Организация работы с дошкольниками по ручному труду
статья по конструированию, ручному труду на тему

Кузнецова Алена Борисовна

 (опыт работы) - Организация работы с дошкольниками по ручному труду.

 

Цель:  развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через художественный ручной труд .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_raboty_s_doshkolnikami_po_ruchnomu_trudu._.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с дошкольниками по ручному труду.      

МБДОУ «Петушок» № 27 , группа № 3 «Солнышко» г. Саянск, Иркутской обл. Воспитатель: Кузнецова Алёна Борисовна.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха).

Цель: развитие ручной умелости у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через художественный ручной труд .

Задачи:

  1. Формирование  практических навыков работы с материалами и инструментами.
  2. Практическое освоение некоторых  физических закономерностей, познание свойств различных материалов
  3. Формирование пространственных представлений.
  4. Развитие мелкой моторики  пальцев рук.
  5. Развитие  восприятия, зрительно-двигательной координации, внимания, памяти.
  6. Обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
  7. Появление бережного и созидательного отношения к окружающему.
  8. Умение  действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контроль за собственными действиями.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

С какими же проблемами  мы  столкнулись на практике, работая с детьми логопедической  группы?  У детей-логопатов  слабо развито произвольное  внимание, память, представления о пространственных признаках и отношениях.  Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Практически все дети-логопаты пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

Поэтому, сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, мы пришли к выводу, что  детям с нарушениями речи необходима ручная деятельность, требующая развития ловкости  и  пластичности пальцев. Действуя с различными  материалами, бумагой, у детей происходит более успешное преодоление недостатков в развитии.

Свою работу планируем в соответствии с задачами  программы «Радуга»  и дополнительной коррекционной программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной), особое  внимание уделяем формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Перспективное планирование  строится в соответствии с лексическими темами, представленными логопедом.

Наша   работа  с детьми  осуществляется  по двум направлениям:

  1.  проведение   специально   организованного   обучения;
  2. создание условий для самостоятельных практиче ских действий детей.

Проведение   специально   организованного   обучения:

Каждое педагогическое мероприятие сопровождается художественно-речевым материалом (пальчиковые игры, физкультминутки, речевые игры, скороговорки). Для поддержания интереса детей происходит  частая  смена деятельности.  В результате,  на выполнение самой поделки уходит всего 8-10 минут, а в остальное время проводится коррекционная работа. Основные разделы занятия: вводная  часть, включающая в себя игровую мотивацию, объяснение и показ, работа детей и итог занятия в игровой форме.

При организации занятий  по обучению детей ручному труду соблюдаются  следующие условия:

  1. Учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей.
  2.  при отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми  учитываем  разницу  в   интересах   мальчиков и девочек.
  3. Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение;
  1. Используется  усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.
  1. любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ре бенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным;
  2. о   результатах  продуктивной  деятельности ребенка рассказывается   его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем  им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;
  1. Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.

В работе с детьми мы  используем  наиболее  эффективные методы и приемы: 

  1. Создание заинтересованности.
  2. Использование художественного слова и музыкального сопровождения.
  3. Напоминание правил по технике безопасности при работе с ножницами.
  4. Рассматривание схем последовательности работы.
  5. Показ с объяснением.
  6. Активизация речи детей.
  7. Динамическая пауза.
  8. Практическая деятельность детей.
  9. Уточняющие вопросы.
  10. Помощь со стороны взрослого и детей тем, кто затрудняется.
  11. Анализ и самооценка деятельности детьми.

При обучении детей различным способам преобразования материалов, наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает показ способов работы. На первых занятиях был полный показ с подробным объяснением своих действий с предметами, размышляя и рассуждая при детях вслух, тем самым побуждая детей думать вслух, т.е. мастерить и проговаривать свои действия, применяя подходящие при этом пословицы и поговорки.

На занятиях по ручному труду дети работают с различными материалами:

  1. Природный материал (шишки ели, сосны, кедра, иголки хвойных деревьев, кора, листья, косточки фруктов и ягод, яичная скорлупа, камушки, бисер, гречневая, перловая, манная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца,  садовых цветов,
  2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров и т. д.)
  3. Бумага (различные виды бумаги: обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
  4. Ткань, проволока,  вата, целлофан, поролон   и т . д.

С первых занятий  приучаем  детей  к аккуратности в работе,  разъясняем, что данный вид деятельности  не терпит торопливости и неряшливости.

При этом  следим, чтобы технология обработки должна быть несложной, а время, затраченное на изготовление поделки минимальным, чтобы дети скорее  смогли увидеть результат своего труда. Это способствует развитию интереса, стремлению  к самостоятельности.

Перед обучением детей   работе с природным и бросовым материалом, бумагой, тканью, проводим  беседы по ознакомлению со свойствами  материалов, с практической деятельностью этих материалов, со знакомством коллекций и обучающих книг и пособий.

 Так были созданы различные коллекции - «Ткань», «Фантики», «Бумага».  Собраны книги и пособия - «Художественный труд», «Инструменты», «Мастерилка», подборка   журналов «Детская коллекция идей»,  «Творчество детей с различными материалами», «Учите детей мастерить», картотеки  иллюстраций, фотографий  поделок .

Создание  условий для самостоятельной работы детей

Для того, чтобы  поддержать интерес по изготовлению поделок, мы  в своей  группе создали определенные условия. Создание таких  условий   предполагает  следующее:

  1. наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;
  2. обеспечение свободного доступа к  материалам;
  3. наличие образцов построек и поделок. Такие об разцы ребенок может воспроизводить точно или в изме ненном виде, во всяком случае, они будут способствовать появлению новых идей и целей.

Организован «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке.

Процесс изготовления поделок из бумаги, природного материала, подручных средств интересен и приятен. Мы постарались сделать так, чтобы и для наших детей поделка была не просто итогом работы, а любимой игрушкой, подарком, который бы дети берегли и радовались вместе с педагогом. Постепенно у детей складывается система определенных навыков и знаний, необходимых для изготовления поделок.

Дети с удовольствием работают с бумагой, поскольку она легко поддается обработке. Развитию мелкой моторики способствуют и такие действия с бумагой, как: сгибание, вырезание, разрывание и обрывание, склеивание. Если ребенку предлагать различные сорта бумаги, он получит представление о том, что бумага бывает мягкой, жесткой, различной толщины и прочности, блестящей и матовой, всевозможной окраски, значит с ней можно по разному действовать.  Мы предлагали различную  бумагу для выполнения поделок способом  сминания,  разрывания. При этом ребенок узнавал не только свойства бумаги, но учился согласовывать свои действия и усилия. Работая с плотной бумагой, детям приходилось затрачивать значительно большее напряжение, что положительно сказывается на моторных функциях руки.  Маленькими цветными комочками мы украшали шапочку кукле, красивую бумажную птицу или овечку. Эти работы доставляли детям большую радость, они видели результат своей работы.  В подготовительной группе применяли фольгу. Она легко сминается и красива. Делали интересные игрушки для новогодней елки. Сворачивая, сминая и переплетая более крупные куски фольги, делали разнообразных животных. Учили  детей сгибать лист бумаги прямоугольной формы, добиваясь, чтобы дети совмещали углы и стороны. Полученная поделка у нас превращалась в альбом, где мы наклеивали овощи, фрукты, игрушки. Мастерили журналы для сюжетно-ролевых игр.(см.фото)

 Для развития у детей слухового внимания, чувствительности проводили игру «Что шуршит» (сминали сильно шуршащие сорта бумаги - калька, папиросная бумага, целлофан - и слабо шуршащие и дети по шуму определяли сорт бумаги), «Угадай на ощупь».

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется  познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности

При оценке детских работ, стараемся  отметить оригинальность идеи, нестандартные способы развития сюжета (при этом отмечаем  значимость каждого, ни в коем случае не обижая детей). Детскими работами украшаем группу, раздевалку. Они служат праздничным украшением детского сада к праздникам.

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

Используем   разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно. Так были созданы общие композиции - «Яблоня»,  «В гостях у сказки», макет к  сказке «Заюшкина избушка», «Ковер», «Торт»,  пластилиновая композиция «Дружба зверей»,  «Ферма»,  и т.д.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим  детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим  детей общаться друг с другом и с взрослым.

При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  1. договариваться о совместной работе, ее содержании;
  2. работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  3. планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  4. радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети  становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.

Работа с родителями

Большое внимание уделяем работе с родителями. Родители принимают активное участие в педагогическом процессе детского сада, практикуется совместная подготовка и проведение праздников, изготовление атрибутов, костюмов, декораций к ним, изготовлении сюжетно-ролевых игр и игрового оборудования, дидактических и развивающих игр, пособий для занятий, инвентаря для организации трудовой деятельности, совместных творческих выставок детей и родителей. Родители с детьми показывают своё  совместное творчество  и с удовольствием рассматривают работы, представленные на выставке.

Мы  рекомендуем  обратить внимание родителей на коррекционную работу с детьми. Во-первых, говорим о том, что необходимо приучать ребенка к самостоятельности - сам придумал, сам вырезал, сам склеил, сам построил, а после, не забудь навести порядок, убрать рабочее место. В то же время не следует отказывать в помощи, когда возникают трудности, ведь при выполнении поделок детям может понадобиться одобряющая улыбка, дополнительное разъяснение. Во-вторых, нужно научить малыша бережно обращаться со своими поделками, не отвлекаться, доводить задуманное до конца, не бросать начатую работу.

Показатели успешной работы:

Анализируя свою работу, мы  с  уверенностью  можем  сказать, что систематическая комплексная коррекционная работа по развитию ручной умелости  является непременным условием развития речи, вторичных психических процессов, творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью, психических качеств и умений, без которых невозможно успешное обучение в школе. Она даёт очень хорошие результаты.

Свою педагогическую работу можно будет считать успешной, если к концу подготовительной группы дети смогут:

  1. приобрести устойчивый интерес к различным видам конструирования и ручного труда,
  2.  свободно   действовать   с   различными материалами и инструментами,
  3. овладеть простейшими навыками работы, приобрести вручную умелость,
  4. добиваться результатов в продуктивной деятельности и использовать их в игре и жизни,
  5. занимать себя практической деятельностью в свободное время.
  6. стремиться расширить свои знания и практические возможности, общаясь со взрослыми, сверстниками, самостоятельно экспериментируя с материалами.

Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию  ручной умелости в детском саду и семье способствует:

  1. получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
  2. возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
  3.  развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
  4. закреплению положительных эмоций;
  5. подготовке ребенка к последующему обучению в школе.

. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяют детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня наблюдается устойчивый интерес к продуктивной деятельности.

Однако для создания  наиболее оптимальных условий по трудовому воспитанию дошкольников нами намечено:

  1. продолжить работу по обогащению предметно-развивающей среды;
  2. оптимизировать методы и приемы, формы методической работы поручному труду;
  3. обобщить и представить педагогический опыт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с дошкольниками по ручному труду.

Художественный ручной труд в детском саду.  Цели и задачи по развитию ручного труда в младшей, средней и старших группах. Организация работы по ручному труду в разных возрастных группах. Условия ...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребн...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду"

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"  Конструирование и ручной труд – это особые формы детской ...

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Конструирование и ручной труд – это особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные п...

«Организация работы с дошкольниками по ручному труду».

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному о...

Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста

Консультация для воспитателей по ручному труду и конструированию...

"Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Организация работы по конструированию и ручному труду с детьми дошкольного возраста"...