патриотическое воспитание"Хлеб всему голова"-подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

 

 

                            МДОУ ДЕТСКИЙ САД № 160

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

 

      Конспект занятия по патриотическому воспитанию

         для    подготовительной к школе группы на тему:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Выполнила:

                                                                              Воспитатель: Черногузова Н.А.

 

 

 

 

 

 

                          

 

                                     Г.Тверь 2012г.          
                   ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.

 

Программное содержание:

Расширение знаний об окружающем мире; воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к коллективному труду, расширить знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления, о разнообразии хлебобулочных изделий.

 

Материалы:

Мольберт, иллюстрации из серии «Выращивание хлеба», «Разнообразие хлебобулочных изделий», колосья ржи и пшеницы, миски с зерном, муляжи хлебобулочных изделий, иллюстрации сеятель и уборка хлеба в старину, миски и поднос желательно с росписью народных промыслов.

 

Ход занятия:

Раздается звонок колокольчика.

На столе стоят миски с зерном и колоски, все накрыто полотенцем.

В .     – ребята подойдите все ко мне. Сегодня я расскажу вам о чем-то интересном, но что бы узнать о чем, вам придется отгадать загадку:

 

«Отгадать легко и быстро:

 Мягкий, пышный и душистый.

 Он и черный, он и белый,

 А Бывает подгорелый.

 Без него плохой обед,

 Вкусней его на свете нет.»

 

Варианты детей.

 

В.    – Это хлеб. Какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб (мягкий, пышный, душистый, белый, черный, бывает подгорелый).

    – Из чего делают хлеб (из муки). Из чего делают муку (из зерна).

Посмотрите вот в этих мисках насыпано зерно. (Снять полотенце). Можете его потрогать, пощупать. А это колоски, в этих колосках созревают зернышки. Колосок пшеницы и колосок ржи. Из ржи делают ржаную муку, а какую муку делают из пшеницы? (правильно, пшеничную).

         Кто из вас знает где растет рожь и пшеница? Правильно на поле. Вот туда-то мы и отправимся.

 

          Дети садятся на стулья приготовленные заранее, напротив стоит мольберт, на который по ходу рассказа будут выставляться иллюстрации.

 

В.   – Это поле на нем растут и созревают колосья пшеницы и ржи, или как говорят – «растет хлеб». Люди, которые выращивают хлеб, называются хлеборобы. Сейчас (в наше время) у хлеборобов много помощников – машин. Кто-нибудь знает, как они называются, и что они делают?

Д.     – трактор – вспахивает землю, сеялка – сеет зерно, зерноуборочный комбайн – убирает урожай.

В.    – Хорошо. А как вы думаете, до появления таких машин, как люди сеяли и убирали урожай пшеницы и ржи?

 (ответы детей)

В   . – В старину к  севу готовились заранее, мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот шел сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывал  пригоршню зерна веером слева направо.

         Ребята давайте представим, что мы сеятели …

Дети, а вы знаете какая погода должна быть в этот день (безветренная), почему?

Зерно посеяли. Что необходимо для жизни и роста растений?

Д.   – солнце – должно согревать землю, дождик поливать.

В.    – вот и кликали люди дождик:

 

         «Дождик, дождик, поливай –

         Будет хлеба каравай,

         Будут булки, будут сушки,

         Будут вкусные ватрушки!»

 

Два года назад, в 2010 году было очень жаркое и засушливое лето. В это лето много полей погорело, урожай погиб. Вся общественность была встревожена, многие боялись, что хлеба будет очень мало и всем не хватит. Но к счастью в нашей стране были запасы зерна, которых хватило на целый год до следующего урожая. Без хлеба никто не остался!

 

Итак давайте повторим. Поле вспахали, рожь и пшеницу посеяли. Колосья выросли и созрели. Пора убирать урожай. Кто знает как это делают?

(варианты детей)

В наше время урожай убирают с помощью зерноуборочного комбайна, он косит и сразу молотит.

В старину мужчины брали в руки косы, женщины – серпы и шли в поле. Колосья скашивали и собирали в снопы. Потом снопы отвозили на молотильню, где их молотили. Били по ним цепами, что бы отделить зерно от колосков.

После молотьбы зерно надо просеять и отвезти на мельницу. Так выглядит старинная ветряная мельница, а так современная мельница …..

Как вы думаете, сколько сил требуется хлеборобам, чтобы вырастить урожай хлеба  и сберечь нежные колоски от ненастья?

 

Сейчас …. расскажет нам стихотворение, которое она подготовила:

 

«Батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

 

В.-  Как вы думаете с хлебом можно баловаться и играться?

Д.- К хлебу надо относиться бережно, нельзя баловаться с ним, бросать, где попало, надо брать столько хлеба, сколько сможешь съесть.

 

Физкультминутка.

Представьте, что мы в поле, я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю – присядьте. Теплое солнышко согревало землю, дождик поливал, зернышки стали расти. Росли, росли и стали колосками. Медленно поднимитесь, поднимите руки. Колосья тянутся к солнышку, почувствуйте напряжение в руках. Солнышко припекало слишком сильно, завяли колоски. Опустите руки и голову, опуститесь на колени. Но вот полил дождик и колоски снова ожили. Замечательные колоски у нас выросли, улыбнитесь друг другу.

 

  В.- А как вы думаете, когда-нибудь еще в нашей стране случались тяжелые, голодные времена?

(ответы детей)

действительно такие времена были. Когда началась Великая Отечественная Война почти все мужчины ушли на фронт защищать свою Родину. В деревнях и селах остались лишь только женщины и дети, да больные старики. Люди уже не могли обрабатывать большие поля, кроме того бомбежки уничтожали многие посевы. Урожая удавалось собрать очень мало. Хлеба было мало. В магазине его нельзя было купить. Работающим людям его выдавали, по одному кусочку хлеба на каждого члена семьи.

 

Ребята повторите еще раз, как надо обращаться с хлебом?

 

Д.- К хлебу надо относиться бережно, нельзя баловаться с ним, бросать, где попало, надо брать столько хлеба, сколько сможешь съесть.

 

Итак, землю вспахали, рожь и пшеницу посеяли. Колосья выросли и созрели. Урожай убрали, помолотили, помололи на мельнице и получили муку.

Муку отвозят на хлебокомбинат, где из него пекут хлеб и другие хлебобулочные изделия. В нашем городе есть два крупных  и очень известных не только в нашем городе, но и других городах хлебокомбината – это « ЗАО Хлеб» и «Волжский пекарь». Продукцию этих хлебокомбинатов можно встретить в любом магазине нашего города.   Кто знает, как называется профессия людей, которые пекут хлеб? – хлебопёк. Как называется магазин, где продаются только хлебобулочные изделия? (хлебный или булочная).  Что же можно испечь из пшеничной и ржаной муки? (ответы детей).

Теперь подойдите к столам и посмотрите, что на них лежит.  Рогалики, батоны, черный хлеб, сушки, баранки, пончики, булочки, пирожки, кулебяка, рулет, пироги с вареньем.

Как назвать все это, одним словом?

Д.– хлебобулочные изделия.

В. – черный хлеб и булки отличаются по цвету? Из какой муки их готовят? (черный – из ржаной, белый – из пшеничной).

 

 

Заключение.

 

Давайте повторим этапы выращивания хлеба. ( вспахать землю, посадить зерно, вырастить колосья, убрать урожай, помолоть зерно в муку, испечь хлеб)

Как называется люди, которые выращивают хлеб?

Как называются машины-помощники?

С помощью,  каких орудий труда убирали хлеб в старину?

Как называется предприятие, где пекут хлеб?

Как называется профессия людей, работающих на хлебокомбинате?

Как называется магазин, где продают только хлебобулочные изделия?

Как называется мука из пшеницы? изо ржи?

Как надо относиться к хлебу?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

Проект "Хлеб -всему голова" ( подготовительная группа)

Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста. Он охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях: ознакомление с окружающим миром, изобразительная деятельность, ...

Хлеб- всему голова ( подготовительная группа )

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"13151823","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"544","width":"527"}}]]...