Обобщение опыта по теме: "Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани".
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Слынько Светлана Анатольевна

Актуальность, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, фотоприложение, используемая литература, рецензия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.96 КБ
Файл obobshchenie.docx1019.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по ознакомлению с традициями духовно-нравственной и этнической культуры Кубани». 

А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь

         Каким  хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через, гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края.
Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы. Опыт организационно - административной работы детского сада № 9 "Олененок" по изучению культурного наследия родного края предполагает организацию педагогического процесса в рамках действия обычного штатного расписания, где воспитатель берёт на себя основные функции воспитания и обучения дошкольников. Речь в данном случае идет об организации работы, в которой воспитательные задачи, рожденные целью передачи детям нравственных и эстетических ценностей народа, занимают приоритетное место. Непосредственно образовательная деятельность дошкольника предполагает определенный набор тех или иных знаний, которые включены в  образовательную программу. Остальное время пребывание ребёнка в дошкольном учреждении в течение дня распределяется на игровую деятельность, режимные моменты и т.д. Эти промежутки времени наиболее благоприятны для осуществления воспитательного процесса. Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий.

 Эти условия таковы:  
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей
(пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных и семейных обрядов - мы стремимся реализовать те из них, что могут естественно войти в нашу жизнь; мы все вместе участвуем в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить как о прошлом опыте наших предков);
- продвижение от опыта к знанию (пример: мы не объясняем детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их различать, теперь знаем, как они называются, чем полезны);
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.
В детском саду проводятся следующие  праздники и развлечения: «Яблочный спас», «Покров – конец хороводам», «Кузьминки – осени поминки», «Масленица», «Вербница», «Кубанские посиделки» и др.    

Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений, душевного и духовного обогащения. Поэтому, приступая к работе по данному направлению, я ясно представляла себе, что она будет успешна только тогда, когда в этом участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.

Также мы поставили перед собой задачи, которые старались выполнить  в ходе проводимой работы.  Это:

  1. формирование искреннего  интереса, чувства любви к малой Родине на основе изучения традиций этнической культуры Кубани;
  2. ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей (формировать представление о формах традиционно-кубанского семейного уклада);
  3. развивать духовно-нравственное воспитание на основе творческой деятельности, знания и представления детей об истории развития Краснодарского края, об искусстве и этнографии кубанского края;
  4. воспитывать уважение к духовно-нравственным нормам морали (учить различать добро и зло, пресекать зло в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребёнка, а также воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции Кубани, творческую и театрализованную деятельность.

       Планирование воспитательно-образовательной работы.

Заведующей ДОУ совместно со старшим воспитателем был составлен план воспитательно-образовательной работы, в котором выделили общую задачу года: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития". Это позволило спланировать дальнейшую организационно - педагогическую работу. Например, оснащение групповых помещений предметами, выполненными в национальных традициях родного края, создание в них уголков старинного кубанского быта; открытие в детском саду "Музея кубанского быта", т.д. Определенное значение для восприятия исторического прошлого имеет макет кубанского подворья: изгородь, колодец, скамейка, печь. В кубанской хате представлены предметы казачьего быта, элементы внутреннего убранства.

    В ДОУ имеется богатый материал об историческом прошлом и о современном культурном облике станицы Староминской. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно-информационной). Весь этот материал обогащает представления детей о малой Родине. Также имеются карты, буклеты, модели, символика России, края, района. В планировании воспитательно-образовательной работы уделено внимание разделу по организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения экскурсий в  краеведческий музей, Дом детского творчества, детскую художественную школу.

          Здесь же запланированы встречи с хранителями культуры региона - песенниками, народными мастерами и т.д. Также, стали традиционными встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, казаками Староминского казачьего общества. Такие мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц. Эти мероприятия являются интересным дополнением к плану развлечений.
    Методическая работа тоже отвечает поставленной задаче. В детском саду работает кружок «Староминские умельцы»,  для обучения родителей основам декоративно-прикладного искусства Кубани. Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой родного края мною был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру родного края в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой нашего региона,  организация совместно с родителями выставок, экскурсий,  совместное проведение праздников, старинных обрядов Кубани.

С этого года начал  свою работу «Университет для родителей», на первую встречу пригласила отца Дионисия, священника Свято-Покровского храма ст. Староминской. В ходе встречи коснулась темы воспитания детей в лучших традициях духовности. Родители изъявили желание проводить такие встречи регулярно. По приглашению священника, в один из выходных дней, родители вместе с детьми посетили наш Свято-Покровский храм.

Запомнилась родителям и встреча с директором краеведческого музея А.Н. Желовага. Она рассказала и показала (слайды) о том, как воспитывали мальчиков и девочек в кубанских семьях.

         Педагогами ДОУ  были подготовлены консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию: «Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников путем моделирования ситуаций», «Влияние средств массовой информации на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста», «Агрессивное поведения детей  - как следствие  влияния современных мультипликационных фильмов».

         Для педагогов проводилось: семинарское занятие «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников», консультации «Использование элементов кубанских ремесел в работе с детьми дошкольного возраста», «Воспитание нравственных чувств дошкольников через изобразительную деятельность», «Развитие интереса детей к кубанским традициям, культуре, обрядам наших предков». На практике сочетаются и та, и другая формы работы, что и дает ожидаемые результаты. Темы непосредственно образовательной деятельности включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению. Работу кружка и семинаров ведут сами сотрудники нашего дошкольного учреждения.

Работа с детьми.

          Наряду с обычной непосредственно образовательной деятельностью,  в разных разделах при перспективном планировании, учитываем  темы по этнокультурному развитию детей:
- цикл  познавательного характера: две непосредственно образовательных деятельности в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;
- эти две непосредственно образовательных деятельности  проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;
- в ходе непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по кубанской культуре;
- музыкальный руководитель планирует свою работу с народными кубанскими  песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;
- завершают изучение каждой темы комплексные занятия или  развлечения и праздники.
         Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.
       Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме  знакомим детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной кубанской семье. Так, вместе с ребятами  изготавливаем кубанские  куклы-закрутки и строим сюжетные игры: "Дочки - матери", "Хозяюшки" и т.д. В играх продолжается работа по закреплению темы месяца. Они являются существенным дополнением к познавательной образовательной деятельности. Дидактические игры также планируются как дополнительная работа по освоению ведущей темы. Именно от неё зависит выбор конкретных сюжетов. Подвижные народные игры должны проводятся чаще, чем обычно. Перечень игр для удобства "разбиваем" поквартально соответственно возрастным особенностям детей, сезону. Особое внимание  уделяем играм- драматизациям. Планирую  не только драматизацию по сказкам, но и учим детей обыгрывать потешки, заклички, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. По мере подготовки дети старшего возраста показывают малышам любимую драматизацию. В режимные моменты активизируется работа по привитию навыковтрадиционной культуры поведения.    

Проведенная работа  позволила мне  сделать следующие выводы: вхождение в нашу кубанскую культуру для детей оказывается интересным и развивающим делом, помогает воспитывать, создавать фундамент духовно-нравственной личности. Так как в этом возрасте можно эффективно развивать потенциальные

 возможности ребенка, то,  что должно быть сформировано в «детсадовском» возрасте, наверстать в школе практически невозможно, потому что дошкольный

возраст в силу непосредственности эмоциональных реакций характеризуется наибольшей открытостью.

Результатом  работы  стало то, что

  1. дети  имеют представления о народно-прикладном искусстве Кубани и промысловой деятельности своего края, сами с удовольствием творят «живую» культуру (рисуют, конструируют, лепят, плетут из талаша и лозы изготавливают кукол-закруток, обереги);
  2. поют кубанские песни, водят хороводы, знают и играют в кубанские игры;
  3. в речи активно используют произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, приметы, заклички), знают и с удовольствием участвуют в  народных праздниках, развлечениях, знают обычаи своего народа и их особенности;
  4. создан и работает кружок для детей  и родителей «Староминские умельцы»
  5. любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, станице.
  6. бережное отношение к природе и всему живому.
  7. уважение к своему труду и труду других людей.
  8. гордость  за свою станицу, край, родину.
  9. межличностное общение детей строится на принципах гуманизации (делятся игрушками, не дразнят других детей за какие либо недостатки и др)
  10. группа стала более сплоченной , родители и дети активно участвуют во всех предлагаемых мероприятиях (экскурсии , походы, выставки и др)
  11. в детском саду создан и работает мини-музей кубанского быта.

       Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому  постоянно помним  о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея дело с детскими душами,  постоянно совершенствует собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом "человечности" для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. Один из талантливых и глубоких педагогов, представителей педагогики Русского Зарубежья священник Александр Ельчанинов писал: "Нельзя врачевать чужие души ("помогать людям"), не излечив себя, приводить в порядок чужое душевное хозяйство с хаосом в собственной душе, нести мир другим, не имея его в себе".



Предварительный просмотр:

                                                    Конспект занятия «Краски родного края».

Программные задачи:

  1. Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае
  2. Закреплять навыки рисования красками кубанских узоров
  3. Прививать любовь к художественному слову
  4. Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции народа

Кубани, через творческую деятельность.

     

      Материалы и оборудование:

      «Волшебная палочка», пластилин, альбомный  лист размер А4, образцы

       Кубанской одежды, технические средства обучения.

                               Ход  занятия:

          Воспитатель:

    -  Ребята, сегодня для вас у меня есть сюрприз. Посмотрите, что это у меня

       Светится в руке?

    -  Правильно, палочка, но она не простая, а волшебная. Благодаря ей, мы

       сможем побывать сегодня в какой-нибудь волшебной стране. Нужно только

       Надо только взмахнуть ею!

     - Ну, что попробуем?

     - Раз, два, три – взмахни! (звучит музыка «огоньки», воспитатель одевает

       костюм «Радуги»).

     - Куда это мы попали, ребята? Посмотрите, как красиво! А  я превратилась в

       Радугу. Мы попали в страну Пластилинографию. А вы, из какого детского

       сада? ( ответы детей)  Знаю, знаю вас. Вы ведь любите рисовать! Жители

       нашей страны Пластилинографии, больше всего на свете любят рисовать

       пластилином. И поэтому везде у нас рисунки, рисунки… Вот посмотрите

      (смотрят выставку рисунков).

     - Ну как, понравилось вам в стране Пластилинографии? Но, чтобы вернуть

       Назад, не надо говорить никаких волшебных слов, а надо всего лишь в страну

       и край, где вы живете.

    - Скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем? А как называется наш

      край?

   - А как еще называют наш край? (Кубань).

   - А жителей Кубани как называют? (Кубанцами, казаками, казачками).

     Воспитатель:

  -  Верно. И кубанцами, и кубанскими казаками, потому, что первыми жителями

      нашего края много лет назад были казаки. Каждый народ любит свою родину,

      Гордится ею. И в ее честь слагает стихи, песни.

     -  А я знаю, что вы, мои милые казачки и казачата, тоже знаете стихи о своем

        прекрасном крае.

  1. Ты красив и весел,

Щедр ты по – кубански.

                  Край хлебов и песен,

                  Край наш Краснодарский.

  1. Хороши кубанские просторы,

Плодородна, щедрая земля.

Нивы необъятные, как море,

Край казачий, Родина моя!

  1. Гремит, грохочет молотьба

Гора зерна растет до неба

Шумят, гремят грузовики,

Стучат на мельнице валки

Гора муки растет до неба

  1. Моя Кубань! Горы и поля!

Моя Кубань! Щедрая земля!

Моя Кубань! Гордый твой народ!

Моя Кубань! Будь счастлива всегда!

 

        Воспитатель:

    - Молодцы, ребята, сколько вы интересного  рассказали о своем родном крае.

      Моя волшебная палочка еще ярче засветилась. Хочет поскорее перенести нас

      Назад, в детский сад. Но на прощанье примите от меня подарок  плоскостные  

      куклы казака и казачки.

    - Из этих кукол можно будет устроить хоровод. Но вначале надо будет

      разрисовать пластилином  наряд казачки. Это будет не трудно. Вы же сколько

      знаете о своем крае, умеете красиво рисовать кубанские узоры.

   -  Раз, два, три – взмахни! (звучит музыка).

    Воспитатель:

    -  Вот мы и снова в своей группе. Понравилось вам путешествие? А мне было

       очень приятно, ребята, что вы не забыли все, что я вам рассказала о родном

       крае, о нашей родной Кубани. Ну что, выполним задание Радуги?

    - Вот здесь у нас пластилин, рассаживайтесь!

     - Ребята, мы с вами уже украшали полотенца, салфетки, рубашки. Кому – то

       из вас  понравился какой – то узор, вот им и украсьте одежду казака и казачки.

       Если необходимо, то посмотрите на образцы, они будут перед вами (дети

       работают, воспитатель по ходу помогает, собирает работы и прикрепляет к      

       доске.

     -  Посмотрите, ребята, казаки и казачки выстроились в круг. Вот эту казачку

        украсила Катя, а эту Марина, а чей это казак лихой…

        Обратите внимание, какие сочные краски использовали наши художники:

         цветы, листья. Кубанский поэт Иван Федорович Варавва так написал про

         наши кубанские уборы (одежды):

         

          На хуторе нашем вишневом,

          Где, катится речка, вольна,

          В красивых девчачьих обновках

          Весь год пламенеет весна.

          Проезжий, нездешний прохожий

          Заметит у тихой воды:

          Здесь даже одежды похожи,

          На степь, огороды, сады.

          Ну, вот и готов хоровод!

          А давайте и мы с вами поводим хоровод, под красивую, русскую мелодию

          (дети водят хоровод) и полюбуемся своим творчеством.

КВН для родителей подготовительной группы «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Предшествующая работа:

  1. Оформление красочных  приглашений  в виде сказочных домиков для каждого родителя;
  2. В уголке «Для вас, родители» помещён текст народных примет, пословиц и поговорок о природе Кубани;
  3. Беседы с детьми об отношении к природе, домашним животным, растениям на Кубани;
  4. В зале висит плакат «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л.Н. Толстой), сюжетные картины: «Девочка кормит цыплят», «Кот и собака».

Текст приглашения:

«Уважаемая Александра Петровна и Михаил Михайлович! Приглашаем Вашу семью на родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного  возраста». Оно состоится  22 декабря в 16 часов 00 минут.

Предлагаем:

  1. Обсудить вопросы формирования у детей любви к природе Кубани, бережного к ней отношения;
  2. За «круглым столом» будут проводиться игры, конкурсы. Состоится концерт с участием детей на тему «Встреча с природой Кубани». Заранее благодарим за участие в выставке поделок.

План собрания.

Ведущий:  В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались, так как по отношению к животному судят и об отношении к людям.

     Познание ребёнком природы затрагивает не только область ума, но и область нравственных чувств. Поэтому, сообщая детям знания о животном и растительном мире,  взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе.

Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепа душа, не жди доброты или честности, преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?

Мы должны с малых лет воспитывать в детях чёткое понимание:  человек  - часть природы. Не будет зелени, животных – и ему не жить на Земле. И наоборот: чем богаче мир вокруг,  тем  лучше человеку будет жить в этом мире.

1-е задание. Разгадывание ребусов – слов, обозначающих природные объекты: растения и животных.

2- е задание.  Конкурс « как у вас?». Родители отвечают на вопросы.

  1. Есть ли у вас дома животные, растения? Принимает ли ребёнок участие в уходе за ними? Знает ли он, как надо ухаживать за домашними  животными, растениями? Трудится ли ребёнок в огороде, саду?
  2. Как это он делает: с радостью или неохотно, равнодушно?
  3. Есть ли в доме детские книги  о природе? Назовите их. Любит ли ребёнок смотреть передачи о природе по телевизору?
  4. Знает ли он что-нибудь об охране природы? Например, какие растения подлежат защите? (ландыш, купавница, калужница, колокольчик и др.)
  5. Как вы считаете, для чего надо прививать любовь к природе с раннего детства?

Жюри подводит итоги беседы, максимальная оценка – 5 баллов. Прослушивание магнитофонной записи высказываний детей группы на тему «Как я ухаживаю дома за растениями и животными».

3-е задание. Конкурс «Вышивка крестом» и «Плетение из лозы».

4-е задание. Блиц конкурс  «Кто больше  назовёт народных примет».

Жюри подводит итоги. Дети группы поют песни о природе, танцуют.

          Проводится анкетирование родителей и детей.

Вопросы анкеты для родителей.

  1. Какие условия созданы для игр ребёнка дома?
  2. Где и кА хранятся игрушки?
  3. Как Вы приучаете ребёнка беречь игрушки?
  4. Какие игрушки у Вашего ребёнка любимые?
  5. Как часто и по какому поводу Вы покупаете игрушки?
  6. Часто ли ребёнок ломает игрушки, и как Вы поступаете в таких случаях?
  7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребёнком?
  8. Какие роли и сюжеты чаще разыгрываются?

Вопросы анкеты для детей.

  1. Ты любишь играть?
  2. В какие игры любишь играть?
  3. У тебя есть любимые игрушки?
  4. Расскажи, как ты играешь с ними?
  5. Кто из взрослых играет с тобой дома?
  6. Как поступают в твоей семье, если игрушка сломалась?

       

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей по ознакомлению с традициями социально-нравственной и этнической культуры Кубани

Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных представлений о социально-нравственных ценностях – семья, любовь, доброжелательность, сопереживание, справедливость, вежливость, совесть,...

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Специально – организованная совместная продуктивная деятельность детей, педагогов и родителей с использованием технологии деятельностного подхода

В статье представлен  материал по применению технологии деятельностного подхода  в специально-организованной продуктивной деятельности детей, педагогов и родителей....

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности детей, педагога и родителей Тема: «Зимние забавы»

Развернутый конспект организации интегрированной формы работы педагога с детьми - викторины в ходе которой воспитатель имеет возможностьобобщить, систематизировать и закрепить знания детей о зиме, зим...