Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) по теме

Новикова Асия Амировна

статья по самообразованию о том как проводить проектную деятельность с детьми старшего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Педагогические исследования последнего времени показывают, что главная проблема образования - потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает; снизилась положительная мотивация к занятиям.

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технологией проектирования. Проектирование, как одна из технологий обучения - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов.

В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит на занятиях. Учителя начальных классов тоже говорят об отсутствии у детей любознательности, угасании интереса к познанию нового. С. Я. Маршак писал в одном из своих стихотворений:

Он взрослых изводил вопросом «почему?».

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?».

Поэт сумел показать один из главных пороков традиционного обучения. Построенное на сообщении новых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка, то, что заложено природой.

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.

Современная же социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможности для совершенствования. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Целью работы в режиме проектной технологии является формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:

- способствование развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;

- создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;

- создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.

Основные принципы развития творческих способностей:

1. Принцип беглости мышления (предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма»);

2. Принцип сотрудничества и кооперации (позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе);

3. Принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка);

4. Принцип неоцениваемой деятельности (предоставляет каждому участнику право делать ошибки).

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

Проект — это  продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.  Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр.

Например, работая над проектом « В ГОСТЯХ У ХОЗЯЙКИ МЕДНОЙ ГОРЫ» организовали музея камней, в книжном уголке поставили яркие книги — энциклопедии для детей о камнях и минералах, альбомы с изображением камней, гор, природных ископаемых. В игровом уголке систематизировали и поставили игры на тему связанную с камнями.  Разработали и сделали атрибуты к  сюжетно – ролевым играм (шахтеры, в гостях у гномов, ювелиры).

Проект разработан с целью обогащения представлений детей в возрасте 5-6 лет о камнях и минералах.  В ходе работы над проектом у детей возникает множество вопросов. Ответы на эти вопросы дошкольники получают в процессе работы над проектом. Вначале проводились беседы о камнях, которые нас окружают, об их пользе людям, о том, как они появились-родились. Чтобы ответить на все вопросы детей и дать им объективные знания в группе появилась литература: научно-популярная литература; детская познавательная литература, художественная, обучающая. В свободное время  делали  поделки из камней (картины, рисовали на камнях).

Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.

Формирование интереса у детей к исследовательской деятельности является одним из главных факторов и важнейшим условием развития творческого потенциала личности. Для этого в группе создали центр экспериментирования под названием «Пробуй, Чувствуй, Узнавай». Центр художественно оформляется, оснащается дидактическими играми, пособиями, которые постепенно пополняются в связи с расширением тематики экспериментов. Для того чтобы у детей формировалось осмысленное отношение к собственному здоровью и безопасному поведению при работе с различными материалами, вместе с ними разрабатываются правила работы в центре экспериментирования.

Увлекшись этой темой, мы собрали коллекцию разных камней.

Организовали выставку из полудрагоценных камней «Выставка маминых украшений».

Сделали ящик ощущений. Получилась игра «Найди на ощупь». Для поддержания и дальнейшего развития интереса детей к детскому экспериментированию разработала план работы опытно-экспериментальной деятельности на учебный год, использовала разнообразные формы организации детского экспериментирования в разных видах деятельности: во время игр, занятий, на прогулке, трудовой деятельности; используются сюрпризные моменты и проблемные ситуации.

Затем были опыты: с солью, ( в соленой воде не тонут предметы), выращивание из соли кристалла, с янтарем, углем,  опыт дымящиеся горы (извержение).Детям понравилось экспериментировать с камнями, многие показывали фокусы-опыты дома, друзьям. Дети узнали пользу камней

1. ПОСТРОЙКА ДОМОВ
2. КРЕМЕНЬ – ОГОНЬ, ОРУДИЕ ТРУДА
3. СОЛЬ – ЕДА
4.УГОЛЬ – ТЕПЛО
5. УКРАШЕНИЕ
6. ЛЕЧЕНИЕ КАМНЯМИ (ЛИТОРОТЕРАПИЯ)  

При работе над проектом дети научились  основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

Во время рефлексии (размышления) дети отметили, что им нравиться узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями. Работа в проекте сплотила ребят - ведь они были заняты общим делом, результат ее виден на стендах.

     Дошкольник стремиться к активным действиям, обобщению, самовыражению, ярким впечатлениям. Известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество.

  Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

    Педагогическая технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольника. В её основе лежит идея доверия природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

Список литературы:

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность, как средство развития детей и взрослых // Развитие личности.2000.№ 1. С. 24-36.

2. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.

3.Н.А. Рыжова программа «наш дом - природа» блок занятий «песок, глина, камни». карапуз -дидактика Москва 2005.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М.: АРКТИ, 2011.

7. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007.

8. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении.// методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2010.

9. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.    

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему м...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию с учетом региональных особенностей ХМАО

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того экологическое воспитание- это огромный потенциал ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

«Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности».

laquo;Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как метод развития познавательной деятельности». Добрый день уважаемые коллеги!Согласно ФГОС, метод ...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста как форма организации познавательной деятельности в свете ФГОС ДО

Проблема исследования:Как по средствам проектной деятельности обеспечить эффективность познавательного развития ребенка....


 

Комментарии

Смирнова Алёна Леонидовна

Актуально и интересно!