Тревожность у детей дошкольного возроста и пути их преодоления
статья по теме

Попова Ирина Михайловна

Работа с детьми по преодоления тревожности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является эмоциональное благополучие ребенка, а именно: сохранение положительного самоощущения, положительная комфортность внутреннего состояния, спокойствие,  позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру, адекватное оценивание ребенком своих возможностей - эти данные очень часто искажены в дошкольном возрасте в силу особого эмоционально-личностного нарушения – тревожности.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают».

Анализ литературы последних лет позволяет рассматривать тревожность с разных точек зрения, допускающих утверждение о том, что повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами.

Несмотря на то, что к настоящему моменту уже существует ряд исследований, затрагивающие разные аспекты детской тревожности, интерес многих ученых концентрируется вокруг проблемы преодоления тревожных состояний детей путем их коррекции.

Так, для себя определила следующие эффективные методы коррекции детской тревожности:

- арттерапия (рассматривается в трудах О.А. Карабановой, А.И. Захарова и других);

- музыкотерапия (В.Н. Бехтерев и другие);

- сказкотерапия (сравнительно новый метод психокоррекции);

- поведенческий тренинг;

- психогимнастика (М.И. Чистякова, Р.В. Овчарова и др.);

- психогимнастические игры и упражнения.

Но все же главным, ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, и я считаю: именно благодаря правильно организованной и подобранной игре можно преодолеть различные эмоциональные трудности ребенка. Использую в своей работе игровую терапию:

1. Игры-драматизации, посвященные разыгрыванию жизненных проблем, ситуаций, произошедших с ребенком.

2. Элементы дидактических игр, предполагающих постановку и реализацию учебных задач. Их значимость велика при обучении тревожных детей процессу планирования своей деятельности.

3. Подвижные игры с правилами – они направлены на развитие саморегуляции мышечной напряженности, представляют собой первый шаг на пути развития способности к регуляции своих эмоциональных состояний.

В своей практической работе по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, я определила, что коррекция тревожности более эффективно проходит при использовании занятий, разработанных по пособию М. А. Панфиловой «Лесная школа», где присутствуют элементы психогимнастики. В этих занятиях  целью выступает преодоление школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста, путем снятия тревожности и повышения самооценки.

Перед началом цикла занятий необходимо провести диагностическое обследование детей. Занятия проводятся  в кабинете психолога один раз в неделю. Их длительность 30-35 мин. В группе не более 10 детей.

В ходе проведения занятий я использую следующие методы:

  1. элементы библиотерапии (чтение психологических сказок, стихов, загадок);
  2. элементы игротерапии;
  3.  релаксация – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего нервного напряжения;
  4. экспрессивные этюды;
  5. подвижные, речедвигательные, развивающие игры;
  6. беседы.

Большое внимание в процессе коррекции тревожности детей уделяю организации групповой работы с родителями.

Одной из первых форм работы с родителями,  в моей практике является просветительская – создание в группах в уголках для родителей психологической странички, в которую ежемесячно помещаю консультации,  доступные для понимания родителями; диагностическая – обследование детей в присутствии родителей. Если такой возможности нет, то последующая беседа по результатам обследования; консультационная и коррекционно-развивающая направлена на правильно организованную психолого-педагогическую деятельность родителей с ребенком.  

Участвую в родительских собраниях, где играем с родителями и через игру, практически проиграв, родители приходят к пониманию того, что все не так сложно, как кажется, на самом деле и как считают окружающие их люди.

Из всего выше указанного, хочу подчеркнуть: в тесном контакте психолога с родителями,  необходимо поддерживать тревожных детей, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие справиться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь, не забывая о том, что мы работаем с  детьми дошкольного возраста и добиться положительного результата реально только через игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

Консультация для родителей "Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"...

Консультация для педагогов "Подходы к коррекционно - развивающей работе по преодолению тревожности у детей дошкольного возраста"

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии зд...

"Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления"

   Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству, переживаниям и имеюща...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению и развитию психологических особенностей у дошкольников

Сегодня увеличилось число тревожных детей дошкольного возраста, которые отличаются повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, раздражительностью, быстрой утомляемостью. Тревога является сос...

Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.

Консультация  для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"....

Тревожность у детей дошкольного возраста и пути ее преодоления

Родительское собрание на тему: Тревожность у детей дошкольного возраста и пути её преодоления...

Консультация "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста"

Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствите...