статья
статья (подготовительная группа) по теме
Практический опыт работы учителя-логопеда на тему: " Интегративный подход в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 691.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед:
Коротнева Марина Андреевна
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 компенсирующего вида Невского района
Санкт - Петербурга
Практический опыт работы учителя-логопеда на тему:
« Интегративный подход в коррекционно-развивающей работе учителя- логопеда с детьми , имеющими общее недоразвитие речи посредством использования малых фольклорных форм.»
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, дразнилки сочинил и передавал из поколения в поколение великий и бессмертный поэт – народ.
Народ существует, пока существует его язык. Значит и судьба народа – это судьба языка.
Посредством использования малых фольклорных форм в работе с детьми я поставила следующие задачи: показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, в результате чего обогащается словарный запас детей, развивается фонематический слух, слуховая память.
Свою работу учителя – логопеда строила в четырёх направлениях:
- повышение квалификации посредством самообразования, изучения новой педагогической литературы;
- практическое взаимодействие с детьми дошкольного возраста;
- тесное сотрудничество и взаимосвязь с воспитателями группы и музыкальным руководителем и учителем – дефектологом;
- взаимодействие с семьями воспитанников.
Из результатов проделанной работы я увидела, что активное использование на своих занятиях фольклорного речевого материала, хороводные игры и элементы рукоделия, значительно улучшают результаты коррекционной работы. Любую лексическую тему можно «украсить» русской народной сказкой, скороговоркой, потешкой. Детям близки образы героев сказок. Они эмоционально на них откликаются. Активно и с большим интересом дети воспринимают народные хороводные игры, считалки, потешки, заклички, прибаутки, скороговорки.
Весь этот материал близок для детей, доступен и эмоционально воспринимаем. А когда ребёнок выполняет задание с интересом, то он достигает больших результатов. Свои инновационные находки мы включаем в индивидуальные и подгрупповые формы работы, охватывая все стороны развития речи. Наши игры развивают координацию движения, увлекают детей, снижают у них утомляемость. Чтобы наша работа была живой, увлекательной, высокоэффективной мы можем и должны использовать народное творчество в своей творческой профессиональной деятельности.
Логопедическая игра – путешествие на тему:
Использование малых фольклорных форм в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Актуальность
Цель игры - путешествия: Развитие грамматической стороны речи, просодических ее компонентов, активизация работы артикуляционного аппарата, слухового и зрительного внимания, логики, мышления, координации движения, развития мелкой и общей моторики. Использование заданий по профилактики дисграфии. Формирование произвольности внимания.
Задачи:
Образовательные
1.Систематизация знаний детей о праздновании Нового
года
2.Развивать грамматические функции словообразования
(образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование существительных с суффиксами увеличительности)
3.Развитие мелкой моторики рук в выполнении речи с движением. 4.Развивать способность соотносить темп и ритм речи.
5.Развивать интерес к занятию через использование малых форм фольклора.
Оборудование: волшебный снежок, печка, волшебный сундучок, поясок для плетения, изображение слов для звукового анализа, мольберт, трафареты елочек, мелкие игрушки животных, магнитофон.
Предварительная работа: систематическое разучивание малых фольклорных форм, проведение занятий по теме, разучивание речевого материала с движением.
ХОД ИГРЫ - ПУТЕШЕСТВИЯ
Учитель-логопед вводит детей под русскую народную мелодию «змейкой» в зал.
У.: Я превратилась в сказочницу и приготовила ребята для вас сюрприз. Сейчас я взмахну правой рукой и девочки превратятся в красных девиц (учитель-логопед одевает на девочек кокошники), взмахну левой рукой мальчики превратятся в добрых молодцев (учитель-логопед подвязывает пояски).И отправляемся мы с вами в путешествие, по сказочной стране. Там мы узнаем, как отмечают самый веселый, яркий, волшебный праздник в сказках.
У: Подскажите мне, кто самый долгожданный гость на новогодней елке?
/ Дедушка Мороз и снегурочка/
А какие подарки вы получили от Деда Мороза?
/ответы детей/
Логопед предлагает детям вспомнить стихи о зиме, о праздновании Нового года. Он нацеливает детей на то, что следует говорить четко, выразительно, следить за звукопроизношением.
Ребята, Новый год любят все и даже празднуют этот праздник в сказках. И мы сегодня с вами попали в сказочную страну, где живут гномики. Но гномики необычные - это звуки и буквы.
У: А напомните мне, чем отличается звук от буквы?/ответы детей/
У: Ребята гномы очень любят прятать клад, а чтобы нам найти их клад, необходимо пройти через все препятствия, которые нас ждут в сказочной стране.
А поможет нам в путешествие волшебный снежок.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.*
/музыкальный проигрыш/
У: Наш снежок остановился. Отгадайте около чего, остановился?
Я зеленая краса
Украшаю все леса
Ну, а праздник Новый год
Без меня уж не пройдет.*
/елочка/
__________________________________________________
*речевой материал - автор Коротнева М.А.
У: Совершено, верно - это елочка, которая украшена игрушками.
Только метель и вьюга смыли на игрушках буквы.
Догадайтесь ребята, какие буквы получаться, если дорисовать не хватающие элементы./ответы детей, какая буква у них получилась/
У: Если продлить наклонную линию, то получиться буква –А- и т.д.
/переворачивают игрушку и проверяют свой ответ/
Молодцы. И эта сказочная страна называется АБВГЕДЕЙКА
У:Давайте ребята, повеселим елочку. Вокруг нашей елочки поводим хоровод./Дети водят хоровод «Выпал беленький снежок»/
Выпал беленький снежок,
Собрались мы все в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
/дети встают в круг, поднимают руки вверх и медленно их опускают/
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся,
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех!
/дети бегут по кругу/
Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех!
/дети идут по кругу, согнув руки в локтях и имитирующих ходьбу на лыжах/
Мы из снега ком лепили
И зверьков слепить решили
Снег, снег, белый снег,
Зайка вышел лучше всех!
/дети выполняют наклоны вперед, имитируют лепку снежков/
У: А наш волшебный снежок покатился дальше
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
У: И привел нас снежок на лесную полянку. Где выселяться лесные жители.
/логопед предлагает рассмотреть звереё и разделить их названия на слоге (ли-се-нок, е-жик, зай-чо-нок, бел-ка, волк)/
Мед-ве-жо-нок – В этом слове 4 слога и т.д.
У: Назовите самое короткое слова /волк/
У: Самое длинное /ли-сё-нок/
Молодцы. Справились вы и с этим заданием.
У: Волшебный снежок покатился дальше.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
У: Подкатился к волшебному сундучку
Ах, сундучок наш расписной
Ты волшебный вот такой,
Что скрываешь расскажи,
Нам откройся, покажи.*
У: А в нем веселый поясок.
Наш снежок предлагает поиграть с ним и повеселить его.
Мы без дела не сидим
Поясок сплести хотим
Чтобы было веселей
Для себя и для друзей.*
/дети плетут поясок и играют в игру «Это кто такой большой?»/
заяц - зайчище, ветер-ветрище
волк-волчище, кабан - кабанище
мороз-морозище, снежок – снежище
У: А теперь поиграем в игру «ласковое слово»
елка-елочка горка-горочка
ветка-веточка коньки – конёчки
санки-саночки шапка-шапочка
У: Поиграли мы с пояском. Повеселили его.
А наше путешествие продолжается.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
У: Ребята. На нашей волшебной тропинке появилось волшебное слово. Прочитайте его
-ЗИМА-
Назовите все звуки по порядку. (Ответы детей).
У: Ребята, появилось еще одно слово.
-СНЕГ-
/аналогично называют все звуки/
У: А наше путешествие продолжается.
Ты катись, катись снежок,
Белоснежный наш дружок,
Нам дорогу укажи,
И что делать расскажи.
/музыкальный проигрыш/
Наша барышня-сударыня
Толста и бела
Щей да каши наварила
Пирогов нам напекла
/печка/
У: Прикатился снежок к печке. Давайте около неё отдохнем.
/дети ложатся на ковёр /
«Зимняя разогревалочка» (массаж рук)
Если замерзают руки, Начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, Как на печке, разогреть | Медленно растираем одну ладонь о другую | |
Сначала ладошки, Совсем как ледышки, Потом как лягушки, Потом как подушки | Растираем все быстрее и быстрее | |
Но вот понемножку Согрелись ладошки, Горят, и взаправду, А не понарошку. | Вытягивают вперед раскрытые ладони |
-А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Ладушки»
/дети проговаривают потешку/
Ты мороз-мороз-мороз
Не показывай свой нос
/Ребенок читает стихотворение про печку/
Я печка, печка, печка
Пылка и горяча
Люблю все время печь я
Отведай кулича.*
У: Какой звук встречается чаще всего – (Ч)-. Какой это звук?
/звук – Ч- мягкий глухой/
У: Ребята, давайте бросать друг другу снежок и вспомним слова со звуком -Ч- /мяч, чашка, чайка, снегурочка, чайник, булочка/
Ребята, у нашей Новогодней елочки есть елочки подружки.
Смотрите, они спрятались под елкой.
Давайте им поможем одеть праздничный наряд.
/дети подходят к мольбертами и раскрашивают изображения ёлочек,/звучит музыка «В лесу родилась елочка. Дети берутся за руки обходят елку и находят мешочек с подарками/
Ребята, мы с вами молодцы. Мы справились со всеми заданиями, которые приготовили нам жители волшебной страны- гномы. И мы нашли клад гномов.
У: Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие задания вам понравились больше всего?/дети перечисляют/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...