Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом за­висит от системы воспитания и обра­зования, которая, в свою очередь, фор­мируется с учетом особенностей миро­воззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового по­коления, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важней­шее условие развития России. Разре­шение проблем нравственного воспи­тания требует поиска наиболее эф­фективных путей или переосмысле­ния уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образо­вательном материале, но и как о педа­гогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравст­венного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на кото­рых дети постигают многообразие ми­ра.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высоко­го мнения, что включил их в свою пе­дагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народ­ного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал во­прос о педагогическом значении ска­зок и их психологическом воздействия на ребенка

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, спо­собствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благо­родство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, стра­данию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый ис­точник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, вопло­щая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысяче­летиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу­дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос­питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду­ховному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмо­тря на гонения и играла огромную вос­питательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выхо­дить из трудных положений, преодо­левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человече­ства. Сложная картина жизни пред­ставляется детям в сказке в виде про­стой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действи­тельности.

В сатирических сказках народ вы­смеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда выта­щить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчи­вость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девуш­ки, юноши, ребенка (мальчика или де­вочки).

Итак, в народной сказке определи­лись герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система об­разов, ясная идея, мораль, вырази­тельный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жу­ковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершо­вым, К. И. Чуковским, а также совре­менными писателями, как отечествен­ными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эф­фективно использовать сказку с це­лью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверен­ность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок осо­бенно нравится детям и усиливает вос­питательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образ­ность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весь­ма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому пра­вомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особеннос­ти детей, прежде всего неустойчи­вость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприя­тие детьми, не способными еще к абст­рактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак­тером народа: отвага, трудолюбие, ос­троумие и т. п. Эти черты раскрывают­ся и в событиях, и благодаря разнооб­разным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавнос­тью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие жи­вые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важ­нейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым мо­лодцам урок» дается не общими рас­суждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия­ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в со­знании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных ге­роев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста

В статье раскрыта роль русской народной сказки в системе общественного дошкольного воспитания для развития воображения, мышления, речевого творчества, воспитания добрых чувств у детей. Приведены приме...

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Духовно - нравственные проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Нравственность является основой личности человека и является безусловным продуктом воспитания, т.к. не является врожденным качество ребенка. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения...

Программа по самообразованию «Роль сказки в воспитании духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста» «Сказочная страна»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знако...