Проявление морального поведения у детей старшего дошкольного возраста.
статья (подготовительная группа) по теме

Зуева Людмила Юрьевна

Сегодняшняя реальность, к сожалению, такова, что родители не отдают должного внимания воспитанию нравственности своих детей. Они всё больше и как можно раньше хотят научить своих чад читать, писать, танцевать, говорить по-английски и многому другому. Кружок по этикету не заинтересовывает родителей, им нужно чтобы ребенку дали что-то осязаемо-конкретное и сразу был виден результат (как у парикмахера). Однако есть вещи, которые проявляются через годы - это как раз нравственность и моральное поведение людей. Этой теме и посвящена нижеследующая статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya..doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня вопросы морали являются не менее важными для детей, родителей и воспитателей, чем вопросы воспитания и обучения. В современном обществе наблюдается острый дефицит честности, ответственности, доброжелательности и других моральных качеств, что приводит к недопониманию, розни и вражде в человеческих отношениях, причем, заметить это можно уже в детском возрасте.

Казалось бы, мыслителями и философами, как древности, так и современности, давно уже найден ответ на вопрос, как жить в мире и согласии. Просто необходимо каждому из нас руководствоваться в своих поступках неписаными законами морали и нравственности, а не преследовать лишь собственные корыстные интересы. Вроде бы простое правило, но все же, проблема морального воспитания является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных в жизни общества.

Моральная регуляция своего поведения людьми всегда имела большое значение для представителей самых разных наук, и, прежде всего этики, педагогики, социологии и психологии. Психология при этом изучала, каким образом существующие моральные нормы и ценности преломляются в психике конкретного человека, детерминируя его реальное поведение.

Интерес к этой проблеме вызван запросами обучения и воспитания. И затрагивает такие области, как профилактика и коррекция поведения.  

Проблема формирования морально-нравственного самосознания детей дошкольного возраста изучалась многими психологами - Л.С. Выготским, В.С. Мухиной, Л.И. Божович, Л.Ф. Обуховой, Л. Колбергом, Ж. Пиаже, З. Фрейдом, Д.Б. Элькониным, С.Г. Якобсон, А. Валлоном.

Как же бороться с аморальным поведением людей? С.Г. Якобсон пишет: “Психологические исследования убедительно показывают, что дошкольное детство является сензитивным периодом морального развития. А это значит, что в дошкольном возрасте возникают условия, благоприятные для усвоения детьми норм и принципов морали. Вместе с тем, если период, когда ребенок весьма чувствителен к моральной сфере, не будет правильно использован, наверстать упущенное будет впоследствии чрезвычайно трудно. Происходит тоже, что и с чтением и письмом. Как известно, научиться читать и писать в 5- 6 лет легче, чем в 15-16”.

А значит, именно в дошкольный период родители и педагоги должны приложить максимум усилий в создания оптимальных возможностей для морального развития.

Методологическую основу нашего исследования заложили представления Жана Пиаже на  моральное сознание,  отраженные в его работе о моральных суждениях детей (Piaget J., 1932), в которой объектом изучения становятся различные суждения детей, отражающие меру овладения ими сферой морального сознания общества. А также взгляды С.Г. Якобсон на моральное развитие дошкольников, изложенные в ее работе “Психологические проблемы этического развития  детей”, где центральной является проблема регуляции в изучении морального воспитания  детей.

Исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений. Всего в исследовании принимало участие 72 ребенка старшего дошкольного возраста.

Существуют данные о том, что прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет. Как правило, эти данные являются косвенными, побочным результатом других исследований, Специальных работ посвященных соотношению морального сознания и морального поведения у дошкольников нет. Учитывая важность этого вопроса, целью проведенного исследования было обнаружение связи знания моральных норм и морального поведения.

Исследование велось по следующим этапам:

  1. Создание экспериментальной ситуации для проведения эксперимента.
  2. Проведение эксперимента на группе детей 5 лет и группе детей 6 лет, с целью разделения дошкольников на “жадных” и “справедливых”.
  3. Проведение методики “Качества” на группах детей 5 и 6 лет, с целью выявления актуальных для ребенка качеств в данный момент времени.

На 1 этапе была создана ситуация для проведения эксперимента.

Для достижения выше поставленной цели, при помощи методики “Распределение игрушек”, описанной С. Г. Якобсон, изучалось соблюдение детьми принципа справедливости, выражавшегося в требовании равномерно распределить предназначенные всем  игрушки. Сам эксперимент состоял из двух стадий: закрытое распределение и открытое. Целью закрытого эксперимента было показать, соблюдается ли ребенком норма справедливости в конкретной экспериментальной ситуации или нет. А целью открытого – проверить устойчивость несправедливого поведения.

1 часть - закрытый эксперимент. Приглашаются трое детей и рассаживаются по “домикам”, не имея, возможности видеть друг друга. Один из детей (основной испытуемый) распределяет предложенные игрушки, предназначенные для всех детей, между собой и другими детьми, сидящими в “домиках”. “Закрытым” эксперимент называется вследствие того, что дети, с которыми делится основной испытуемый, не имеют возможность наблюдать сам процесс дележки и тем самым не могут воздействовать на несправедливое распределение игрушек основным испытуемым.

Первым делом строились “домики” для каждого участника эксперимента. На расстоянии 1,5-2 метра друг от друга ставились 3 стола. Каждый стол был отгорожен от других высокой ширмой, так, чтобы дети сидели в “домиках”, не имея возможности видеть друг друга. Затем осуществлялся подбор рабочего материала, который составляли 2 набора игрушек, включающих в себя по три партии предметов. Первый набор был предназначен для мальчиков, куда входили 18 мелких предметов: 5 танков, 6 самолетиков, 7 солдатиков. А второй набор был предназначен для девочек. Он также состоял из 18 предметов (кукольная одежда): 5 сумочек, 6 кофточек, 7 платьев. Каждая партия состояла из предметов одного назначения, различавшихся между собой по цвету или отделки платьев.

2 часть – проводится с детьми, которые в закрытом эксперименте не справедливо распределили игрушки между собой и другими участниками эксперимента. Создается открытая ситуация, дети находятся на виду друг у друга, и основной испытуемый делит игрушки на глазах у детей, которые тоже претендуют на них. Испытуемые, которые оставили себе большую часть игрушек, будут называться “несправедливые”, так как такой поступок означает игнорирование прав и интересов других детей. А испытуемые, поделившие поровну, классифицируется как “справедливые”.

Экспериментальная ситуация создавалась как и для закрытой формы, но если в первом случае дети не имели возможность видеть друг друга из-за ширм, то сейчас ширмы убирались и дети садились за столы друг перед другом. Рабочий материал также количественно соответствовал материалу закрытой формы, отличались только качественные характеристики предметов. Игрушки были еще более привлекательными для ребенка, чем в первом случае. Для мальчиков наборы состояли из 5 бронетранспортеров, 6 вертолетов, 7 конных всадников. А для девочек – из 5 сорочек, 6 брюк, 7 платьев, только на этот раз платья были отделаны рюшками и тесьмой, имели яркие цвета и были сшиты из праздничных материалов.

Эксперимент строился следующим образом. Экспериментатор приглашал основного испытуемого и двух детей, которые при закрытом распределении сидели за ширмой, а при открытом – лицом к лицу друг с другом. Затем он отдельно говорил основному испытуемому следующую инструкцию: “Сейчас я дам тебе замечательные игрушки. Твоя задача – поделить игрушки между тобой и мальчиками (девочками). Делить игрушки ты можешь так, как захочешь, но обязательно хотя бы по одной игрушки  дай ребятам, чтобы они тоже участвовали в игре”. Затем испытуемому предъявлялись партии игрушек, сначала из пяти, затем из шести и семи предметов. Ребенок делил по своему усмотрению. Если же испытуемый не справлялся с заданием, то экспериментатор приходил ребенку на помощь, предлагая ему возможные альтернативы.

Таким образом, этот эксперимент позволяет определить моральное поведение дошкольников как “справедливое” и “несправедливое” (“жадное”).

Отметим еще раз, что на первом этапе эксперимента партнеры не видели, сколько игрушек оставил себе распределяющий. После проведения этого этапа, дети разделились на две группы: “справедливых” и “несправедливых”. Для проверки устойчивости несправедливого поведения среди “жадных” детей был проведен второй этап эксперимента. В этом случае, когда распределение производилось на глазах у всех, на основного испытуемого осуществлялось давление группы, естественно, в сторону справедливого распределения. Аконформность к давлению свидетельствовала об устойчивости несправедливого поведения.

После проведения эксперимента на группах детей 5 и 6 лет были получены  результаты, занесенные в таблицы.

Для изучения морального сознания была использована методика “Качества” авторов С. Г, Якобсон и Л. Р. Адиловой. Методика позволяет выявить те качества, которые являются ценными и актуальными для ребенка в данный момент времени. Результаты этой методики показывают уровень сформированности морального качества “честный и нежадный” в сознании ребенка. Это качество позволяет ребенку не нарушать норму справедливости в экспериментальной ситуации при распределении игрушек.

Методика “Качества” была разработана С. Г. Якобсон совместно с аспирантом Института Педагогических инноваций г. Москвы Адиловой Л. Р. Методика проводилась в индивидуальном порядке с каждым ребенком из обследуемых нами групп детей 5 и 6 лет. Суть методики заключалась в следующем. Ребенка спрашивают: “Хотел бы ты, чтобы про тебя написали книгу?”. Как правило, дети этого хотят. Тогда экспериментатор говорил: “В детском саду есть один мальчик (девочка, в зависимости от пола испытуемого), который пишет рассказы обо всех детях сада, а сейчас он хочет написать про тебя. Но этот мальчик не очень хорошо знаком с тобой и поэтому он попросил меня узнать, каким  ты хотел бы быть в рассказе?”. Далее ребенку предлагалось 4 качества, из которых он мог выбрать сначала первое, а затем второе. Качества были следующие:

  1. Сильный и смелый (для мальчиков); красивая и нарядная (для девочек);
  2. Всем помогаешь;
  3. Честный и нежадный;
  4. Много знаешь.

Каждое качество было отнесено к четырем разным сферам жизни ребенка:

1. Эстетическая сфера – куда вошли качества “сильный и смелый” и “красивая и нарядная”;

2. Альтруистическая сфера – “всем помогаю”;

3. Моральная сфера – “честный и нежадный”;

4. Интеллектуальная сфера – “много знаю”.

С помощью полученных результатов создавалась возможность проследить, какая сфера является наиболее актуальной для детей 5 лет, и какая для детей 6 лет. А так же, интерес составлял тот факт, присутствует ли в сознании ребенка качество “честный и нежадный”, которое как норма справедливости, регулирует моральное поведение ребенка как честное.

Сопоставив результаты двух методик, можно зафиксировать связь между моральным сознанием и моральным поведением у дошкольников.

Результаты проведенного эксперимента “Распределение игрушек” на детях 5 и 6 лет для наглядности  были занесены в сводную таблицу 1.      

Таблица 1

Распределение дошкольников 5 и 6 лет на «справедливых» и «несправедливых»

                                          Группа

5 лет

6-лет

Кол-во

%

Кол-во

%

“Справедливые”

30

76,9

23

69,7

“Несправедливые”

9

23,1

10

30,3

Сделанный правильный, с точки зрения морали, выбор  ребенка 5 лет обусловливается знанием, что делать хорошо, то есть за что может последовать награда, похвала и т.п. А, что делать плохо, то есть за что могут поругать, наказать и т. п. Это знание пока еще не определяет сознание ребенка. Моральное поведение 5-летнего дошкольника регулируется потребностью в признании, страхом или иными положительными или отрицательными для ребенка факторами. А моральное поведение детей 6 лет детерминируется моральными качествами, которые ребенок осознает, “примеряет” на себя, и действует сообразно им. Так, в исследовании Т. А. Репиной показано, что 4-5 летние дети связывают представления о себе в основном не с собственным опытом, а с оценочным отношением взрослых: “Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит”. В 6-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств.

В возрасте 5 лет норма еще не стала внутренней психологической инстанцией, а является внешним требованием. И ребенок в силу возрастных особенностей, а именно, наибольшей восприимчивостью в 4,5-5,5 лет к оценкам сверстников и большей чувствительностью к оценочным воздействиям взрослых, легко поддается их влияниям в пользу справедливого решения. И таких решений как показал эксперимент, значительно больше, чем те которые под влиянием сиюминутных желаний неосознанно принимаются ребенком, нарушая норму и являющихся “несправедливыми”.

В 6-летнем возрасте ребенок осознает связь моральной нормы и своего поведения и поэтому стремится действовать соответственно с одобряемым образцом. Нарушение нормы расценивается как проступок, в основе большинства которых лежит неумение ребенка самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Рассматривая проступки, А.А. Люблинская отмечает, что, повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку. Таким образом, можно предположить, что если взрослый при неправильном воспитании формирует ребенку низкую самооценку, принижая его или не замечая его успехи, то, как следствие этого формируется аморальное поведение. Но это лишь предположение, которое открывает  в дальнейшем поле для исследований.

Стремясь разобраться, действительно ли в моральном сознании дошкольника лежит моральное качество, в соответствии с которым он осуществляет моральное поведение, была проведена методика “Качества”, по которой были получены результаты, занесенные в таблицу 2 (данные, полученные в ходе исследования 5-летних детей) и в таблицу 3 (данные  6-летних детей).

  Таблица 2

Распределение выбора детей 5 лет по методике “Качества”

Группа

Есть выбор “честный и нежадный”

Нет выбора “честный и нежадный”

Кол-во

%

Кол-во

%

«справедливые»

13

43,3

17

56,7

 «несправедливые»

6

66,7

3

33,3

                                                                                                       Таблица 3

Распределение выбора детей 6 лет по методике “Качества”

               Группа

Есть выбор “честный и нежадный”

Нет выбора “честный и нежадный”

Кол-во

          %

Кол-во

      %

“справедливые”

19

82,6

4

17,4

“несправедливые”

1

10

9

90

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы:

У 5–летних детей результаты свидетельствуют о том, что выбор ими морального качества “честный и не жадный”, как характеристики своей личности, не зависит от того “справедливые” они или нет. Явно прослеживается тот факт, что ребенок выбирает моральное качество, которым он якобы обладает, но не выражает его в поведении. И, наоборот, ребенок делает моральный выбор при распределении игрушек, но не видит в себе такого качества как честность и не жадность. Это говорит о том, что ребенок попросту приписывает себе качества, часто даже не понимая, в чем оно заключается. А значит и “честные” дети и “жадные” не руководствуются в своем моральном выборе моральной нормой. Выбор же морального качества обосновывается знанием, что взрослый одобряет и считает положительным то, что честно поделить - это хорошо, но “стремясь быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей”

Таким образом, можно сказать, что не норма морали регулирует поведение дошкольника в 5 лет, а стремление понравиться окружающим, получить их одобрение.

У 6-летних детей были получены результаты, отличающиеся от результатов 5-летних. А именно, “справедливые” дети выбирали качество “честный и нежадный”, а “несправедливые” нет. Это значит, что в 6 лет в сознании ребенка присутствует моральная норма, которая и регулирует его реальное поведение. Если же эта норма по каким-либо причинам не была сформирована в его сознании, то ребенок и не осознает значимости совершаемого аморального поступка, как для себя, так и для других.

Следовательно,  можно сказать, что связь морального сознания и морального поведения появляется у детей с 6 лет. А значит, подтверждается гипотеза о том, что норма морали начинает регулировать моральное поведение ребенка с 6 лет.

       Количество выборов качеств в первом и втором случае

Возраст

ДЕТИ 5 ЛЕТ

ДЕТИ 6 ЛЕТ

Сфера

№ выбора

Интеллектуальная

Эстетическая

Альтруистическая

Моральная

Интеллектуальная

Эстетическая

Альтруистическая

Моральная

6

(15,4%)

20

(51,3%)

5

(12,8%)

8

(20,5%)

5

(15,2%)

9

(27,3%)

8

(24,2%)

11

(33,3%)

На становление моральной сферы не значимо  влияет интеллектуальное развитие, так как явных различий в числе выборов качеств, указывающих на приоритетность умственных характеристик личности нет. Увеличение значимости моральной сферы произошло за счет понижения интереса к себе и развития у ребенка альтруистических склонностей в поведении. Из всего выше сказанного следуют следующие утверждения.

В 5 лет доминирующей над всеми остальными сферами жизни является эстетическая, именно она определяет моральный выбор детей в данной возрастной группе. В 6 лет внимание к себе ослабевает и сменяется в пользу моральной сферы. Ребенок считает верным способом поведения отзываться на помощь других. Следовательно, ребенок ориентируется на других людей, пытается учитывать их желания, а не слепо следовать своим потребностям  и удовлетворять их. Отсюда и повышение значимости для ребенка и моральных качеств.

Полученные результаты исследования имеют практическую значимость для сферы образования и воспитания детей, и могут быть использованы в разработке некоторых психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию морального поведения у детей.

  1. Основы морального поведения необходимо формировать до 6 лет.
  2. Воспитателю необходимо акцентировать внимание ребенка на окружающих, на их чувствах, переживаниях и потребностях.
  3. Нельзя считать отставания ребенка на занятиях причиной аморальных поступков, хотя и интеллектуальное развитие тоже в некоторой степени влияет на становление морального поведения.
  4. Необходимо  при каждом случае обращать внимание ребенка на свои нравственные поступки, сопоставляя их с общепринятой нормой.

Итак, мы видим: нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь "вербальную сферу": ребенок осваивает нормы "на словах", в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

Литература:

1.Субботский, Е. В. Психологические основы нравственного развития дошкольника / Е. В. Субботский. – Тбилиси, 1984.

2.Субботский, Е. В. Формирование морального действия у ребенка /     Е. В. Субботский // Вопросы психологии. – 1979. - №3.

3.Якобсон, С. Г. Материалы к программе морального воспитания детей 5-7 лет  / С. Г. Якобсон, Л. Воюева  // Дошкольное воспитание. -  2003. - №4. –

4.Якобсон, С. Г. Моральное воспитание / С. Г. Якобсон. – Смоленск: СОИУУ, 2002.

5.Якобсон, С. Г. Психологические проблемы этического развития детей / С. Г. Якобсон. -  М.: Педагогика, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование моральных норм у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональных проблем....

Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, так как активность является необходимым условием умственного развития ли...

Коррекция и профилактика агрессивных проявлений в поведении у детей младшего дошкольного возраста

Данная программа направлена на оказание помощи детям, имеющим нарушения в эмоционально-волевой сфере, а именно – повышенный уровень агрессивности. Поведение этих детей характеризуется драчливост...

Особенности проявления познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе важным звеном общественного развития является система образования в целом, и дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные...

«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.

Библиографический список произведений художественной литературы для детей содержащий ситуации морального выбора у детей старшего дошкольного возраста.В нем вы найдете :рассказы,стихотворения,литератур...