Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.
план-конспект по теме

Доклад на семинаре 

 

  Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».

   Любая деятельность детей  протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у них имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Экспериментирование, является одним их таких видов деятельности.  В работах многих отечественных педагогов  Н.Н. Подьякова  (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности, в период дошкольного развития». Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно экспериментальной  деятельности.  Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические  действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на семинаре 

  Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании».

Путь становления творческой личности сложен, труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня».

   Любая деятельность детей  протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у них имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели.

Экспериментирование, является одним их таких видов деятельности.  В работах многих отечественных педагогов  Н.Н. Подьякова  (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности, в период дошкольного развития». Познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытно экспериментальной  деятельности.  Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические  действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Исследовательская деятельность зарождается уже в раннем детстве, поначалу представляя просто как будто бесцельное экспериментирование с вещами, игрушками. В ходе такого экспериментирования ребенок начинает различать предметы по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия - происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивает интеллект. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

По мере взросления ребенок переходит к рассуждению о связях между вещами, относит их к определенной группе, т.е. происходит внутреннее действие в эксперименте – мысленное. Детское мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и логическому.

В младшем дошкольном возрасте,   нет ещё каких- то отдельных элементов экспериментирования в системе. Но любопытство детей растёт. И, приобретая большую активность, дети начинают понимать процессы и явления, происходящие вокруг них, в окружающей природе и действительности, устанавливать простейшие причинно - следственные связи.

Начиная со средней группы, дети уже могут выяснять причины отдельных явлений, например, «почему утром цветок одуванчика был закрыт, а когда мы вышли на прогулку, он раскрылся?». «Почему на скамейке сидеть жарко, а под деревом прохладно? Выслушивая ответы детей, нужно обратить внимание на их речь, побуждать их к высказыванию не одной фразой, а несколькими предложениями, которые пока ещё и не являются рассказом, но уже как-то к нему приближаются.

Опытно -  экспериментальная  деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова  в опытно – экспериментальной деятельности ребенок выступает,  как своеобразный  исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.  В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и,  анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Формирование у дошкольников представления о целостной картине мира сегодня невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.

Интеграция различных видов деятельности у дошкольников  – одно из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста.   Интегрированный подход  даёт возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребёнка.

  Идея интеграции в обучении берет свое начало в трудах великого дидакта Я.А.Коменского, утверждавшего:  то,что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и цельным. Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений современного образования.   

 В классической педагогике,  наиболее полное психолого-педагогическое обоснование о дидактической значимости меж предметных связей дал Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870). Он считал, что «знания и идеи, сообщаемые, какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь».

В отечественной педагогике начала XX века было также немало интересных поисков на пути интегрирования образования.

Опытно-экспериментальная деятельность это один из факторов  познавательного развития детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром - одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом, объяснением поможет ребенку расширять образовательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».  Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно – экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ.

 В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности предполагается  решить следующие задачи:

· Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

·   Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

· Развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, чувствительности.

·  Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Поддержание у них инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

· Формирование  у детей элементарных географических представлений.

· Развитие  связной  речи, как диалогической, так и монологической.    

   Расширение словаря, как активного, так и пассивного.

· Формирование трудовых навыков.

·Развитие изобразительных  способностей ребенка.

· Формирование  элементарных математических представлений.

· Расширение представления детей о физических свойствах окружающего мира:

а) знакомство  с различными свойствами вещества  (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

б) знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

в) развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

· Формирование опыта  выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

·Развитие эмоционально-ценностного отношение к окружающему миру.

·Формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

 Детское экспериментирование — это не изолированный от других вид деятельности.  Экспериментирование , тесно связано,  со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но, само по себе, наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Словесно-логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Кроме того,  дети знакомятся с происхождением слов, с омонимами, с многозначностью слова (ключ), синонимами (красивый, прекрасный, чудесный), антонимами (лёгкий - тяжёлый), а также фразеологизмами («лошадь в яблоках»). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи. С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По этому поводу Р.К. Аралбаева и  Н.К. Когутенко (1990) пишут: «...положение требует, чтобы развитие словаря ребенка-дошкольника опиралось на развитие познавательной деятельности, углубление представлений, формирование элементов понятийного мышления». Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами.  Очень емко эту мысль выразил народный казахский поэт Шакерим  Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь».

  Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность, регистрировать увиденное.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает,  математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

  Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности может продолжиться наблюдениями на прогулке, чтением, игрой.  И  позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека можно использовать следующие методические приемы:

· Наблюдение на прогулке,  за движением облаков; эксперимент «Какая сила у ветра?»;

· Для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер» (холодный, теплый);

Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция -  это  системное образование.     Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка и её интеграция с другими видами деятельности в детском саду

Музыкальное воспитание не может осуществляться   в отрыве от других видов деятельности в детском саду. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях....

ИНТЕГРАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ.

В статье рассматриваются вопросы интеграции опытно-экспериментальной деятельности дошкольников с другими образовательными областями в связи с внедрением ФГОС.  Отмечаются достоинства применения о...

Презентация на тему : "Виды деятельности в детском саду"

Детская деятельность в образовательном процессе. Существуют разные виды классификации видов детской деятельности....

Виды деятельности в детском саду согласно ФГОС

Конспект видов деятельности в детском саду...

«Книга - лучший друг» Проектная деятельность в детском саду в подготовительной группе

Основная цель – приобщение детей к книжной культуре, повышения интереса к стремлению получать знания через книгу, вызвать у детей желание больше общаться с книгами, отдавать им предпочтение на р...

Продуктивные виды деятельности в детском саду

Материал предназначен педагогам, работающим с детьми дошкольноного возраста, студентам педагогических учебных заведений...

Интеграция театрализованной деятельности в другие виды деятельности в детском саду.

Используя театрализацию в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО. Театрализованная деятельность в детском саду организа...