экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.
статья на тему

Панифидникова Ирина Петровна

Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой).  Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой).  В данной статье мы рассмотрим совмещение двух инновационных программ на примере реализации проекта «Мой край Сибирский» (воспитатели  Жотина Н.Г., Сухорукова Н.Ю, эколог Нефедова Е.К.). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchestvo.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад№18 «Дюймовочка»

Тема: экологический компонент при реализации программы «Сообщество» в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Автор: Панифидникова И.П., заместитель заведующей по воспитательной работе

В ближайшее время начнут действовать новые федеральные стандарты образования, которые включают в себя три категории требований: к структуре программ, к условиям реализации и к результатам освоения программ. Современное дошкольное учреждение должно учитывать требования Министерства образования РФ и перестроить свою работу в соответствии с ними.

Наш Центр развития ребенка работает в инновационном режиме и решает поставленные задачи с помощью участия в региональном эксперименте «Образование в области экологии и здоровья: национально-региональный компонент». (В рамках межрегионального проекта «Экология. Здоровье. Школа» Департамент образования Иркутской области 02.04.2008г. № 55-37-1257/8) и реализации образовательной программы «Сообщество» (под ред. О.Л. Князевой). Основное достоинство и ценность программы «Сообщество» заключается в ее гуманистической парадигме, так как она предусматривает создание условий для развития детской инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности. Одним из центральных принципов является комплексное развитие способностей дошкольников во всех видах деятельности, но при этом строго соблюдается право ребенка на собственный путь развития.

 В данной статье мы рассмотрим совмещение двух инновационных программ на примере реализации проекта «Мой край Сибирский» (воспитатели  Жотина Н.Г., Сухорукова Н.Ю, эколог Нефедова Е.К.).  Тема была выбрана с целью формирования у ребенка эмоциональной отзывчивости к социальному и природному окружению, позитивного отношения к самому себе, уважения и любви к своей семье, своему роду, краю и Родине.

Первый этап заключался в планировании предстоящей деятельности самими детьми  по модели «Трех вопросов»:

  1. Что мы знаем о родном крае?
  2. Что мы хотим узнать?
  3. Каким образом можно получить интересующую информацию?

Получилась следующая картина:

Имя ребенка

Знаю

Хочу узнать

Как узнать

Милана

Города в Иркутской области

Расстояние между городами

спросить у шоферов

Матвей

Знаю много рек есть в Сибири

Названия рек, кто им придумал названия и почему

спросить у Екатерины Климентьевны (педагог-эколог)

Вадим

Главное озеро – Байкал

Откуда течет Байкал, почему в песне поется , что он «священный»

Из энциклопедии

Вова

Много рыб в озере и в реках

Как приготовить уху

У поваров детского сада

Захар

Много добывается полезных ископаемых

Каких больше всего полезных ископаемых в Сибири

У родителей, в энциклопедиях

Даша

Летом летают комары, а на острове Ольхон – их нет

Какие еще есть острова

Спросить у старшего брата

Лера

Животных много в Сибири – хищных и травоядных

Есть ли змеи и как получается яд у змеи

В Интернете

Лиза

Все знаю

Как появляются лягушата

В книгах прочитать

Таня

Охотники в тайге делают зимовье

Из чего построены дома в Сибири

Спросить у родителей

Кристина

Нашему городу исполнилось 35 лет

Какие народы живут в Сибири

Посмотреть специальную передачу по телевизору

Артем

Знаю выражение «Богатство России прирастать будет Сибирью», знаю памятник Радищеву возле Яросамы

Какие звери живут в тайге, и чем они питаются, и каких зверей больше

В библиотеке

Далее воспитатели, совместно со специалистами разработали основной план-паутинку и расписали работу в центрах активности по каждой из подтем.

Край мой сибирский

Географическое положение

климат, природные явления

Полезные ископаемые

Животный мир Сибири

Растительный мир Сибири

р.Ангара

о.Байкал

Народы Сибири, их культура

Усть-Илимск

подтема

Центр активности

Деятельность

Географическое положение Климат. Природные явления

Литература и грамота

Отгадать ребусы (города Сибири)

Составляем тематический кроссворд

Делаем книгу «Мы - сибиряки»

Наука и природа

Найти в книгах информацию о Сибири (картограф), Возникновение городов (зимовье, острог, улица, достопримечательности городов)

Опыты «Круговорот воды»

Сюжетно-ролевая игра

«Путешествие по Сибири на поезде, автомобиле», «Передача «Прогноз погоды в Сибири», «Отдых в Сибири».

Математика, манипулятивные игры

Измеряем расстояние между городами по карте.

Дидактическая игра «Путешествие на поезде»

Искусство

Аппликация «Карта Сибири»,

Лепка «Глобус. Климатические пояса»

Песок и вода

В песке делаем реки, озеро Байкал.

Создание сибирских ландшафтов

Строительство

Самодельные пазлы «Карта Сибири»

Кулинария

Коктейль молочный «Снежная фантазия»

Салат «Краски Сибири»

Драматизация

Сказка «Кто сильнее?»

Открытая площадка

Наблюдение, подвижные игры, экскурсии

Полезные ископаемые

Литература и грамота

Составление предложений со словами: уголь, алмаз, золото.

Подбор стихотворений в книгу «Мы - сибиряки»

Наука и природа

Игра «Карта полезных ископаемых Иркутской области»

Сюжетно-ролевая игра

«Мы - геологи»

Математика, манипулятивные игры

«Сундук сокровищ»(считаем драгоценные камни парами, тройками, записываем в учетную книгу, раскладываем камни в порядке возрастания-убывания)

Искусство

Аппликация «Укрась корону драгоценными камнями»,

лепка по сказкам  «Данила-мастер»

Песок и вода

производим раскопки ископаемых, изготовление бумаги, 2 этап

Строительство

Конструирование «Тележка для угля»

Кулинария

Тосты для шахтеров

Драматизация

«Сказка об угольке»

Открытая площадка

Наблюдение, подвижные игры, экскурсии

Животный мир Сибири

Литература и грамота

Пересказ Л.Н. Толстого «Белка и волк», чтение И.А. Заплатного «Мы идем в лес», игра«Что, чье», подбор пословиц и загадок про животных в книгу «Мы – сибиряки»

Наука и природа

Составление биологических цепочек: «Кто чем питается», «Кто, где живет», классификация: животные, рыбы, птицы,   насекомые,  рептилии

Сюжетно-ролевая игра

«Сибирский заповедник»

Математика, манипулятивные игры

Графический диктант «Животные Сибири», составление и решение задач про животных

Искусство

Аппликация «Скворцы прилетели», поделки из глины «Неизвестные животные Сибири далекого прошлого»

Песок и вода

Заселяем водоем рыбками

Строительство

Оригами: животные Сибири, строительство заповедника – норы, берлоги, гнезда

Кулинария

«Медовые фантазии», печенье Снегири

Драматизация

Кукольный театр «Рукавичка», этюды «узнай животное»

Открытая площадка

Наблюдение, подвижные игры, экскурсии

Растительный мир Сибири

Литература и грамота

Чтение «Как Валера за одуванчиком наблюдал» придумывание слов и предложений по схемам

Наука и природа

д/и «С какой ветки детки» (с условными обозначениями)

Сюжетно-ролевая игра

«Дача», «Аптека»

Математика, манипулятивные игры

Нарисуй растение по цифрам (прямой и обратный счет до 20), букет из геометрических фигур

Искусство

Аппликация «Цветы Сибири», коллаж «Тайга», лепка Ягодная поляна

Песок и вода

Фильтрация воды для полива растений, делаем дождик

Строительство

Оригами «Деревья», конструирование из даров леса

Кулинария

Витаминный салат, брусничный морс , витаминные чаи

Драматизация

Таежные этюды

Открытая площадка

Наблюдение, подвижные игры, экскурсии

Народы Сибири, их культура

Литература и грамота

Расшифруй названия народов Сибири Продумать экскурсию по краеведческому музею детского сада, провести ее для младших дошкольников, герои Сибири (Ермак, декабристы), оформление главы «Фольклор народов Сибири»

Наука и природа

Нарисовать карту Сибири, обозначить территорию расселения разных народов

Сюжетно-ролевая игра

Игры народов Сибири

Математика, манипулятивные игры

подобрать пары к национальным костюмам

ориентировка в пространстве

Искусство

Знакомство с Ангарскими писаницами (наскальными рисунками, знаками), тематические эскизы рисунков, оформление выставки «Уголок исчезнувшего мира»

Песок и вода

Дома из песка

Строительство

Строим дома из различного вида конструкторов

Макет «стоянка древнего человека»

Кулинария

Национальные блюда народов Сибири

Драматизация

Драматизация сказок сибирских писателей

Открытая площадка

Посещение городского краеведческого музея, памятник декабристам

Усть-Илимск, р.Ангара, о.Байкал

Литература и грамота

Чтение легенд об Ангаре, Байкале, Байкальских сказок, стихи и частушки о городе и крае, песни о городе, оформление готовой книги  «Мы - сибиряки»

Наука и природа

Исследование сибирской почвы, изучение ландшафта, опыты «тонет не тонет», итд.

Сюжетно-ролевая игра

Стройка и жизнь города, рыболовство, охота, отдых на о.Байкал

Математика, манипулятивные игры

экологический паспорт двора, парка, исследуем карту города,  обозначили форму микрорайонов, города.

Искусство

Придумывание костюмов и декораций к  «Легенде об Ангаре»

Песок и вода

Ландшафт Байкала, притоки Ангары, загрязнение и очистка водоема

Строительство

Строим плотину, строительство города (от палатки до современных зданий), макеты «Наш край Сибирский»

Кулинария

Таежные рецепты, кулинарные секреты наших бабушек

Драматизация

Разыгрывание Байкальских сказок, «Легенды об Ангаре»

Открытая площадка

Сбор коллекций камней, проб почвы, экскурсии по городу, на Ангару, в музей Байкала

Следующий этап – работа детей в центрах активности, презентация полученных результатов, подведение итогов. Принятие решений имеет первостепенную важность для демократического процесса. Мы создаем условия, чтобы каждый ребенок в учебно-воспитательном процессе мог выбрать тот или иной центр активности, вид материала, с которым он будет работать, озвучить свои предложения, вопросы и выводы.

Завершающий этап: презентация проекта другим детям детского сада в виде:

  1. музыкально-театрализованного представления «Легенда об Ангаре»;
  2. красной книги Сибири;
  3. жалобной книги природы;
  4. выставки макетов «Мой город, где улицы, как песни»;
  5. экскурсии для младших дошкольников и гостей МДОУ  по музею «Память о затонувших деревнях»
  6. компьютерной презентации PowerPoint «Край мой Сибирский».

Таким образом, инновационная деятельность дошкольного учреждения способствует активному внедрению новых федеральных стандартов в образовании по всем параметрам:

Структура: программа «Сообщество» является «рамочной», включает в себя общую философию образования, основные цели и конкретные задачи обучения и развития детей и основные принципы построения данной программы. Программа основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития каждого ребенка. В рамках реализации программы «Сообщество» каждому ребенку после Утреннего Сбора ежедневно предоставляется право заниматься в том центре активности,  какой он считает необходимым в данный момент. После работы в выбранном центре активности ребенок предъявляет продукт своей деятельности в рефлексивном кругу.

Условия: для комплексного развития ребенка в группе созданы и постоянно функционируют: Центр манипулятивных игр, Центр науки и экспериментирования, Центра природы и естествознания, Центр строительства, Центр песка и воды, Центр литературы, Центр кулинарии, Центр Информатизации, Центр Искусств, Центр сюжетно-ролевой игры, Центр драматизации.

Результаты: для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный стратегический маршрут развития, регулярно на координационном совете заполняется «Журнал наблюдения и развития ребенка», регистрируются «Педагогические наблюдения», дважды в год проводится игровая диагностическая процедура по сформированности таких компетенций как социальная, интеллектуальная, информационная, коммуникативная.

Требования к педагогу: воспитатели ежегодно проводят самоанализ по  соответствию педагогическим стандартам ISSA(International Step by step Association, пишут стратегии самообразования. Общая диагностика профессионализма педагогической деятельности проводится в форме ассессмент-центра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по реализации программы дополнительного образования в дошкольном образовательном учреждении

В работе представлена разработка  и реализация программы дополнительного образования по художественному направлению в детском саду....

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

Статья «Создание единой образовательной системы по нравственному становлению личности ребенка посредством экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Аннотация в статьеВ статье раскрывается опыт работы педагогического коллектива по созданию экологических пространств на территории ДОУ, как условия  осмысления педагогами новой идеологии федераль...