ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ В ПРОВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ КУБАНИ.
статья по теме

Иванова Ирина Михайловна

Духовно — нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям — а это мы с вами. Воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы и ставило перед собой основную цель — воспитывать ребенка мыслящим, добродетельным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Все то, что мы заложим в ребёнке сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Обращение к духовно — нравственным традициям образования и воспитания ведется нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ  ЧЕРЕЗ ВВЕДЕНИЕ В ПРОВОСЛАВНУЮ КУЛЬТУРУ И ТРАДИЦИИ  КУБАНИ.

Приоритетные направления работы нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения - центр развития ребёнка — детского сада № 2 - приобщение детей к истокам кубанской культуры, к своей малой родине о Знакомство с православными праздниками, обычаями и традициями Кубани.7 В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, предостерегающее наше общество сегодня — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в нарушении личности.Сейчас материальные ценности, доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизма.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают как люди решали свои проблемы.

Духовно — нравственное воспитание — одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям — а это мы с вами. Воспитание всегда связывалось с развитием духовно- нравственной сферы и ставило перед собой основную цель — воспитывать ребенка мыслящим, добродетельным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Все то, что мы заложим в ребёнке сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Обращение к духовно — нравственным традициям образования и воспитания ведется нам наиболее перспективным, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни.

Духовно — нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях детского сада оказалось наиболее трудным и деликатным требующим единения желаний всех участников: педагогов, детей и родителей. Нельзя не учитывать проблему отчуждённости, оторванности детей, да и нас, родителей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутные представления о боге, о церкви. И в настоящее время назрела задача знакомства детей / в общих чертах/ с православной культурой и традициями Кубани, пробудить к ней интерес.

Опираясь на программу духовно - нравственного воспитания детей- дошкольного возраста О.М. Потаповская, нравственно — патриотическое воспитание, методические рекомендации М.Д. Махенев


Мы разработали тематический план работы по всем возрастным группам по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию на каждый месяц — соблюдая традиции и православные праздники Кубани.

В него включены:

Цели - способствовать формированию знаний детей о православных

праздниках, традициях.

Задачи — формировать у детей знания об осенних, зимних, весенних и летних православных праздниках. Для этого используем такие формы работы с детьми как занятия, беседы, духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники, музыкальные развлечения. Подобрали словесный фольклорный материал / частушки, потешки, пословицы, считалки, дразнилки, сказки/, а также игровой , танцевальный и песенный материал.

Проводим развлечения, музыкальные занятия по праздникам народного календаря, что соответствует временам года. 14 октября — Покров день- первое зазимье, конец хороводам, начало посиделкам.

14 ноября — Кузьма -—Демьян — покровители ремесел. Кузьминки по осени поминки, встреча зимы и так касаемся всех праздников.

Организовали выход в церковь. Отец Анатолий познакомил детей с Храмом, показал свечу. Эта свеча не обычная, а церковная. Это знак нашей веры, причастность человека к божественному свету, она выражает пламя нашей любви к Господу, Матери Божьей, ангелам и святым. Свечу ставят возле иконы.

В последнее воскресенье ноября отмечается праздник « День матери». Провели беседы - « Мама — мама солнышко моё», провели занятия по ИЗО «Моя мама» Сделали выставку портретов мам. Подготовили и провели занятие « Земная жизнь Пресвятой Богородицы» . Занятие носило объяснительный характер.

Для знакомства детей с культурой Кубани используем комнату кубанского быта для проведения православных праздников. Там сама обстановка помогает раскрыть тему по ознакомлению детей с кубанской культурой, традициями,  бытом, на участке детского сада создан уголок кубанского подворья, что позволяет более детально познакомиться с бытом кубанских казаков — наших предков. В групповых выставляются поделки детей и их родителей. Используем материал из газет, журналов  по Атамане. Здесь очень обширный материал и многие родители посетили Атамань семьями. Нацеливаем родителей о просмотре материалов телепередач о Кубани.

Придаём значение такому важному нравственно — патриотическому воспитанию детей. Проводим большую работу по связи старшего поколения с детьми. Знаем и чтим память о героях станичниках участниках гражданской и Великой отечественной войны. Ходим к обелиску Славы, в музеи Славы. Чтим память об участниках боевых действий в Афганистане, Чечне, служению наших дедов и отцов, братьев в рядах вооруженных сил России.

Проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, изучается Российская символика, Кубани. Знакомим детей с разнообразием природа нашего родного края Кубани, станице, детскому саду, родному дому, родной речи, родной культуре. Все это начинается с самого малого

любви к своей семье, к своему дому, своим близким. Постепенно расширяясь эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему. Проводим значимые праздники «День Победы», «Победа деда — моя Победа», «Сирень — 45 года». «Старый вальсок». На зональном совещании в Красноармейском районе наш Калининский район представлял материал «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание».

В методическом кабинете нашего детского сада накоплен материал по нравственно-патриотическому и духовному воспитанию детей.

Ну а сейчас хочу остановиться на замечательном весеннем празднике «Пасха» Празднование Пасхи, наряду с другими православными праздниками занимает значительное место. В каждой возрастной группе воспитатели и музыкальные, руководители проводят работу: интегрированные занятия, рассматривание иллюстраций, духовных книг, икон, храмов, заучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок, народных примет. В период пасхальной недели дети чувствуют себя настоящими мастерами, украшая пасхальные яйца — крашенки и писанки. Воспитатели, сотрудники, родители, старшее поколение бабушки и дедушки делятся старинными секретами росписи, пасхальных яиц, рассказывают историю возникновения праздника, объясняют предназначение пасхального яйца. Потом продолжается праздник серией развлечений для малышей. Здесь бывает все «Как положено» православные стихи, прославляющие праздник Пасхи Задорные кубанские песни, веселые хороводы, игры - соревнования с пасхальными яйцами: чьё яичко дальше прокатится, чьё дольше прокрутиться, а чьё не разобьётся. Завершается праздничная неделя «Пасхальное яичко» выставкой, в которой принимают участие родители, воспитанники, сотрудники детского сада. И на каждой такой выставке можно увидеть не только разрисованные яйца, но и целые композиции. Все это воспитывает подрастающее поколение духовно — нравственно, учат любить свой родной край, станицу, в которой мы живём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возрата через тувинскую национальную культуру"

"Развитие интеллектуально-познавательных способностей детей подготовительной к школе группы"...

"Формирование духовно-нравственного начала в каждом ребенке на основе ознакомления с историей, культурой бытом русского народа».

Моя творческая работа подготовлена по программе "Истоки". в этой программе есть раздел "Музейная педагогика"....

Формирование у детей дошкольного возраста мотивации к духовно – нравственному развитию через знакомство с родной культурой

Цель работы педагогов как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию....

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...