Проект "Русский валенок"
методическая разработка по теме

Чурина Оксана Александровна

Реализация проекта "Русский валенок" направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению, поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована с учетом приоритетного направления по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_russkiy_valenok.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по  художественно-эстетическому развитию детей  «Подснежник»

пгт Подосиновец Кировской области

ПРОЕКТ

«Русский валенок»

                                                             

                   

                                                             Автор проекта:
Чурина Оксана Александровна,

музыкальный руководитель МДОУ

д/с «Подснежник» пгт Подосиновец


пгт Подосиновец
2011


Содержание

  1. Введение………………………………………………………..3

Актуальность…………………………………………………...3

     Цели……………………………………………………………..4

     Задачи…………………………………………………………...4

     Предполагаемый результат

  1. Основная часть

2.1. Деятельностно – ресурсный план…………………………5

      3. Заключение. Выводы…………………………………………...7

      Список литературы………………………………………………...8

      Приложения………………………………………………………...9

      Приложение №1   Сценарий «Праздник русского валенка»






Введение:

Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.                    

«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Актуальность: 

Реализуя приоритетное направление детского сада по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, считаю необходимым комплексное использование всех средств эстетического цикла: музыки, рисования, театра, художественной литературы. Поэтому, большое место в приобщении дошкольников к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В нашем детском саду стало традицией всем коллективом проводить народные праздники, объединённые названием «Мы гостям хорошим рады!». О празднике в народе говорят: «Всякая душа празднику рада». У детей праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе, содействуют накоплению опыта общественного поведения, проявлению инициативы и самостоятельности. Каким бы ни был повод для проведения праздника, всегда найдется возможность познакомить детей с новыми фактами, помочь им проявить свои знания, умение думать. На таких праздниках традиционно дети и взрослые включаются в единое действие, получая огромный духовный заряд. Детям предлагается не просто информация, историческая справка о каком - либо празднике, но и предоставляется возможность принять непосредственное участие в нем. Национальная одежда, народная музыка, русский фольклор, декорации и детали, отражающие весь уклад крестьянской жизни, с ее размеренностью, цикличностью, сливаются на празднике в нерасторжимое единство.

      Реализация проекта «Русский валенок» направлена на то, чтобы заинтересовать родителей в сохранении народных традиций и передаче их новому поколению,  поддерживать у детей и родителей потребность в совместной и творческой деятельности. Известно, что совместный труд, совместная работа сближают детей и взрослых, делают их общение более плодотворным, интересным. У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей  не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.

Постановка проблемы: проанализировав уровень знаний детей о ремёслах нашего края, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения помогли разработать педагогический проект «Русский валенок», который знакомит детей с историей одного из самых распространённых промыслов Вятки – катания валенок.




Цель проекта:
 
формирование  у детей знаний о народной культуре, приобщение
к ценностям семейных и национальных традиций русского народа

Задачи проекта:

  1. развивать интерес детей к народному быту;
  2. познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
  3. формировать у детей потребность получать новые знания об истории народного костюма;
  4. поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.


Тип проекта:
 творческо–исследовательский, краткосрочный.

Участники проекта: воспитанники и воспитатели средней, старшей, подготовительной 

             группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников, руководитель  

             изостудии.

Гипотеза проекта:
Если:

  1. Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
  2. Помочь ребенку накопить необходимые знания;
  3. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на духовно-нравственное развитие ребенка;                                                                    

То: 
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, будет совершенствоваться профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.

Время реализации проекта:  ноябрь – февраль

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная,  

Формы реализации проекта:

  1. Тематические занятия по ознакомлению с окружающим.
  2. Создание в музее ДОУ экспозиции, посвященной истории русского валенка.
  3. Экскурсии в музей ДОУ.
  4. Просмотр театрализованного представления «Валенки» в РДК.
  5. Занятия по изодеятельности (украшение макета валенка: рисование, аппликация).
  6. Украшение валенок детьми совместно с родителями.
  7. Составление и отгадывание загадок.

Презентация проекта: совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

Предполагаемые результаты: 

  1. У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах,            

       инструментах, необходимых для его изготовления.

  1. У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным традициям.
  2. Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  3. Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».

2. Деятельностно – ресурсный план проекта.

Этапы реализации проекта

Содержание

деятельности

Ресурсы

Ответствен-ный

Сроки проведе-ния

Подготови-

тельный

Выбор темы изучения родителями в соответствии с интересом и возможностями, совместное обсуждение с детьми.

Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети)

Нормативно-правовые:

Положение о творческой группе.

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Организационные:

Создание творческой группы, распределение обязанностей между всеми участниками проекта.

Музыкальный руководитель,

Старший воспитатель.

ноябрь

Организационный

создание экспозиции в музее ДОУ,

 разработка содержания занятий с детьми: «История мужской и женской обуви», «Мастера своего дела», «Жили-были крестьяне».

сценария развлечения.

  1. Подбор информации в книгах, журналах, в интернете
  2. Рассказы родителей, родственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши бабушки и дедушки», «Где на вятской земле катают валенки».
  3. Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей;

Организационные:

Привлечение специалистов районного Дома ремесел.

воспитателей, руководителя изостудии, музыкального руководителя.

Научно - методические:

Методическая и теоретическая литература.

Музыкальный руководитель,

старший воспитатель, воспитатели

декабрь

Формирую-щий      

проведение занятий с детьми и родителями, организация совместного развлечения. Беседа, рассматривание разных видов валенок;

  1. Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины валенки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий разных видов валенок, обсуждение их;
  3. Разучивание песен, стихов;
  4. Прослушивание аудио записи русской народной песни “валенки”
  5. Дидактические, подвижные игры;
  6. Решение проблемной задачи: “Как можно использовать валенки не по назначению”

Организационные:

Сотрудничество с родителями, районным Домом культуры.

 Научно-методические:

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева.

Художественная литература, стихи, загадки,  

потешки, частушки.

Материально-технические:

Музыкальное сопровождение:

нотный материал и аудио записи   русских народных песен, танцев и игр.

Музыкальный руководитель,

Старший воспитатель, воспитатели, руководитель изостудии.

январь –

  февраль

Итоговый

(анализ получен-

ных результатов

обобщение опыта)

Презентация проекта,  проведение совместного развлечения с детьми и родителями «Праздник русского валенка».

Материально-технические:

Декорации, костюмы, реквизит, художественное оформление музыкального зала, выставка детских работ: аппликация,     рисунки.

Видеокамера, фотоаппарат, фортепиано, диски, аудио кассеты, музыкальный центр.

Музыкальный руководитель,

Старший воспитатель,

февраль

Оценка результативности работы над проектом.

Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей.

 Народная культура - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям бытия и к самому себе.

Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была организована с учетом приоритетного направления по художественно-эстетическому направлению деятельности ДОУ.

Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, украсил свои валенки, Пение частушек,  русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.

 В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

За время реализации проекта были включены в образовательный процесс различные учреждения культуры: библиотека, Дом Ремесел, РДК, проведены  совместные развлечения, театрализованные представления.

Перспективы:

           Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого участника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.





Литература:

  1. Анчикова Т.П., Виноградова М.Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с.70-75.  
  2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Приложение №1

ПРАЗДНИК РУССКОГО ВАЛЕНКА

Сценарий музыкального развлечения для детей и родителей

Предварительная работа с детьми и родителями.

  1. Отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.
  2. Знакомство с историей русского валенка.
  3. Художественное оформление детских валенок.
  4. Разучивание русского танца с родителями и детьми.

Оборудование: валенки детские и взрослые, гармошка детская, фуражка с цветком, ширма, самовар, чашка. Декорация: Стоит печка, на печке – валенки. На центральной стене рушники, салфетки, самодельные дорожки, контуры валенок, вырезанные из картона и раскрашенные, деревенские половики, расписные платки.

В зале звучат русские народные песни, большими буквами написано «Выставка «Русские валенки».

Действующие лица:

1-й скоморох – ребенок,

2-й скоморох – ребенок,

Ванюша – ребенок,

Дуняша – взрослый,

Дедушка – взрослый.

Забегают в зал два скомороха.

1-й скоморох: К вам на праздник по дорожке,

                          Прибежали скоморошки.

2-й скоморох: Я – скоморох Прошка, а он – скоморох Тимошка.

1-й скоморох: Пришли мы вас позабавить,

                          С праздничком поздравить!

2-й скоморох: Людей посмотреть, да себя показать!

Вместе: Сейчас начинаем представление всей Европе на удивление!

Под русскую народную мелодию «Прялица» выходит Дуняша и танцует.

Дуняша:     Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!

                     Если валенок вам дорог,

Если в доме, на работе

У вас валенок в почете,

Мы вас, как своих друзей,

Приглашаем поскорей

На праздник русского валенка.

Вместе: Валенки, валенки – красивые да модные!

Дуняша: Ребята, вы знаете, что валенки – исконно русская обувь. Валенки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуляний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь.

Русский танец с гармонистом. 

1-й скоморох: У кого там хмурый вид, снова музыка звучит!

2-й скоморох: Мы грустить не разрешаем, и играть здесь начинаем!

Конкурс: «Бой валенками». Участвуют двое мальчиков, которые получают по валенку, встают на лавку и стараются сбить противника.

Дуняша: Вижу я издалека, едет Ваня к нам сюда,

                Едет прямо в хоровод, расступитесь честной народ!

Хоровод «Как на тоненький ледок», русская народная мелодия.

Девочка: Ой, Ванюша, ты не ушибся?

Ваня: Нет… Я падал понарошку, рассмешить хотел немножко!

Девочка (Дуняше): А у нашего Ванюшки большое горюшко:

                                   Валенки с дырой! Стоит один под горой.

Дуняша: так пойдёмте к моему дедушке. Он быстро вам валенки подошьет. Он на все руки мастер. Снег-снежочек отряхнем да во горницу войдём. А вот и мой дедушка, дедушка Всеведушка!

Появляется Дедушка-Всеведушка.

Дедушка-Всеведушка: деточки мои родные, очень даже дорогие. Рад вас видеть, проходите, мою избу посмотрите. (Дети рассаживаются на скамейки) Все уселись? Сегодня у нас веселье, праздника продолжение!

Дуняша: дедушка выручай, подшей валеночки.

Дедушка-Всеведушка: что ж, это можно, а вы, ребята, чтоб веселей работалось, частушки б спели да поиграли, порадовали старика.

Ребята поют частушки.

Частушки

         Начинаю петь частушку,

         Первую, начальную

         Я хочу развеселить

         Публику печальную.

                                             

         Раздайся, народ,

         Меня пляска берет

         Пойду, попляшу,

         На народ погляжу!

         Чтоб прогнать мороз и стужу,

         Мы в ладоши хлопаем,

         В валенках через сугробы

         Радостные топаем!

         

         Подарила маменька

         Беленькие валенки.

         С ними я не расстаюсь,

         Даже спать я в них ложусь!

         А я валенки надену,

         Выпью простокваши,

         Вся душа истосковалась

         По любимой Маше.

         Наши девки маленьки

         Чуть побольше валенка.

         Ну, а как заголосят,

         Всех в округе удивят.

           Охоньки да охоньки,

           Какие парни махоньки,

           Из-за кочек, из-за пней

           Не видать наших парней.

           Тетеньки и дяденьки,

           Все носите валенки.

           Реже станете болеть

           И начнете молодеть!

           Моя Милка маленькая,

           Чуть побольше валенка,

           В валенки обуется,

           Как пузырь надуется.

           

          Если кто меня обидит –

          Я не плачу, не реву,

          Сразу валенок снимаю,

          Подзатыльник им даю!

          Мы про валенки частушки

          Еще долго можем петь,

          Так что, хлопая в ладошки,

          Вы все можете вспотеть!

        Мы вам пели и плясали,

        Дорогая публика,

        Не держитесь за карманы,

        Не возьмем ни рублика.

         Дедушка-Всеведушка: Ребята, а вы знаете, как делают валенки, из чего?

        Дети: Отвечают.

       Дедушка-Всеведушка:  Садитесь вот здесь, на лавочку, а я расскажу вам об этом промысле, и надеюсь, это знание поможет вам.

Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, дает человеку силу и душевный покой.

Надо сказать, что технология изготовления за последние триста лет совсем не изменилась: и сейчас валенки делают точно так же, как и деды, и прадеды мои. Изготовление валенок – дело не простое, здесь нужна физическая сила и много терпения, на которое способны немногие. Для того, чтобы сделать валенки, нужны сноровка и умение, но самое главное – это любовь мастера к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь. Может, потому так удобно и комфортно носить валенки, что они сохраняют тепло своих создателей. Как и прежде, ремесло валяния передается от мастера к мастеру из поколения в поколение.

Валяльщик в былые времена – почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок было бы невозможно освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.

Вы уже знаете, что валенки изготавливаются из овечьей шерсти. После того, как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину, в результате получается тонкое мягкое полотно.

Его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась. Затем, словно из пластилина, лепят из полученной заготовки форму валенка и вываривают ее в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет форму обычного валенка и нужного размера.

По завершении всех этих процедур валенок отправляют сушиться, и его остается только побрить, чтобы он стал гладким и блестящим.

В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!

Дуняша: Дедушка, спасибо тебе за интересный рассказ о валенках. Как мы теперь знаем, валенки – не только полезная натуральная обувь, но и, как теперь утверждают дизайнеры, модная. 

Дедушка-Всеведушка: ну вот, принимайте работу, новые валенки на вырост!

Показ новейших моделей валенок, декорированных родителями и детьми (под музыку дети представляют дизайнерские модели валенок).

        Дуняша: Великолепные валенки. Во славу их наши родители сейчас подарят нам замечательный танец.

Танец «Валенки» (исполняют родители с детьми). 

  1. Игра «Пробеги в валенках до сугроба и обратно».
  2. Конкурс для родителей (Проскакать в валенках на скакалках).

Дуняша: Как же нам, дедушка тебя за работу отблагодарить?

Дедушка: А, я, Дедушка-Всеведушка,

                   Долго живя, много видал,

                   Что на свете знаю,

                   К себе в решето собираю.

Все бы мне про валеночки что-нибудь рассказали, а я бы к себе в решето положил. У меня в нем много чего: и загадки, и пословицы, и потешки.

1-й ребенок:     Баю, баю – баюньки,

Скатаем Маше валенки,

Валенки по ножкам,

Бегать по дорожкам,

К бабушке по прянички,

К дедушке по яблочки.

2-й ребенок:    Без шубы и валенок –

И зима без конца.

3-й ребенок:     Как у Даши маленькой чёсаные валенки

А шуба багряная, а личико румяное.

Вот какая Даша красавица,

Красавица наша!

Дедушка: А теперь загадки:

    Не ботиночки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки, в них мы

    Бегаем зимой, утром – в садик,

    Днем – домой. (Валенки)

Треплют, катают, а зиму таскают (Валенки)

Весь в шерсти, а кожи нет (Валенки)

Да, отгадка одна – это валенки.

Дедушка: спасибо вам, ребята, прибавилось в моём решете. За это я хочу вас позабавить, посмешить и немножко даже удивить. А ну-ка, валенки, появитесь, попляшите, порезвитесь.

Театр Валенок показывают дети и скоморохи.

Дуняша: Я тоже знаю одну забаву, в старину в крещение девушки бросали валенок за порог – куда нос укажет, оттуда жди сватов. Надо только сказать слова: «Брошу валенок через забор, ступай валенок к миленочку во двор». Ну, а жених в валенках считался состоятельным человеком.

1-й скоморох: Ай, да веселье, всем на удивление.

2-й скоморох: А чтоб было ещё веселей, танцевать выходите все скорей!

Танец «Кадриль». Дедушка дарит детям валенок, а дети дарят гостям и дедушке валенки из теста.

Дуняша:  Ну вот и подошел к концу наш замечательный праздник. Но зимы не кончаются. Они приходят к нам каждый год, дарят морозные дни и новые встречи с валенками. Так пусть же валенки остаются традиционной российской любимой обувью.

Дети под веселую русскую народную мелодию выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация праздника "Валенки, валенки - красивые да ладненькие!"

Презентация праздника  о валенках, выставку поделок из валенок . Направлен на формирование  представления детей с бытом и традициями русского народа на развитие творческой и познавательной а...

Сценарий физкультурно-музыкального развлечения "Валенки да валенки - хороши да стареньки"

Данный сценарий предназначен для детей старшей о подготовительной групп....

Сценарий развлечения "Валенки, валенки - красивые, да ладненькие!"

Закреплять знания детей о валенках - как о старинной, теплой и полезной обуви на Руси....

Презентация "Валенки, валенки- красивые, да ладненькие!"

Ознакомление с народным промыслом - валянием валенков....

Конспект праздника совместно с родителями "Ах валенки, да валенки..."

От праздника получили огромный "мешок" эмоций, впечатлений,  знаний, умений и похвал!...

«Валенки да валенки»

Открытый просмотр музыкального досуга...


 

Комментарии