"Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития"
статья по теме

Семенова Татьяна Георгиевна

В данной статье автор обращает внимание на вопрос социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл georgievna_statya.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальное развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Татьяна Георгиевна Семёнова – учитель – дефектолог

Город Усолье Сибирское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 7»

В современном развивающемся обществе, где происходят изменения во всех сферах жизни актуальным встаёт вопрос о подготовке к самостоятельной жизни, социальной адаптации детей с особыми потребностями. Педагогика реагирует на развитие   общества, на его запросы. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились в содержании коррекционно – развивающего обучения детей с ограниченными возможностями.

К числу первоочередных задач современной коррекционной педагогики относится изучение инновационных направлений, создание оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии, воспитании и обучении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной адаптации.

Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта. Л. С. Выготский считал основной задачей воспитания вправление в жизнь аномального ребёнка, т. е. преодоление тех отклонений в поведении, которые определяют социальное лицо человека. В качестве первоочередной задачи специальной педагогики он выдвигает социальную компенсацию дефекта. Л. С. Выготский считал, что задача состоит не в социальной нейтрализации людей с нарушением интеллекта, а в воспитании из них социально активных индивидуумов, что чрезвычайно важно в настоящее время. Ведь традиционные представления о детях с нарушением интеллекта в последнее время значительно изменилось. Если раньше он мог вызывать лишь сочувствие, то теперь он считается равноправным. Если раньше он рассматривался как нуждающийся в помощи и ухаживающей системе услуг, то теперь как независимый, но нуждающийся в направлении и поддержке. С учётом современного подхода необходимо изменить отношение общества к ребёнку с ограниченными возможностями. Финская Ассоциация организаций для лиц с нарушением интеллектуального развития предлагает делать это на основе принципов, один из которых:

- Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в недостаток, значит, это проблема окружения, а не больного.

Каждый возраст, по Л. С. Выготскому, характеризуется, прежде всего, социальной ситуацией развития, т. е. теми единственными и неповторимыми связями и взаимоотношениями ребёнка со взрослыми, социальной средой в целом, которые складываются на данном возрастном этапе. Дошкольный возраст детей с общей интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности.

Закономерностью психического развития детей с нарушением интеллекта является трудность их адаптации в социуме, затруднённое взаимодействие с социальной средой.

Такой ребёнок живёт в определённой социальной среде, в мире, где каждый предмет создан человеком и имеет своё функциональное назначение, а значит и общественно выработанный способ его употребления. Ребёнок с общей интеллектуальной недостаточностью вынужден пользоваться этими предметами, вынужден в той или иной мере удовлетворять требования общества по отношению к поведению, общению, т. е. должен быть социализирован.

Цель раздела «Социальное развитие» в программе Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой формировать у детей представления о многообразии окружающего мира, становления отношения к воспринимаемым социальным явлениям и навыкам поведения, соответствующих общественным нормам.

Основополагающим фактором в социальном развитии является формирование сотрудничества ребёнка со взрослым. Для этого необходимы условия:

  1. Эмоционально – положительный контакт взрослого и ребёнка;
  2. Правильное определение способов постановки перед ребёнком образовательно – воспитательных задач, учитывающих актуальные и потенциальные возможности ребёнка;
  3. Подбор способов передачи общественного опыта, соответствующих уровню развития ребёнка.

Работа по социализации ведётся на протяжении всего периода пребывания ребёнка в ДОУ. Развитие ребёнка носит циклический характер и на разных возрастных этапах ребёнок снова и снова, но на качественно ином уровне проигрывает социальные ситуации, привнося в них жизненный опыт, знания и умения, потребности и мотивы. В работе с детьми с нарушением интеллекта используются разнообразные формы: экскурсии, наблюдения, образовательная и практическая деятельность, праздники и развлечения, игра, проблемные ситуации и.т.д.

У детей вырабатываются навыки самообслуживания и личной гигиены, а также хозяйственно – бытовые и социальные навыки. Дети учатся взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, адекватному отношению к окружающему миру.

Социальный стереотип образа «особого» ребёнка у людей, мало знакомых с проблемой, должен исчезнуть. Необходимо максимально развивать потенциальные возможности ребёнка с общей интеллектуальной недостаточностью и способствовать успешной интеграции его в общество.

Литература:

  1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, Москва, 2003 г.
  2. Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии», Москва, «Владос», 2004 г.
  3. С. И. Зырянова «О социализации детей с особыми образовательными потребностями» Дошкольная педагогика № 8 2010 год.
  4. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Методические рекомендации, Москва, «Просвещение», 2009 г.
  5. Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Психолого – педагогическая диагностика нарушений развития детей и дошкольного возраста», Москва, «Владос», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста Показатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»

Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Игра- практикум для родителей, детей дошкольного возраста «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Современные методики воспитания и обучения сильно шагнули вперед. Они позволяют развивать мозг, формировать межполушарные связи, в результате чего дети показывают прекрасные результаты в освоении школ...