Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка
план-конспект занятия (старшая,подготовительная группа) на тему

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки.

Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо усваивают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в общении со взрослыми и сверстниками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vlianie sem'i na rebenka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад № 20 «Ромашка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

СЕМИНАР ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА»

Подготовила:

Педагог-психолог

Лапташкина О.А.

2011 г.

План проведения семинара:

1. Приветствие родителей (родители встают в круг, берутся за руки, кланятся и говорят «добрый вечер», повторяют три раза),               знакомство.

2. Тестирование родителей «Кто я?»

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки.

Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо усваивают программный материал. Кроме того, у них часто возникают трудности в общении со взрослыми и сверстниками.

Не вникая в причины такого поведения, взрослые пытаются ругать, наказывать ребенка, тем самым еще больше усугубляют его неуравновешенное состояние.

 Чтобы  найти правильный подход к таким детям, необходимо выделить основные причины эмоционального «неблагополучия»:

  1. Неблагоприятная семейная обстановка дома.

З. Анкетирование родителей «Степень совпадения эмоционального состояния», просмотр видео-опроса детей «Мое эмоциональное состояние».

  1. У детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена, или противоречивая) и ожидаемая оценка со стороны близких взрослых.
  2. Для таких детей характерен повышенный уровень тревожности.

Семья для всех ее членов является «маленькой крепостью», за стенами которой мы стремимся спрятаться от всех проблем и отдохнуть душой. Этого хотят и взрослые и дети.

Принято считать, что родители любят своих детей и заботятся о том, чтобы они выросли хорошими счастливыми людьми. Но так ли это на самом деле?

Если в семье постоянные конфликты, отношения между родителями эмоционально холодные, то дошкольник, не понимая сути разногласий взрослых, чувствует дискомфорт, напряжение.

Иногда ребенок становится связующим звеном между мамой и папой. Чувствуя, что отношения между родителями налаживаются по поводу его проблем (болезнь, плохое поведение) ребенок начинает провоцировать подобные ситуации. При этом он чувствует повышенную ответственность за объединение родителей, а это ноша очень тяжела для него.

Еще хуже когда ребенок становится в семье громоотводом. Недовольство родителей друг другом, жизненные проблемы – выливаются на ребенка. Он слаб, зависим, и не может дать отпор.

Однако не только взрослые, но и дети, занимая определенную позицию, формируют внутрисемейные отношения. Это не всегда осознается ребенком, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.

Специалисты выделят 5 жизненных позиций дошкольника по отношению к родителям, себе и окружающему миру.

  1. Я любим, я нужен и тоже люблю и уважаю вас.

Такая позиция формируется в семье, где ребенок чувствует любовь и заботу, где даже самый маленький имеет право на собственное мнение, право выбора.

У таких детей достаточно высокая самооценка, доверие к окружающему миру, развито умение общаться со взрослыми и сверстниками, развит интерес к познанию.

2. Я обожаем, я – центр вселенной, все должны мне поклоняться.

 Такая установка возникает в семьях, где развит культ ребенка. Самооценка здесь завышена настолько, что поведение таких детей не укладывается в общепринятые нормы: они не считаются с окружающими, действуют наперекор их желаниям и требованиям. В результате этого часто возникают трудности в общении со сверстниками. Эти дети боятся самостоятельности, ответственности, привыкнув к тому, что за них все делают близкие. Познавательные интересы ограничиваются только тем, что им нравится. Все это может привести к формированию одинокого, озлобленного человека.

3. Я нелюбим, но очень нуждаюсь в любви и заботе.

Такая позиция возникает в семьях, где дети испытывают нехватку родительского тепла и заботы. Дети становятся замкнутыми, плаксивыми, тревожными, у них озникает чувство ненужности, покинутости. Заниженная самооценка, повешенное состояние тревожности, неуверенность в себе характеризует таких детей. В результате может сформироваться «комплекс неполноценности», неумение достигнуть успеха.

4. Я никому не нужен и тоже не нуждаюсь в вас.

Ребенок полностью теряет веру в то, что кто-то может его любить, и становится равнодушным. Эти дети потеряли надежду на любовь родителей. Их жизненный опыт побуждает их как можно быстрее избавиться от внимания взрослых – наказаний, поучений, унижений. Эти дети необщительны, замкнуты. Самооценка их неустойчива, тревожность повышена. От окружающих он ждет безразличия.

5. Я нелюбим, обижен и отомщу вам за это.

Эта установка возникает в семьях, где родители эмоционально холодны, авторитарны, постоянно недовольны ребенком. Но в этом случае ребенок считает плохим не себя, а родителей. Он ведет себя в семье агрессивно, специально раздражая родителей, «уменьшая» значимость семьи, он таким образом, психологически защищается, избавляется от переживаний. Конечно в душе эти дети по прежнему привязаны к маме и папе, а плохое поведение лишь повод привлечь их внимание к себе. У таких детей повышенная тревожность, ожидаемая со стороны родителей низкая  оценка, выраженная агрессивная позиция к окружающему миру.

4. Анализ результатов анкетирования родителей «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка».

Дети всегда понимают, любят ли их родители и значимы ли они для них. Психологами доказано, что основными жизненными потребностями ребенка являются любовь, забота, ласка. И никогда, ни при каких обстоятельствах у него не должно возникать сомнений в расположении родителей. Сообщайте ребенку, что он вам дорог, любим, нужен. Делать это можно разными способами: прикосновениями, улыбкой, словами: «Я скучала, я люблю играть с тобой и т.д.»

К понятию родительской любви тесно примыкает слово «принятие». Оно необходимо для здорового душевного состояния каждого человека.

Принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

Иногда взрослых раздражают какие-то природные особенности ребенка: подвижность или, наоборот, медлительность, или унаследованные черты родственников. Часто в мечтах родители желают видеть своих детей тем, кем не смогли стать сами. Жизненная философия: «Сделаю из ребенка все, что хочу» - вредна и опасна. Стремление перекроить маленького человечка по своему хотению приводит к плачевным результатам: заниженной самооценке, протесту, негативизму, а иногда и к серьезным психическим нарушениям.

Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей.

5. Тестирование родителей «Какой мой ребенок?»

Нужно написать 10 эпитетов, которые отражают особенности вашего ребенка, затем оценить каждое качество знаком «+» или «-», но не в общепринятом смысле, а только с вашей точки зрения. Если преобладают плюсы (не менее 8), то в вашем отношении к ребенку все в порядке. Вы любите его и принимаете таким, какой он есть.

Если результаты 50 на 50, то ваше принятие можно поставить под сомнение. Считать свое дитя наполовину плохим может или очень критичный родитель, или недостаточно любящий.

Если же больше минусов, то ни о каком принятии и любви не может идти и речи. Вы выделяете недостатки для того, чтобы бороться с ними не подозревая, что в этой борьбе можете потерять главное – любовь и искренность ребенка.

Психологи и психотерапевты рекомендуют обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день не только ребенку, но и взрослому.

Дети очень любят, когда их обнимают, гладят, делают массаж. Такие прикосновения успокаивают детей, заставляют расслабиться.

Девочкам очень нравится игра «Собираемся на бал».

Взрослый предлагает ребенку отправиться на бал и объясняет, как они будут к нему готовиться. Сначала делаю воображаемую красивую прическу (легкий массаж головы). Затем будто бы украшают прическу лентами, цветами, надевают серьги (при этом слегка нажимают на мочки ушей), делают легкий массаж шей  - «примеряют» разные бусы. На каждый палец «надевают» кольца, на запястье браслеты, т.е. разминают, массируют все пальцы. Грудь и спину украшают бантиками, долго возятся с воображаемой застежкой – она как раз приходится на позвоночник. На ноги примеряют туфельки, конечно хрустальные, а для этого приходится и пяточки пожимать и пальцы ног массировать и ступню.

При одевании–прикосновении  «тактильный голод» утоляется – мозг успокаивается.

Для мальчиков проводится игра-массаж «Собираемся на турнир».

Сначала примеряют воображаемые шлемы (массаж головы), затем на шею вешают цепи, рыцарские знаки, на грудь надевают доспехи, периодически их, снимая, чтобы удлинить или укоротить. Надевают перчатки - разминают каждый палец.

Так незаметно проводится приятный массаж и происходит воспитание прикосновением.

Литература:

  1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. Москва, КАРАПУЗ, 2001 г.
  2. Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, Академия развития, 1996 г.
  3. Стоксарова М. Как помочь родителям «трудных детей» // Ребенок в детском саду, № 5, 2003 г., № 1, 2, 2004 г.
  4. Любино Г., Желенкина О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду, № 5, 2003 г.

Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка

(Солодянкина О.В. Сотрудничество ДУ с семьей: Пособие для работников ДОУ. – 2-е ид., испр.  и доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.)

Подчеркните свои ответы на вопросы анкеты:

1. Знаете ли вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?

                            Да                                                Нет

2. Считаете ли вы нужным использовать возможность погулять с ребенком?

- да, я часто так делаю

- нет, я не вижу в этом необходимости

- нет, но хотелось бы знать мнение других

3. Какой вопрос вы задаете ребенку по возвращению его из детского сада?

- чем вас сегодня кормили?

- что интересного было?

- что ты сегодня натворил?

4. Что вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неудачи в детском саду?

- я много об этом читал, знаю многое

- я мало что знаю об этом

- не знаю ничего

5. Знаете ли вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка?

- да, знаю

- знаю, но хотелось бы знать больше

- не знаю ничего

6. Нужен ли вам совет по поводу контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?

- да он необходим

- нет

7. Считаете ли вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса  в семье?

- да, это единственный способ воздействия на ребенка

- да, но я этого избегаю

- нет, это неверно

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Статья: "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие дошкольника с задержкой психического развития"

Статья посвящена проблеме детско-родительских отношений; тому, какое влияние родители оказывают на эмоциональное благополучие детей с ЗПР....

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка

ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКАДетские годы - самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых - родителей, учителей, воспитателей....

«Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка».

влияние внутрусчемейных отнощений на эмоциональное состояние ребенка...