«Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»
материал по теме

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yayayayayayaya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы.

по теме: «Новые подходы к взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»

   Оздоровительное направление работы детского сада всегда составляет одну из наиболее сильных сторон его деятельности. На современном этапе развития системы дошкольного образования  это направление становиться всё более значимым. Этому вопросу посвящено немало литературы. В нашей группе № 6 (средняя группа) этот процесс строим исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребёнка. Особое внимание при этом обращаем на совершенствование физического развития, что обеспечивает целостность и гармоничность каждой личности. Главная наша задача – улучшение состояния здоровья детей, повышение работоспособности, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание), двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость).

    В своей работе используем формы оздоровления детей:

  1. Физкультурные занятия
  2. Утренняя гимнастика
  3. Физминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)
  4. Спортивные досуги
  5. Работа по МКР
  6. Коррегирующая гимнастика после сна
  7. Закаливание по Кнейпу

При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней прогулке. Дети гуляют утром каждый день, несмотря ни на что, утреннюю гимнастику проводим на свежем воздухе (если позволяют погодные условия). Каждый день планируем и проводим прогулки днём и обязательно, вечерние. Два раза проводим физкультурные занятия в спортивном зале и одно на свежем воздухе.

 Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы и методы закаливания, к которым относится хождение по игровому полю, гимнастика пробуждения - в нашей группе используем гимнастику по Джуне, самомассаж, психогимнастика и использование  шипованных мячей, шишек, упражнений с элементами акробатики, аромотерапию.

 Большое внимание уделяем двигательной активности детей, которая является одним из основных факторов оздоровления детей.  Дети в нашей группе с удовольствием обливаются по Кнейпу ( обливание рук поочерёдно до локтя прохладной водой по 1 минуте), начали внедрять точечный массаж по Уманской.

  Большую радость доставляют детям хождение по «игровым дорожкам» (ребристые доски, коврики - массажёры, шипованные массажёры для стоп). Эти упражнения включают в работу все группы мышц, способствуют правильному формированию стопы, развивают координацию движений.

  Также используем нетрадиционный метод – хождение босиком. Метод – это действенный, помогает укрепить своды стоп и связок. Это самый простой нетрадиционный метод закаливания, главный смысл которого – закаливание кожи стоп к воздействию понижения температуры (в данном случае пола).

  Уже давно используем гимнастику пробуждения по «Джуне», эта целая система упражнений, направленная на оздоровление детей.

  Широко используем психогимнастику с предметами (шипованные мячи, шишки):

  1. «В руках горячее солнце», (перебрасываем с ладошки на ладошку);
  2. «Погладь ёжика», (разогреваем ладони).

  В группе проводим игры и упражнения с шишками (прокатываем в ладошках, разогревая их).

  Вечерами активно используем и проводим оздоровительные упражнения с элементами акробатики:

  1. «Птичка» - дети сидят на полу, скрестив ноги, руки согнуты в локтях так, чтобы пальцы касались плеч и превратились в крылышки. Взрослый помогает держать ребёнку спину прямо и притягивает локти назад, близко к телу. Потом дети прыгают.
  2. «Подсвечник» - стоя на коленях, ребёнок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Взрослый следит, чтобы предплечья находились в вертикальном положении.
  3. «Самолёт» - дети сидят скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны в обе стороны до касания пола рукой.

Эти упражнения способствуют совершенствованию гибкости, ловкости, быстроты двигательной реакции. А эмоциональные переживания во время таких игр оказывают благоприятное влияние на состояние мозга, повышает тонус, улучшает деятельность всех органов и систем.  Эти упражнения есть в книге Кузнецовой М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей».

 С этого учебного года мы начали знакомить детей с самомассажем.

  1. «Тёплые ручки» - растираем и разминаем пальцы рук, начиная от кончиков и обратно.
  2. Самомассаж головы» - массаж двумя руками (кончиками пальцев) от ушей к макушке и обратно.
  3. «Самомассаж лица» - массируем щёки круговыми движениями.
  4. «Весёлые носики» - потираем область носа пальчиками до появления чувства тепла, вращаем кончик носа вправо-влево. Эти упражнения можно найти в журнале «Здоровье дошкольника» № 4, 2008 год.

 С удовольствием дети посещают физиокабинет при проведении аромотерапии сочетая сеанс с массажем, дыхательными упражнения Вареник Е.Н.

  1. «Воздушные шары» - вдох через нос, руки в стороны, выполняем хлопок в ладоши – шар лопнул с –ш-
  2. «Вот сосна стоит и ветвями шевелит» -

        1 – вдох – руки в стороны

        2 – выдох – наклон вправо.

  1. «Гуси» - на вдохе наклон вперёд, глядя вперёд, вытянув шею.
  2. «Дышим животом» - руки на животе – вдох и выдох носом.

                                         Руки за спину – вдох и выдох носом

  1. «Заводные машинки» - руки в замок перед собой ( вдох), выполняют вращательные движения большими пальцами и на выдохе произносят ж-ш

В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей в настоящее время находится семья и дошкольное учреждение как две социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребёнка. Совместная работа с семьёй в учреждениях города строится на следующих принципах:

  1. Единства, которое предусматривает понимание целей и задач родителями воспитанников
  2. Систематичность и последовательность работы по воспитанию здорового ребёнка (в соответствии с конкретным планом) как в дошкольном учреждении, так и в семье.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку на основе учёта интересов и способностей.
  4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в дошкольном учреждении.

                   Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие. Проблема взаимодействия с семьёй и сада всегда была актуальной и имеет особый смысл. Воспитание и обучение родителей в группе мы строим на следующих принципах:

  1. Актуальность
  2. Доступность (мы предлагаем оптимальный объём информации, проводим обучение в виде консультаций, бесед, родительских собраний)
  3. Активность обучения (способствуем получению знаний родителями по результатам МКР, это волнует каждого).
  4. Системность.

Раскрываем перед родителями важные стороны развития ребёнка, даём информацию, заинтересовавших в получении. Для этого разрабатываем темы, планируем в плане, показываем открытые занятия, проводим совместные спортивные досуги и праздники. Родители должны  активно участвовать в оздоровлении своих детей, с целью активности повышения их роли. Периодически оформляем информационные стенды по темам:

  1. ОРЗ и его профилактика»
  2. «Закаливающие процедуры»
  3. «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»

Формы работа с родителями:

- выпуск валеологических газет;

- оказание консультативной помощи;

- «информационные корзины»

- «телефон доверия»

- консультативная помощь.

- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассаж, ЛФК, разнообразным видам закаливания и т.д.)

Такой подход к совместной физкультурно-оздоровительной работе позволяет не только на деле осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, но и привлечь родителей к совместным, системным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Рекомендации:

  1.  Изучить журнал «Здоровье дошкольника» № 4,2008г. Статья «Что надо знать о психомоторном развитии. Массаж», стр. 6-7 Срок: до 15.12.2008 г.

Ответственный: воспитатели, инструктор по физической культуре Сахипгараева И.С.

2. Изучить книгу Кузнецовой М.Н. «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей».

Срок: до 25.12.2008 г.

Ответственный: воспитатели, инструктор по физической культуре Сахипгараева И.С.

  1.   Использовать дыхательные упражнения Вареник Е.Н.

Срок: Постоянно

Ответственный: воспитатели, инструктор по физической культуре Сахипгараева И.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МДОУ детский сад № 5 с семьей по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Работа с родителями по оздоровлению....

Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни

Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...

«Взаимодействие ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни»

Координация воспитательной работы, проводимой в семье и детском саду, одна из важнейших задач педагогического коллектива.                       ...

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ: "РАЗНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПРИОБЩЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"

Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым.и счастливым. Секркт прост - здоровый образ жизни....

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни

Взаимодействие детского сада и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ...

Использование традиционных и не традиционных форм взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни

Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них....