"Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста."
статья (младшая группа) по теме

В этой разработке я раскрываю свой опыт работы по данному направлению. Над этой темой я продолжаю работу и в 2012 году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад « Вишенка»

                               

                                 

                             

   

                                      ЭССЕ

 

«Сенсорное развитие детей раннего и младшего

                  дошкольного возраста»

Автор: воспитатель младшей разновозрастной группы

                                    Черкасова Наталия Алексеевна

с. Вишневое, Староюрьевского района, Тамбовской области

                                               

                                                2011год

   Над темой: "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»  я

начала  работать в 2009 году. Возраст детей в моей группе от 1,5л. до 3л.  Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире. А.П.Усова верно указывала, что 9/10 накопленного умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.

   Я считаю, что эта тема наиболее  актуальна в наше время. Профессор Н.М.Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.. Именно  на  сенсорном  развитии  сосредоточили  свое  внимание  отечественные  и  зарубежные  ученые, так  как   сенсорное  развитие  имеет  огромное  значение  у  ребенка  на  определенном  этапе  его  развития. Из своего  опыта работы я  убедилась в том, что значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Недаром этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. На мой взгляд кажется, что человеку все дается легко и просто, что это естественный процесс. И только с появлением собственного ребенка происходит «прозрение» - такие способности идут из детства, и формируются они постепенно, практически с нуля. Наблюдая  за совсем маленьким ребенком,  у которого есть только инструменты познания мира - органы чувств, но нет навыков их использования, я  поняла, что в первую очередь нужно научить ребенка ими пользоваться. Но что доступно такому маленькому человечку? Конечно, только то, что связано с чувствами и ощущениями. Так, О.В. Баженова указывает на то, что путь развития восприятия ребёнка сложен. Много интересных, больших изменений происходит в этот период, в первую очередь они относятся к развитию основных видов чувствительности. 

   Работая над данной темой, я смогла убедиться  в том, что сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте.

    Сенсорное воспитание осуществляется в  условиях повседневной жизни, в процессе игр, труда, где по мнению Н. Н. Поддъякова, происходит целостное восприятие ребенком различных явлений и предметов окружающего мира, где некоторые свойства и стороны явлений могут восприниматься недостаточно четко, либо не восприниматься совсем. Практика работы показала, что сенсорный процесс лишь постепенно становится восприятием, а не является им изначально. На это указывали многие  педагоги и психологи, такие как А.В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер. И эти особенности восприятия детьми окружающего мира находят свое отражение в действительности.

    В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность. Очень важно обращать внимание на то, что главными линиями развития сенсорного  восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов.

      Из проведенной  мной работы на тему о сенсорном развитии детей,  я узнала много нового, интересного и полезного для себя и для своей дальнейшей работы. Изучение этой темы поможет мне найти более эффективные методы и приемы знакомства детей с сенсорными эталонами, обучения дошкольников обследовательским действиям при восприятии. Именно сенсорное воспитание включает в себя формирование восприятия формы, величины, цвета, пространственных отношений между предметами, а также музыкального слуха, совершенствование звукового анализа родной речи, развитие мышечного чувства и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей воспитанников по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста в домашних условиях через предметы ближайшего окружения.

В методических рекомендациях,которые доступны для понимания не только воспитателей,но и родителей воспитанников, дано подробное описание  работы по сенсорному развитию детей раннего и младшего до...

Авторская разработка "Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста"

В методической  разработке я рассказываю об опыте работы  по сенсорному развитию....

Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста

     В процессе сенсорного развития малыша формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир посредством слуха, зрения, вкусовых и так...

Мастер-класс «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер-класс  для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...