Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ
статья по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

В статье представлена роль трудового воспитания в формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form-ie_klyuchevyh_kom-y_v_trud-y_d-ti_u_detey_s_ovz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Прокофьева Лия Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ г.Саяногорска

д/с комбинированного вида №20 «Дельфин»

Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. В этом возрасте важно научить дошкольников мыслить, необходимо развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости.

В связи с этим воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с современными требованиями образования. Этим требованиям в полной мере отвечает новый «компетентностный подход», целью которого становится формирование ключевых компетентностей дошкольников. Эта цель актуальна в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению этих знаний в новых ситуациях. Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то, что, освоив их, человек может применять сформированные компетентности в других видах деятельности.

 В современном научном мире существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей. О.В. Дыбина выделила три основных компетенций, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста:

  1. Технологическая компетентность, которая определяется как готовность дошкольника к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению ее технологии.
  2. Информационная компетентность представляет собой готовность дошкольника принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
  3. Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Для формирования вышеуказанных компетентностей нужны не столько знания о том, что делать, сколько владение умениями, которые будут сформированы в  активной деятельности детей. И трудовая деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств. В труде дети учатся контролировать свою деятельность, подчиняя ее определенному алгоритму действий.

Следует отметить наличие значительных трудностей в воспитании детей с ОВЗ, которые вызваны особенностями  психического развития детей. У таких детей выражены слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием общих, неконкретных знаний. Также характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов (исследования Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.И.Кирилловой, А.Г.Литвак, М.И.Земцевой и др..)

Трудовая деятельность позволяет детям с ОВЗ приобрести практический опыт взаимодействия с окружающим миром. В труде дошкольники могут выполнять действия, не обращая внимания на свои нарушения. Именно в трудовой деятельности будет проходить успешно формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ.

Работая с дошкольниками с ОВЗ, педагог должен опираться на основные принципы работы с такими детьми: опора на сохранные функции, доступность и простота предлагаемого задания, четкое и последовательное объяснение алгоритма работы и др. Учитывая эти принципы, педагог сможет постоить грамотное взаимодействие с детьми.

Таким образом, в связи с вышесказанным, можно отметить, что внедрение компетентностного подхода в воспитании детей с ОВЗ следует осуществлять дифференцированно с учетом специфики работы с такими детьми. Овладевая в трудовой деятельности вышеуказанными компетентностями, дошкольники смогут научиться самостоятельно управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. 

Список литературы:

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. –  СПб.: «Просвещение», 2004.
  2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»

Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...

«Проектная деятельность в образовательной организации как средство формирования ключевых компетенций»

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных у...