Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы.
план-конспект урока (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи содержит игровой материал для обучения детей составлению повествовательного рассказа по картине.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  СОСТАВЛЕНИЕ СЮЖЕТНОГО РАССКАЗА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО    КАРТИНЕ    «БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ».

Цель: Учить детей составлять повествовательный рассказ по картине, используя точные подобранные по смыслу слова. Упражнять детей в образовании  уменьшительно- ласкательных суффиксов и в умении подбирать одинаковые по звучанию слова к слову «друг». Развивать творческое воображение. Обогащать словарный запас. Развивать диалогическую и связную речь. Воспитывать интерес к занятию.

Материал: игрушка «Белый медведь», конверт с письмом, картина «Белые медведи на Северном полюсе», фишки- рыбки.

Словарная работа: айсберг, красная книга, полярник.

Индивидуальная работа: упражнять Ваню отвечать на вопросы полным предложением.

Ход занятия: (Включается магнитофонная запись «Метели, вьюги.)

Воспитатель: Ой,  ребятки, я что-то замерзаю. Подумайте и скажите, какие ассоциации вызывает у вас эта музыка? (Дети перечисляют свои ответы).

А помните, мы с вами писали письмо «Белому Северному медведю»?

Сами к нам прилететь они не смогли, а прислали нам посылку и ответ на наше письмо, но кажется здесь еще что - то есть. Сейчас мы прочитаем письмо и все узнаем.

Письмо: Здравствуйте дорогие друзья! Недавно к нам в Арктику прилетел вертолет. Как же мы удивились, когда узнали, что он привез ваше письмо! Мы очень рады, что вы  так много о нас знаете. Действительно, белая шуба помогает нам подкарауливать добычу, делает нас незаметными. Живем мы только на Севере в Арктике. Мы самые крупные из всех хищных зверей. Осталось нас немного, потому что люди охотились, уничтожали нас  и поэтому мы теперь занесены в «Красную книгу». В эту книгу заносят все виды исчезающих птиц, рыб, животных, растений.

        Спасибо вам за приглашение, но мы к вам не приедем. Ваш климат нам не подходит. Может, быть, когда вы вырастите, кто-то из вас станет полярником и прилетит к нам работать. Полярник – человек, который живет и работает на Северном  полюсе и изучает погоду и жизнь обитателей полюса.

        А чтобы вы не скучали, мы высылаем вам игрушку «Белого медведя».

                                                                    Группа медведей.  (Достаю из посылки игрушку медвежонка).

Воспитатель:  Большое им спасибо. Ребята, а как зовут медвежонка они в письме не написали. Давайте с вами придумаем ему имя. (Дети придумывают имя). Нам его прислали, чтобы мы не скучали мы с ним будем играть.

         (Речевая игра «Назовем медвежонка ласково», дети передают игрушку по кругу и перечисляют ласковые слова – маленький, пушистенький, нежненький, крошечный, и т. д.) За каждое слово медвежонок награждает детей фишками – рыбками.

Воспитатель: Ребята, а у вас есть друзья?  Медвежонок тоже будет вашим другом. Подумайте и скажите, какие сходные по звучанию слова можно подобрать к слову «друг»?  (Ответы детей: дружба, друзья, подруга, подружились, дружные, дружок и т. д.)  - Медвежонок награждает за правильные ответы фишками.

          А  сейчас проведем физкультминутку «Как живешь?»

          (Я вам буду задавать вопрос, а вы будете отвечать:  Вот так! И показывать действия руками.)

           Как живешь? – Вот так!

          А плывешь? – Вот так!

           Вдаль глядишь? – Вот так!

           Как бежишь? – Вот так!

           Машешь вслед? – Вот так!

           Ждешь обед? – Вот так!

           Утром спишь? – Вот так!

           А шалишь? – Вот так!

Пока мы с вами играли медвежонок заскучал. А в посылке еще что-то есть, достаю картину.

Что это ребята? (Картина).

Как бы вы ее назвали? (Дети придумывают по ней название).

Давайте развеселим медвежонка и придумаем по ней рассказ.

Но для этого вспомним схему составления рассказа. Рассказ будем составлять повествовательный, сюжетный (будем рассказывать о развитии действий, а не описывать героев картины).

Выставляю на фланелеграф паровоз. – Что он обозначает? (Зачин рассказа), т. е. где происходят действия, когда и с кем.

Выставляю вагончик. – Что обозначает вагончик? (Кульминация), т. е. какая история произошла с героями на картине.

Следующий вагончик – (Развязка), т. е. чем закончилась история.

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, что изображено на переднем плане? (Семья медведей, берлога и т. д.) А что изображено на заднем плане? (Небо, горы айсбергов, птицы)

         Медведь – Умка, ребятки за самые лучшие рассказы приготовил сюрприз. Для того, чтобы рассказ получился полным обозначим основные моменты:   С кем произошла история?            Что несла в пасти медведица?

                    Где происходят события?              Кто приближался к ней?

                    Кто и куда отправился?                  Что сделала медведица чтобы

                    В какое время суток это произошло?    поласкать медвежат?

                    Куда ходила медведица?                 Что произошло в этот момент?

                    Что делали медвежата?                   Кто схватил? Где они играли?                             Куда пошла потом медведи?                                       Что они поймали в воде?

                                                                             Куда они вернулись вечером?

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия по коммуникации детей старшей группы. Тема: «Лимерики как средство формирования у дошкольников навыков самостоятельного словотворчества» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 5 - 6 лет»

Цель: Вызвать интерес у дошкольников к самостоятельному словотворчеству. Сформировать навык подбирать рифмующиеся между собой слова, составлять лимерики на заданную тему   Развивать спо...

Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10» Конспект занятия по математике в старшей группе по ФГОС «Порядковый счет до 10»

Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.Задачи:Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядковог...

Конспект занятия по ФМЭП в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Конспект занятия по ФМЭП  в старшей группе«Математическое путешествие»Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное...

ООД по речевому развитию в старшей группе.Тема: Составление рассказа на тему "Домашние животные" план - конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тема: Составление рассказа на тему «Домашнее животное».Составила: Рудько Е.В.Программные задачи:1. Учить рассказывать о своих личных впечатлениях, воспитывать умение от...

План - конспект занятия кружка «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.

Вашему вниманию предлагается план - конспект  занятия кружка  «Речевичок» в старшей группе коррекционной направленности для детей с ТНР ДОУ.   Тема занятия: Изготовлени...