Выступление на педсовете.
план-конспект по теме

Рекомендации педагогам по коррекции психических функций в эмоционально--волевой сферы ребёнка в процессе социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                         

                                 Выступление на педсовете.

                                   Тема:

« Индивидуальная работа по коррекции психических функций в эмоционально—волевой сфере ребёнка

                  в процессе социализации.                                                    

Одной из главных целей воспитания подростков является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие ребёнка. Следовательно, воспитательная работа становится больше ориентирована на личность ребёнка, его индивидуальные возможности, способности и интересы.

         Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е . состояние полного душевного, физического, и социального благополучия. Если ребёнок попадает в ситуацию дискомфорта, то разрушается эмоциональная сфера, т.е. подросток реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями.      

          В подростковом возрасте появляется интерес к собственному внутреннему миру, возникает желание понять, лучше узнать себя. Возникшее острое чувство «Я», увеличение значимости проблем, связанных с самооценкой, сопровождаются трудностями думать и говорить о себе, возникает чувство неуверенности.

           И поэтому, проводится целенаправленная коррекционная работа с подростками, которая предполагает развитие рефлексии, т.е. самопознание внутренних психических актов и состояний; формирование устойчивой положительной самооценки. Эта работа помогает детям познать себя и научиться управлять своим внутренним миром.

          Общее понятие о волевой деятельности.

Человек не только познаёт окружающую действительность, но и действует в ней, изменяя её в соответствии со своими  интересами и требованиями общества. Занимаясь трудом, общественной работой, учением, человек ставит перед собой сознательные цели и последовательно реализует их в своей деятельности.

          Волевая деятельность характеризуется тем, что человек руководствуется в своих действиях сознательно поставленной целью и преодолевает различные препятствия на пути к её достижению.

            Волевая деятельность существенно отличается от не волевой. Если при не волевой деятельности человек подчиняется непосредственному влиянию внешних, случайно сложившихся в данной момент обстоятельств, то при деятельности волевой он, учитывая отдаленные результаты своих поступков, оценивая их общественное значение, ставит перед собой сознательные цели и осуществляет их даже в тех случаях, когда имеющиеся в данный момент внешние условия этому не благоприятствуют.

             Способность действовать в соответствии с сознательно поставленными целями выработалось у людей в процессе их творческого развития, в результате общественных условий жизни и коллективной трудовой деятельности. Живя и развиваясь в обществе, люди постепенно приобрели способность руководствоваться в своих поступках не только личными интересами, но и интересами коллектива, требованиями общества, осознавая их как цели своей деятельности.

             Чем важнее цель, к которой стремиться человек, чем яснее осознаёт он общественное значение, тем более активный и настойчивый характер

приобретает его волевая деятельность.

          В связи с этим в волевом действии различаются 2 этапа:

1. Подготовительный этап, заключающийся в принятии решения.

2. Этап практического осуществления принятого решения.

 

     Волевое поведение предполагает целенаправленность, самоконтроль поведения, возможность воздерживаться в случае необходимости от тех или иных действий, т.е. управлять собственным поведением.

     Сами же подростки очень озабочены проблемой управления своим поведением. В их самоописаниях преобладают указания на недостаток волевых качеств. В этом убеждаешься, когда проводишь с ними тестирования, анкетирования, опросники и т.д.

      Для выполнения большинства повседневных обязанностей (в той мере, в какой ему это кажется достаточным) подростку вполне достаточно тех умений, которыми он уже располагает. Стремление « стать волевым человеком» в этом возрасте не подкреплено подлинным желанием измениться.

       Эффективность развивающей и коррекционной работы по развитию воли связана с особенностями волевого поведения, саморегуляции в подростковом возрасте.

        Объясняя причины «волевой слабости» психологи утверждают, что для подростка характерна «не слабость воли, а слабость целей». Другими словами, подросток имеет возможности для управления своим поведением, которое привело бы к достижению поставленной цели, но у него ещё нет цели, ради которой следовало бы проводить такое поведение в жизнь.

        Цели, которые подросток ставит перед собой, часто не наполнены личностным смыслом, ситуативны, заимствованы у других. Это приводит к быстрой и неоправданной смене цели.

        Нередки случаи, когда подросток ставит перед собой какую—то цель и делает шаги в направлении её достижения, но затем, столкнувшись с трудностями или по какой – либо другой причине, теряет к этому интерес,  меняет цель и начинает заниматься чем – то другим. Кроме того, существенную роль играет также наличие у подростка чувства собственного достоинства. Существенным является формирование у подростка нравственных качеств, например, таких, как чувство долга, ответственности.

       Помогая подростку достичь некоторой цели, не следует специально обращать его внимание на то, как в этом процессе развивается его воля.

Лучше показать ему, какие чувства связаны с «победой над собой», над своим желанием что – либо делать, собственным страхом.

       Подростки часто не могут отличить настойчивость от упрямства, видя во всём этом равные проявления. Поэтому, большое значение приобретают беседы, в ходе которых они учатся отделять подлинные проявления воли от ложных.

       Подростку следует целенаправленно прививать умение представлять то, как он будет чувствовать себя в дальнейшем через определённый промежуток времени. Но для них это очень трудно, поскольку подростки не умеют предвидеть те последствия поступка, которые зависят не от объективных обстоятельств, а от собственного психического или даже физического состояния.

      Воля неразрывно связана с воображением, благодаря которому результаты нужного воздействия представляются в сознании и становятся желательными. Поэтому, воспитывая у детей способность управлять своим поведением, необходимо воздействовать на воображение подростка так, чтобы он представил себе удовольствие от выполненной работы, тогда ожидание будущей радости поможет устранить лень, нежелание выполнить эту работу. Воля также связана с силой концентрации внимания, с его сосредоточенностью. Способность подростка сосредоточиться на положительном результате своей работы, на удовольствии, которое он получил по её исполнении, будет способствовать повышению желания трудиться, противостоять искушению заняться чем – то другим, более приятным. Выработка потребности завершать любое начинание способствует развитию воли.

         И ещё, навыки волевого поведения могут развиваться только при известной степени самостоятельности подростка, когда он сам ставит себе цель и выбирает способы её достижения. Установлено что в условиях сверхзаботы и мелочного контроля за ребёнком он теряет самостоятельность и его воля остаётся в зачаточном состоянии. Уважительное отношение к подростку, доверие к его возможностям способствуют развитию самостоятельности и волевых черт характера.

         Развитие воли замедляется, если с подростком будут обращаться как с пятилетним ребёнком.

         Реализуя цели и задачи, поставленные в моей программе я выработала такую тактику своей работы, установила доверительные, спокойные отношения с девочками – подростками.

    -- Стараюсь мягко корректировать взаимоотношения воспитанниц с другими детьми и взрослыми;

    -- не нагнетать, не допускать конфликтов;

    -- поощрение, доброжелательность, доверие;

    -- поддерживать лидерские склонности, но не допускать командного тона по отношению к другим детям;

    -- поощрять социальную активность, привлекать к участию в различной деятельности (дежурствах, выступлению на праздниках, помощь воспитателю в подготовке домашнего задания с детьми младшего возраста и т.д.). Стараясь, чтобы действовали самостоятельно, а не по подсказке или указанию воспитателя;

   -- избегать публичной критики если необходимо покритиковать, то не в присутствии других детей;

   -- уважать чувства подростков;

   -- личный пример воспитателя (не отступать от поставленной цели).

   Эмоциональная сфера – играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения.

   Эмоции – могут  служить способом познания мира, общения, насыщают мир красотой и богатством переживаний.

    Эмоциональное сочувствие – не только фактор развития личности, оно выполняет ряд важнейших функций в воспитательных отношениях.

    Эмоциональные переживания – во многом определяют отношение школьника к воспитательной ситуации.

    Положительный настрой – является мощным мотиватором деятельности: с особым энтузиазмом выполняется то, что привлекательно, приятно, насыщает радостью. С учётом этого, я в своей педагогической практике применяю специальную группу так называемых «эмоциональных стимуляторов»--(игру, соревнование, средства литературы, искусства и др.), разнообразные психотехнологии.

     У детей с задержкой психического развития эмоциональное развитие всегда задержано, они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. Они более чем обычные дети нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства.

      Дети очень зависят от своих потребностей, им гораздо труднее терпеть отсрочку в их удовлетворении, поэтому наши дети очень эмоциональны. Очень часто открыто выражают свои эмоции в интонациях, мимике, жестах (в отличие от взрослых, которые умеют скрывать свои эмоции, т.к. их открытое выражение считается не этичным).

       Воспитывая чувства и эмоции ребёнка, родители должны решить очень непростую задачу социально приемлемого стиля выражения и переживания потребности. Здесь решающая роль принадлежит именно семейному воспитанию, т.к. эмоциональный стиль формирует фактически полностью в раннем детстве. Уже в детском саду в своём общении ребёнок опирается на выработанный в семье репертуар эмоциональных реакций.

          Пример.  Отсюда объясняется очень эмоциональное поведение в некоторых случаях воспитанника …. Когда я побывала у него дома и увидела как общается между собой эта семья, все стало ясно. Даже престарелая бабушка получила столько «комплиментов» в моём присутствии, а что здесь говорить, когда нет посторонних?

Всякий психический  здоровый человек имеет потребность в чувствах. Они требуют того устойчивого каркаса, на котором строится всё здание внутренней психической жизни воспитанника.

         При моральной педагогической оценке различают неумные и возвышенные чувства. Неумные толкают человека к безрассудному поведению. Многие страсти сводятся к вожделению потребности безраздельного обладания каким—то предметом, как объектом страсти, вызывающая болезненно ревнивую потребность безраздельного монопольного обладания.

        В таких случаях провожу беседы с детьми, в процессе которых объясняю, убеждаю, рассказываю, что неуёмные чувства надо гасить в себе и проявлять восторженные восхищения человеческим поступком или каким – то предметом, а не завоёвывать его любой ценой для монопольной собственности.

      Учу детей воспитывать в себе способность бескорыстного восхищения. На протяжении всего года(учебного) практически каждый свой рабочий день я возвращаюсь к теме эмоций.

      В своей целевой программе ставила задачи развивать подростка нравственно и интеллектуально и этически – это и означает воспитывать в нём возвышенные чувства и эмоции.

       Индивидуальная работа строится как восприятие подростком себя через результаты собственной деятельности, т.е., подросток сам  оценивает то, что он сделал.

       Этот механизм самооценки помогает развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете на тему: "Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста"

Раскрывает особенности игровой деятельности детей раннего возраста, условия организации дидактических игр, роль воспитателя и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста...

Выступление на педсовете "Нетрадиционное рисование"

Обмен опытом по теме "Использование нетрадиционных технологий в ИЗО"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета: «Современный подход к обучению детей математике»

Тема выступления: «Формирование элементарных математических представлений у детей первой младшей группы.  Представление своего опыта»...

Выступление на педсовете с показом занятия с детьми. Тема выступления: "Роль сказок в развитии мышления и воображения дошкольников. 2018 г.

Выступление на педагогическом совете с показом НОД по лепке с элементами сказко-творчества с детьми 5-7 лет...

Выступление на педсовете, тема выступления: ОРГАНИЗАЦИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОО.

Одна из задач адаптационного периода – помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. Для формирования чувства уверенн...

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ» Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»

Педсовет на тему: « Дистанционные образовательные технологии в ДОУ»Выступление на педсовете по теме: « Копилка творческих идей по дистанционному обучению»...

Выступление на педсовете «Развитие профессиональных способностей педагогов в образовательном процессе путем внедрения современных здоровьесберегающих технологий» Тема выступления «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

laquo;Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&r...