального возрождения вчерашнего беспризорного ребёнка, - погружение его в обстановку, ярко контрастную привычной его прежний быт – это, как правило разорённая квартира хронических алкоголиков или лежбище где –нибудь в подвале, на чердаке. В приюте, может быть, впервые ребёнок узнает, что такое уют, которое порождает ощущение тепла, покоя и безопасности.                                                          

       Действия учителей и воспитателей необходимо соотносить с особенностями познавательной деятельности их воспитанников при постоянном учёте их особенностей и личностных черт, способностей, возможностей, уровня знаний, степени сформированности умений и навыков учебного труда.                                                                                                                        

         Воспитатель должен выбирать формы и методы работы, ведущие к активизации познавательной деятельности воспитанников приюта, и выводах медико – психолого –педагогических консилиумов. Работа воспитателя по развитию детей и подростков приюта способствует тому,что у них снимается тревожность по отношению к учёбе, они преодолевают страх перед школьными неудачами, готовы включиться в познавательную деятельность.              

         Таким образом, взаимодействие всех специалистов приюта, их совместная разработка действенных мер, способствующих активизации познавательной деятельности ребёнка и его самоутверждению в коллективе сверстников, повседневная работа воспитателей, построенная на результатах оперативной диагностики, позволяют решить задачу социальной реабилитации и адаптации детей и подростков, поступающих в приюты в современных условиях нестабильного и кризисного развития нашего общества.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...