Комплексное занятие "Дерево жизни" (старшая группа)
методическая разработка (старшая группа) по теме

Методическая разработка по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevo_zhizni_finalv.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Ивушка»

г.Десногорск

2011г.

Комплексное занятие:

«Дерево жизни»

Старшая группа

Выполнила:

Пешкова Людмила Леонидовна

Воспитатель высшей кв. категории


Цель занятия: закрепить у детей понятие Родины, Отечества. Уметь находить и показывать Россию на карте. Закрепить понятие малой Родины. Продолжать приобщать детей к природе, быту, истории, культуре родного края. Добиваться полных, чётких ответов, выразительного чтения стихов. Дать понятие линии жизни человека и линии жизни семьи. Научить составлять генеалогическое древо. Воспитывать любовь и интерес к Родине, родному краю, своей семье, умение  хранить и   почитать её традиции.

Материал к занятию: карта России, слайд-шоу о городе Десногорске, мультимедийный проектор, персональный компьютер, картинки с изображением людей разного возраста, дерево (аппликация), фотографии, кисти, клейстер, салфетки, клеёнки.

Предварительная работа: экскурсии в музеи, встречи и беседы с бабушками и  дедушками детей, выставка рисунков на тему «Моя семья», «Мой край родной», подбор фотографий для составления «Древа жизни».

Ход занятия.

  1. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
  2. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о дружку. Что вы чувствуете?
  3. Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши своим родным и близким людям и говорим:

Утро настает,

Солнышко встает.

Мы собираемся,

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим.

  1. Давайте поиграем в игру «Подбери словечко». Нужно придумать подходящие слова к прилагательным «родная», «родной». Вспомните, кого или что мы можем назвать родными?
  2. Замечательно подобрали! Давайте вспомним, как это слово может звучать в стихотворении.
  3. Ребенок читает стихотворение (параллельно запускается слайд-шоу «Россия – Родина моя»):

Если скажут слово Родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот!

Или степь, от маков красная,

Золотая целина,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  1. Что такое Родина?
  2. Посмотрите на карту – это наша Родина, Россия, со множеством рек, озер, лесов и гор. На Земле много стран, но Россия для нас самая любимая и красивая. Место, где родился, можно назвать еще по-другому – Отечество. Почему?
  3. Человека можно сравнить по силе с могучим деревом, ведь дерево растет, пускает корни. Чем их больше, тем крепче дерево. У человека корни – это его предки: бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Росток жизни берет начало у родного дома. Что нужно для этого?
  4. Давайте бережно из рук в руки передадим росток жизни и назовем все, что необходимо для того, чтобы росток вырос могучим, сильным деревом (звучит музыка, дети передают друг другу росток со словами: доброта, любовь, забота, нежность, ласка, тепло, внимание, отзывчивость, трудолюбие, солнце, радость, мир).
  5. Кроме большой Родины Росии у каждого человека есть малая Родина – место, где он родился? Что для вас является малой Родиной.

Ребенок читает стихотворение (параллельно запускается слайд-шоу «Город, в котором я живу»):

Я люблю тебя, милый мой город,

Синий блеск укрощенной Десны.

Ты так юн, но этим так дорог,

Ты частичка великой страны.

  1. Ребята, с кем можно сравнить Родину?

После ответа детей ребенок читает стихотворение:

Много мам живет на свете,

Всей душой их любят дети!

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она.

Кто она? Отвечу я:

«Родная мамочка моя!»

  1. Давайте все вместе скажем нежно и ласково: «Родная мама!».
  2. С давних времен существовал обычай вести свою родословную. Это слово о роде, семье, предках. Это история семьи, но состоит она из жизни каждого отдельно взятого человека со своей линией жизни. Начинается она с рождения и продолжается до глубокой старости. Сейчас мы с вами построим линию жизни человека (дети выстраиваются с возрастными картинками от младенчества до старости).
  3. У семьи линия жизни – родословная. Ее можно представить в виде дерева: корни и нижние ветви – это старейшие родственники, выше – родители, братья, сестры и вы. Чем больше родственников, тем выше семейное дерево. С одной стороны ствола расположены родственники мамы, с другой – папы. И все это ваша родня! Так что же такое семья?
  4. Ребенок читает стихотворение:

Мама, папа – моя родня,

Нет роднее родни у меня,

И сестрёнка, и братишка,

И щенок лопоухий – Тишка.

Друг Сережка мне тоже родня,

Я к нему прибегаю с утра.

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

  1. Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные?
  2. А как вы думаете, семьи все одинаковые? А чем они отличаются?
  3. Семья – это самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте их вспомним:

Вся семья вместе – и душа на месте.

Русский человек без родни не живет.

Нет родней дружка, чем родная матушка.

Дети – цветы жизни.

  1. Семья объединяет родных: детей и родителей, бабушек и дедушек, сестер и братьев. Это наши родные, родственники, родня. А кто самый уважаемый родственник в вашем роду? Правильно, бабушка и дедушка, потому что они прожили дольше всех, они помогают всем советами, как поступить в трудную минуту. А еще мы их уважаем за то, что они дали жизнь вашим родителям, а ваши родители – вам.
  2. Как вы думаете, ваши родители для бабушки и дедушки кем являются? А вы для своих родителей? А для дедушки и бабушки вы кто?

После ответа детей ребенок читает стихотворение:

Дедушка? Дедушка! Я это знаю,

Нет никакого сомнения тут!

Дедущку дедушкой я называю,

Но по-другому другие зовут.

Бабушка с дедом лет 40 живет,

Бабушка деда … зовет.

  1. Скажите, как зовут ваших дедушек?

  1. Сколько бы ни было разных имен,

Главное в дедушке – дедушка он!

  1. Кто хочет рассказать о своем дедушке?
  2. А какие бывают бабушки? Расскажите про свою бабушку.

Ребенок читает стихотворение:

Дай, бабуся, поцелую в волосах сединку,

Подышу на них, подую, как зимою на снежинки.

И быть может, понемножку от тепла они растают,

Как цветы, что на окошке зимней ночью вырастают.

  1. Что умеют делать ваши бабушки? Что вы любите делать вместе со своей бабушкой?
  2. Давайте похвалим свою бабушку. Моя бабушка – самая…

После ответа дети поют песню «Моя бабушка».

  1. Чтобы в семье было хорошо, жилось комфортно, нужно уважать друг друга, беречь и помогать. Дети, а как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?

После ответа следует физкультминутка:

Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!

(хлопают в ладоши)

А у бабушки ладони все в морщинках собраны.

(ладоши вверх)

А у бабушки ладони добрые-предобрые!

(поглаживают ладошами друг о друга)

Все работали ладони долгими годами!

(постукивают кулачком о ладонь)

Пахнут добрые ладони щами-пирогами!

(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)

По кудрям себя погладят добрые ладони

(имитируют поглаживание)

И с любой бедою сладят теплые ладони

(складывают ладони, подносят их к лицу и дуют на них)

Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки!

(хлопают в ладоши)

  1. А теперь поговорим о папах!

Ребенок читает стихотворение:

Не терпит мой папа безделья и скуки,

У папы умелые, сильные руки!

И если кому-нибудь нужно помочь,

Мой папа всегда поработать не прочь!

  1. А ваши папы такие, как в этом стихотворении? Расскажите о своих папах! Наши папы умные, веселые, работящие, умелые, трудолюбивые, сильные, отзывчивые, помогают бабушке и дедушке, любят свою семью и детей.
  2. А как же наши мамы? Поговорим и о них!

Ребенок читает стихотворение:

Прожила на свете мама уж немало лет,

Никого дороже мамы в целом мире нет!

Позже всех она ложится,

Раньше всех встает!

По дому весь день хлопочет,

Хоть и устает.

Ты живи на свете, мама, много-много лет,

Никого тебя роднее в целом мире нет!

  1. Ребята, как вы заботитесь о мамах и папах?
  2. Семья – главное, что есть у человека. У каждого из вас есть семья, свое родовое дерево. Сейчас каждый из вас выстроит линию жизни своей семьи. Дети занимают рабочие места, звучит музыка, воспитатель напоминает о правилах работы и правильной осанке. По окончании работы воспитатель просит детей взять в руки получившиеся у них деревья, встать в круг и показать их, подняв вверх руки.
  3. Дерево будет расти до тех пор, пока младшие поколения помнят и чтят предков. Когда семья крепкая, дружная, то ничего не страшно в жизни. Какой густой лес получился из ваших семейных деревьев жизни. Одно дерево буря может сломать, а лес выстоит. Это огромная сила, сила всей нашей Родины, России! Давайте же беречь своих близких, помнить о предках, и тогда семейное дерево жизни будет расти и крепнуть!

Дети исполняют заключительную песню «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Комплексное занятие «Дерево жизни»

Хоркина Л.А., МБДОУ д/с «Ивушка, г.Десногорск»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД коммуникация + познание для детей 6-го года жизни, старшая группа Тема: «Мы играли, сочиняли»

Закреплять умение детей  составлять сказку на предложенную тему,  с опорой  на план-схему,  используя в речи сложные предложения разных видов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему «На пороге школьной жизни» В ФОРМЕ: Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст

Разработка плана работы с семьей в рамках темы «на пороге школьной жизни» старший дошкольный возраст(подготовительная группа)  Пояснительная записка:Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явле...

Тема: «Конвенция по правам ребенка. Право на жизнь» (старше-подготовительная группа)

Программное содержание: познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка», показать значимость документа ребенку: каждый человек имеет право на жизнь, семью, образование, индивидуальность. Развивать с...

Занятие по здоровому образу жизнив старшей группе

: формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста....

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа)

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности воспитанников шестого года жизни (старшая дошкольная группа) на 2...