Система работы дошкольного учреждения по экологическому воспитанию
материал по теме

Постникова Людмила Владимировна

Данный материал адресован воспитателям и старшим воспитателям дошкольных учреждений, раскрывает систему работы работы с воспитателями и детьми ДОУ по экологическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по экологическому воспитанию в МКДОУ детский сад №7 «Золотой ключик»

В течение десяти лет наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве , помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно относиться к ней. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться к живому, передавать определённые знания в области экологии – цель экологической работы в ДОУ, которая осуществляется в нескольких направлениях:

- работа с детьми

- работа с педагогами

- работа с родителями

- работа с социумом

За годы работы была создана целостная система, направленная на решение следующих задач:

-формирование элементарных экологических представлений о природе, о связях живых организмов с окружающей средой и друг с другом

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, обществе

-совершенствование экологического сознания педагогов и всех сотрудников дошкольного учреждения

-формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера, навыков природоохранной деятельности

-пропаганда среди родителей экологических знаний, приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье

Создание условий  (экологизация развивающей среды) является одним из решений данных задач. В групповых комнатах размещены уголки природы, «огороды на подоконнике», экологические мини-лаборатории, дидактические игры, библиотечки, альбомы по временам года ,природный материал, муляжи овощей и фруктов и т.д. .Каждый педагог придаёт своему уголку неповторимость и своеобразие. Минимальный состав уголка природы  в каждой группе включает комнатные растения, подобранные в соответствии  с возрастом детей (на каждое растение оформлен паспорт). В младшей группе календарь за объектами и явлениями природы оформлен в виде игрушечных часов, имеется дидактическая кукла; в средней и старшей группах  - календарь – сетка с использованием условных обозначений, а также календарь наблюдений за птицами  «На кормушке» и календарь, рекомендуемый С.Н.Николаевой.

Зона ознакомления с природой в старшей логопедической группе состоит из уголка природы и настенного методического пособия «Дерево и мы».

В уголке природы наглядно представлены времена года с отрывным календарём. Отрывая листок календаря каждый день, и находя для него свой кармашек, дети в непосредственной форме учатся запоминать последовательность дней недели, месяцев, времён года.

Развивающая стенгазета на шести листах обновляется каждый месяц. Она содержит приметы времён года, раскраски, головоломки, загадки, задачи. Дети сами работают с газетой, раскрашивая её и выполняя разнообразные задания.

Педагоги по мере возможности обновляют уголки природы , вместе с детьми систематически ведут наблюдения и результаты фиксируют в рисунках, поделках, ведут записи детских сочинений ,рассказов об увиденном. В любой сезон в уголке природы  для ребят найдётся дело. Дошколята имеют возможность выращивать в течение всего года лук, а весной вместе с воспитателем высаживают помидоры, перцы. Во время утреннего дежурства в уголке природы дети не только ухаживают за растениями, но и наблюдают за ними. На глазах у ребёнка в огороде на окне проходит полный жизненный цикл: от семени до семени. В процессе наблюдений за растениями дети учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода.

В холле имеется экологическая стена , на которой размещены  рисунки с животными и птицами, проживающими в нашем крае, а также можно познакомиться  с правилами поведения в природе .Ежедневно, ненавязчиво ,наглядно проходя в музыкальный зал, дети закрепляют эти правила . «Уголок леса» представлен в виде небольшого отдельного помещения в котором расположено  дерево с дуплом , пни , мох , шишки ,поделки из природного материала, плакаты «Для чего нужны деревья в лесу?», «Зачем ходят в лес?» и др.Здесь проходят занятия с детьми Животных в уголке природы не содержим, так как не позволяют условия для содержания животных, нет отдельного помещения в соответствии с Сан Пин. Знакомим детей с обитателями уголков природы, используя презентации «Наши друзья», «Как ухаживать за рыбками» и т.д. , а так же через  игрушки (медведь, заяц, змея и др. ), находящиеся в «уголке леса».В виде теремка оформлен «Музей природы».В музее - три разные экспозиции: диорамы времён года , дары леса, сада, огорода.

 На территории детского сада установлен «птичий столб», который круглый год привлекает  пернатых и позволяет вести длительное наблюдение с детьми за птицами: зимой в его кормушку дети кладут корм, летом в водопойный желобок наливают воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком ,установленном на его верхушке.

Не оставляет без внимания детей и цветник, оформленный перед фасадом детского сада, с подбором цветочно-декоративных растений с учётом времени, длительности цветения, высоты растений , расцветки цветов, красота,  новизна необычность не оставляют детей равнодушными к природе. В цветнике воспитатели приобщают детей к познавательной и практической деятельности. На участке детского сада есть огород, где дети средней и старших групп высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом.

  Для  успешного  экологического  развития  детей  воссоздан  уголок  нетронутой  природы,  где  растут  деревья  и  растения  лесов  средней  полосы.  На  данном  участке  воссоздан  естественный  биологический  ритм  жизни  растений  и  насекомых.  Травы  на  участке  сохраняются  до  полного  вызревания,  экологическую  чистоту  почвенного  покрова  помогают  сохранять  различные  виды  жуков  и  муравьёв.  Чтобы  не  нарушать  экологического  равновесия   на  участке  проложена  экологическая  тропа, включающая мини-альпийскую горку, огород, «птичий столб», различные деревья и кустарники, цветники  «уголок леса» и др. ,  откуда  дети  могут  наблюдать  за  природой  в  её  естественном  виде.  

Экологические знания дети нашего ДОУ получают не только на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на занятиях по изодеятельности , музыкальному воспитанию, в играх и при решении логических задач, во время работы в уголке природы.
Можно сказать, что экологическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети восхищаются красотой природы знакомясь с произведениями разных писателей. во время тематических занятий по рисованию дети слушают "звуки природы" и работы у них получаются намного лучше .Музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику оказывают сильнейшее воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка .
Большой интерес у детей вызывают экскурсии и целевые прогулки . Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы. Наши воспитанники ежемесячно посещают краеведческий музей, где проходят занятия в соответствии с планом работы.
Ежедневные прогулки с детьми в режиме дня также широко используются для экологического воспитания детей.

Природоохранные акции: «Берегите природу», «Покормите птиц зимой»,  «Цветочная фантазия» и др., проводимые в  ДОУ являются пропагандой экологической безграмотности, повышением уровня экологических знаний. Стало  традицией в дни осенних каникул проводить экологическую неделю. В соответствии с возрастом детей педагоги планируют мероприятия :разрабатывают краткосрочные экологические проекты «Расти лучок»,  «Мой родной край» и др., праздники «Как осень к нам подкралась», «Что у Осени в корзине» и др., конкурсы поделок из природного материала,  КВН, выставки рисунков на тему «Берегите природу» и др.

Чтобы стать юным экологом, надо много знать о животных, растениях, уметь за ними ухаживать и помнить, что человек – часть природы. Этому способствует кружок «Юный эколог» ,который организован для детей старшей группы. В кружке дети овладевают навыками экспериментально – поисковой работы, с помощью которой проникают в тайны природы.

Воспитанники детского сада - активные участники районных и городских экологических конкурсов и акций, КВН, неоднократно награждались дипломами , почетными грамотами и подарками. В работе  с детьми педагоги придают  большое значение игровым технологиям. Дидактические игры «Что, где растёт»; «Пирамидки»; «Зоопарк»; «Что в корзину мы берём»; «С какого дерева листик»; «Оденем куклу на прогулку»,  « Одуванчик» сделаны руками педагогов  и очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные  игры: «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»;  «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»;  «Кто как кричит?»;  «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание,  воображение, повышают знания об окружающем мире.

Изготовленные  совместно с педагогами макеты «Пустыня», «Долина динозавров», «Ледниковый период», «Животные разных климатических зон» позволяют через сюжетные игры решать экологические задачи.

Изо дня в день учим детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате увиденное передавать в рисунках, которые в дальнейшем служат хорошим материалом для стендов детского творчества «Берегите природу», «Что за прелесть эти старые деревья», «Природа глазами детей» и др. В своих рисунках, поделках из природного материала дети изображают все богатство мира природы. Необычные и разнообразные работы воспитанников украшают галерею и  другие помещения детского сада.

Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому , умение сравнивать и систематизировать собственные наблюдения, видеть и понимать  красоту окружающего мира. Каждый педагог выбирает своё направление работы по экологическому воспитанию дошкольников. В течение 3-х лет педагог с 1 кв.категорией (Поплаухина Л.В.) занималась проблемой организации опытно-экспериментальной деятельности. На специально организованных занятиях ребята знакомятся со свойствами различных веществ, учатся формулировать вопросы и искать ответы на них, устанавливать причины и следствия наблюдаемых явлений. Для самостоятельной исследовательской деятельности разработаны пошаговые алгоритмы проведения опытов и экспериментов.

В её группе создана экологическая мини-лаборатория, где есть всё необходимое для проведения детьми различных опытов. Педагогом  обобщён опыт работы по теме «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». Над темой «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» работает педагог Симакова Л.Н. В своей работе она использует проектный метод обучения, который даёт возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Результатом работы по экологическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы стало  методическое пособие «Дерево и мы», презентация пособия разработанные воспитателями : Ширяевой Е.Ю. и Постниковой Л.В. Цель пособия: развитие  эмоционально – познавательного интереса детей к изучению природы  её живым и неживым объектам через использование дидактического материала, повышение уровня экологического воспитания детей (см.приложение ).Методическое пособие «Дерево и мы» является примером инновационного подхода в области ознакомления с окружающим миром. Многообразие дидактического материала, логично выстроенная система занятий позволяет воспитателю максимально эффективно наблюдать за природой не только во время занятий, но и в процессе свободной деятельности детей, в различных играх, викторинах.

Планомерная работа с кадрами, понимание значимости экологических проблем - все это позволяет проводить обширную целенаправленную деятельность с детьми в данном направлении. Проблемы экологического воспитания регулярно обсуждаются на консультациях ( «Играя изучаем природу», «Совершенствование экологического сознания  дошкольников»), семинарах «Азбука экологического воспитания»,«Почти всё о животном мире»), педсоветах ( «Знай, люби и береги природу», «Игра и экологическое воспитание», «Экологическая гостиная»), практические занятия в нетрадиционной форме ( «Калейдоскоп природы», «Звёздный час», «Брейн –ринг»),деловые игры «Что? Где? Когда?»,  «Робинзонада», «Пробежимся по проблемам»), викторинах ( «Мы знаем и любим природу»).  Наиболее эффективными формами работы с педагогами  считаем беседы за «круглым столом», где решаем педагогические ситуации, даём советы по изготовлению дидактических игр и пособий , вырабатываем требования по составлению тематических, интегрированных занятий, высокие результаты в работе с педагогами приносит использование компьютерных технологий (презентации практических заданий, педагогические проекты, педагогические ситуации).Чтобы определить пробелы в знаниях педагогов, мы используем анкетирование по вопросам экологического воспитания детей. На основании анализа анкет планируется дальнейшая методическая деятельность в детском саду.

Выявить и уточнить знания педагогов и детей позволяют проводимые совместные КВН «Праздник леса» , «Путешествие по лесным тропинкам», конкурсы на лучшие экологические рассказы малышей. Методический кабинет  регулярно пополняется новинками природоведческой литературы, дидактическими пособиями , играми экологического содержания , фотографиями «Природа нашего края»,гербариями. Имеется экологический паспорт ДОУ.

В этом учебном году педагогами разрабатываются экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий. 

Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Традиционно родители вместе с детьми сажают деревья в «аллею выпускников».У каждого находится дело: отмерить расстояние, чтобы деревьям не было тесно, выкопать ямки, придерживать растения вовремя посадки, носить воду и поливать. у каждого удивительное светлое, красивое, счастливое лицо, Взрослые бережно берут саженцы, словно они их родные дети, а дети словно «стайка ласточек» щебечут звонкими голосами рядом, Все делают хорошее дело одной большой, дружной семьёй. А мимо нашего детского сада идут другие взрослые и дети, и немного завидуют нашей дружной работе, хорошему настроению, а главное чему- то неуловимому, какой-то тайне, секрету, которые связывают воспитателя и родителей, делают их единомышленниками. Тесный контакт с родителями вошёл в добрую традицию и теперь в ДОУ систематически организуются конкурсы : «Удивительное рядом», «Яркие краски осени», «Очарованье осени», «Рекорды природы», «Природа и фантазия» и др.Проводим выставки совместных рисунков ,плакатов, макетов, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Природа нашего края», выпуск семейной газеты «Наши домашние питомцы»,  «Родной край, любимые места», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.) .Родители принимают активное участие в совместных экологических праздниках «Семейная прогулка» ,  «Мис-Осень», на родительских собраниях делятся опытам как прививают детям любовь и бережное отношение ко всему живому. На протяжении многих лет не остаются равнодушными к творческим поискам педагогов.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию дошкольников, мы сотрудничаем с близлежащими учреждениями (социумом). Регулярными для наших детей стали посещения библиотеки, краеведческого музея, Дома детского творчества, где дошкольники знакомятся с выставками, композициями на экологическую тематику, являются участниками совместных конкурсов. Детская библиотека помогает оформлять в ДОУ выставки книг, журналов  по временам года, организуют конкурсы чтецов на тему «Мы любим природу», «Наша Малая Родина».

Наши воспитанники постоянные посетители краеведческого музея. А совместно со школой мы проводим акции «Покормим птиц зимой», «Зелёная ёлочка» и др. Школьники помогают нашим детям составлять информационные  экологические листовки и развешивать их.

Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Экологическая  обстановка  в  районе,  где  расположен  наш детский сад   характеризуется  как  удовлетворительная.   Промышленные  предприятия  города  находятся  на  достаточном  отдалении  от  территории  детского  сада.  Единственным  источником  загрязнения  можно  считать  близкое расположение  центральной  котельной,  но  со  строительством  новой  котельной  с  режимом  работы  по  современной  технологии  и  этот  источник  будет  сведён  к  минимуму. Транспортные  дороги,  проходящие  рядом  с  детским  садом    являются  второстепенными.  По  периметру  расположения  автодороги  проходит  полоса  зелёных  насаждений,  предохраняющих  территорию  детского  сада  от  проникновения  выхлопных газов  проезжающего  мимо   транспорта. По  медицинским  показаниям  состояние  здоровья  у  воспитанников  детского  сада  в целом удовлетворительное.  Основное  распространение  имеют  сезонные  заболевания,  такие  как ОРЗ  и  ОРВИ.

Заболеваемость детей (данные на 01. 09. 2011 г. за последние 6 месяцев): ОРЗ (грипп) — 63; бронхит — 1; ангина — 2; скарлатина — 1; в/о — 2; прочие случаи — 15. Общее количество случаев: 84. В среднем пропущено одним ребенком по болезни — 6 дней. Пропущено одним ребенком по желанию родителей (отпуск, санаторий)- 32 дня

В ДОУ выполняются нормы питания меню, используются экологически чистые продукты. Ежемесячно ведётся мониторинг по питанию. Средний набор продуктов соответствует нормам питания в соответствии с САН ПИН. Всё это благоприятно сказывается на здоровье наших воспитанников.
Хочется верить, что сложившаяся система работы в ДОУ не остановится на достигнутом, впереди  - внедрение новых эколого-образовательных  технологий , разработки методических пособий, совершенствование предметной среды, создание экспериментальной площадки по экологическому воспитанию. Пусть любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО - ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА.

Самое ценное — здоровье и жизнь ребенка, поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание....

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад.

Система работы дошкольного учреждения в период адаптации детей, поступающих в детский сад. Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ. Игры и упражнения с детьми раннего и младшего ...

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Педагогический совет на тему: «Система работы с детьми по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»...

"Система работы дошкольного учреждения по организации игровой деятельности детей раннего возраста с использованием дидактического материала "Дары Фребеля"

Фридрих Фребель был создателем первого в мире дидактического пособия «Дары Фребеля». Пособие предназначалось для детей детского сада. Оно имело развивающий потенциал для обучения и воспита...