Проект по благоустройству помещения детского сада
материал по теме

Процесс создания музейного комплекса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_-muzey..doc161 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития  ребенка -  детский сад первой категории № 34

г. Челябинска.

Проект   по благоустройству

помещения детского сада.

Тема: «МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

Выполнили: педагог дополнительного

 образования по изо  Макарова Н.Е.

Педагог I  категории

Балаклиенко С.З.

2011г

.г.Челябинск.

 Процесс создания музейного комплекса  можно разделить на два этапа.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Определить тему и название музея, разработать место для размещения, перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (ИЛИ ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Создание фонда музея. Сбор экспонатов для музея народного быта в детском саду и организация его экспозиций, составление этикетажа.

1.

Профиль - комплексный. (Краеведение).

Цель работы музея:

1.Формировать представление о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры русского народа, родного края.

2.Прививать уважение к культуре и истории своей страны, чувства ответственности за ее сохранение.

3.Воспитать эстетическую, экологическую культуру поведения.

 

Задачи:

1.Создание условий, которые дадут возможность ввести детей в мир русского народного быта.

2.Формирование простейших навыков в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

3. Использование фольклора (заклички, считалки, попевки, сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.). Ведь содержание фольклора это жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания. Дать возможность почувствовать красоту русского языка, народной обрядовой поэзии.

4. Умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.

2.

Создание музея.

      Назначение музея –  воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к родной природе, истории и культуре своей страны. В теории и практике воспитания под музейным пространством подразумевается сфера экспонирования, хранение фондов человеческого достояния и прием посетителей.  Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников и роль в сотрудничестве детского сада и семьи.

        Для успешной организации работы по созданию Музея на базе детского сада необходимо выполнить ряд мероприятий:

- Обследование помещения, для наиболее удачного расположения музейных экспонатов. Подготовка стеллажей, витрин, оборудования, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.

- Необходимое условие организации и существования музея - определение его профиля. На базе детского сада наиболее удачным можно назвать комплексный профиль. Среди них особое место занимают краеведческие музеи, включающие отделы природы, истории и культуры родного края.

- Создание музейного фонда. Предметы подразделяются на две группы: подлинные памятники материальной и духовной культуры; и предметы, изготовленные специально для экспозиций.

- Создание картотеки. Наличие музейной картотеки позволит педагогу включать в воспитательно-образовательный процесс все материалы основного и вспомогательного фондов, осуществлять дифференцированный подход к детям.

-Немаловажное значение имеет представление семейных экспонатов, собранных детьми вместе с родителями (отдельные коллекции): коллекция минералов, открыток, гербариев и т.д. стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Значение и использование музея

 На занятиях в музее каждый ребенок имеет возможность познакомиться с экспонатами, взять их в руки, хорошенько рассмотреть, понять, как и из чего они сделаны и попробовать их в действии.. Полный цикл познания предмета народной культуры позволяет развивать у дошкольников не только необходимые навыки мышления, наблюдательности, но и умение сопоставлять прошлое и настоящее, способствует формированию исторической памяти и уважения к труду мастеров.

Знакомство с предметами художественных промыслов, украшенных различными растительными орнаментами, напоминает юным воспитанникам о неразрывной связи человека и природы, раскрывает перед ними систему традиционного народного календаря с земледельческими праздниками, в которых дети обязательно принимали участие.
         Воспроизведение детьми различных видов домашних работ крестьянского быта: сматывание клубков, толчение зерна, перебирание крупы и т.д., весьма традиционных для народной культуры, но, к сожалению, ушедших из современного быта, помогает как развитию мелкой моторики, усидчивости так и осознанию ребёнком себя в роли необходимого помощника в семье.
         Занятия в музее могут включать в себя и знакомство с различными народными играми, настоящими кладезями народной мудрости. Даже хорошо всем известные «ладушки» в лёгкой и весёлой форме раскрывают перед ребёнком понятие лада, т.е. умения жить в мире и добре с окружающими, учат считаться с интересами других, ведь надо успевать попадать в ритм хлопков и быть эмоционально отзывчивым.
         Весёлые считалки, прибаутки, загадки, потешки и другие формы устного народного творчества в ходе музейных занятий обогащают словарный запас  воспитанников, развивают чувство юмора, развивают способность самовыражения, что способствует доброжелательной атмосфере занятий и охотному их посещению.

 Экспонаты  могут использоваться для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка,  могут использоваться педагогом-экологом, педагогом по изодеятельности, воспитателями для работы с детьми  для ознакомления с окружающим миром. После каждого экологического занятия дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу . Любой предмет музея может подсказать тему для интересного разговора.

Организация и планирование работы

           С появлением образовательных программ, главной целью которых является знакомство детей дошкольного возраста с народной культурой прошлого, во многих детских садах появились горницы, избы быта- мини-музеи народного быта (в первую очередь крестьянского). Число музеев из года в год растет. Большинство из них давно стали важным звеном педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения.

           Музеи народного быта расширяют представления детей об окружающем мире, знакомят с народной культурой, хранят словесный ключ к пониманию фольклорных сказок, многие реалии которых давно ушли из жизни не только современных городских детей, но и их родителей.

"Стала девочка кудель прясть" - звучит красиво, но загадочно. Что такое кудель и что значит прясть?

"Села Баба Яга на лопату, а Иванушка раз и засунул ее в печь, а устьице задвижкой прикрыл". На какую такую лопату? На садовую, что ли? Да и зачем на лопату садиться?

Даже сказки К.И. Чуковского, написанные в начале прошлого века, изобилуют деталями, с которыми современные дети не сталкиваются. Откуда, например, в маминой спальне взялся Умывальник и зачем ему медный таз? Что такое ушат и лохань?

           Музей народного быта- своеобразная машина времени. За считанные минуты дети вместе с педагогом могут совершить увлекательное путешествие не только в прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен. Не случайно музеи народного быта считают одной из форм работы по краеведению. Как правило, тесно связанные с краеведением, они воспитывают у детей любовь к родному краю, его природе, вызывают интерес к историческому прошлому малой родины.

          Слово "музей" происходит от греческого слова museion и латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

         Своеобразным музейным учреждением является и музей в детском саду, он ведет в меру своих возможностей поисковую и исследовательскую работу, экспонирование и пропаганду имеющихся коллекций в соответствии с воспитательно-образовательными задачами детского сада.

        Музей имеет ряд признаков. Основной признак любого музея, в том числе и музея в детском саду, - наличие фонда подлинных материалов, которые составляют его основу. Для создания музейной экспозиции привлекаются также разнообразные воспроизведения подлинников, вспомогательные материалы: фото - и ксерокопии, макеты, схемы и т.п. В практике иногда совершенно неправомерно музеем называют собрания копий тех или иных предметов, репродукций с картин, наглядных пособий, оформленных в виде выставок и уголков. Конечно, подобного рода выставки имеют известную познавательную и воспитательную ценность, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова.

Таким образом, собираемые музейные предметы подразделяются на две группы:

 подлинные памятники материальной и духовной культуры (орудия труда, предметы производства и быта, письменные и печатные источники, подлинные фотографии и т.д.), а также памятники природы, являющиеся первоисточникам и знаний о природе и обществе;

 предметы, изготовленные специально для пополнения экспозиции, пояснения отражаемых в ней событий и явлений. Это точные воспроизведения подлинников(фото- и ксерокопии печатных материалов, копии художественных произведений, макеты, модели, муляжи, слепки), карты, схемы, тематические рисунки и др. Большая часть этих материалов изготавливается педагогами, родителями и детьми в процессе исследовательской творческой работы.

          Первая группа предметов и материалов составляет основной фонд, вторая - вспомогательный.

         На все экспонаты музея составляется картотека. Рубрикация, как правило, осуществляется по основным разделам музея детского сада. Целесообразно составление и другой картотеки- по направлениям деятельности, с дополнительной рубрикацией по разделам и темам учебных программ.

         Как может выглядеть отдельная карточка? Что в нее следует вносить? Наиболее удобной для использования является обычная библиотечная каталожная карточка: на ней представляется наименование музейного раздела или раздела и темы учебной программы (1); название предмета (2); дается его краткое описание (3);указывается время его изготовления (4) и место, где в настоящее время хранится предмет, откуда его можно взять (5).

         Наличие музейной картотеки позволит педагогу включать в воспитательно-образовательный процесс все материалы основного и вспомогательного фондов, осуществлять дифференцированный подход к детям.

Музей должен иметь соответствующее помещение и оборудование, обеспечивающее хранение и показ собранных коллекций.

В музееведении принята определенная классификация музеев:

  1. исторические;
  2. художественные;
  3. литературные;
  4. естественно - научные;
  5. технические;
  6. комплексные, среди которых, особое место занимают краеведческие музеи, включающие отделы природы, истории и культуры родного края.

         Необходимое условие организации и существования музея - определение его профиля. Об этом приходится говорить особо потому, что большой интерес к созданию музеев приводит к погоне за собиранием разнообразных предметов, в результате чего создаются бессистемные собрания-коллекции различных по своему характеру документов и предметов, а не музеи.

         Выбор профиля будущего музея определяется воспитательно – образовательными задачами дошкольного учреждения и выделением приоритета. Важное значение при этом имеют, безусловно, интересы детей и педагогов, а также возможности комплектования фондов будущего музея подлинными предметами. В настоящее время в детских садах чаще всего создаются музеи народного быта (приложение).

        Конечно, музей в детском саду должен быть живым, развивающимся организмом. Его фонды должны постоянно пополняться, а экспозиции систематически обновляться. Однако расширение музейной тематики и как следствие возможные изменения профиля музея должны быть осознанными и целенаправленными.

        Принципиальные вопросы, связанные с организацией музея и определением его профиля, утверждением ответственного и творческой группы педагогов (музейного актива), обычно обсуждаются на педагогическом совете дошкольного учреждения. Участие в решении этих вопросов может принимать родительский комитет детского сада.

         Наличие творческой группы педагогов, способных вести систематическую, поисковую и исследовательскую работу, участвовать в комплектовании, учете и хранении фондов, в показе и пропаганде собранных материалов - обязательное условие функционирования музея в детском саду. Заслуживает внимания опыт работы дошкольных образовательных учреждений, которые, создавая творческие группы педагогов (музейные активы), опираются на кружки и студии по интересам (изостудии, кружки по изучению родного языка, юных натуралистов и др.).

         С одной стороны, руководители кружков и студий имеют широкий круг знаний и умений, с  другой - созданные музеи являются базой для работы кружков и студий. Например, на базе музыкального мини-музея,   можно проводить занятия театральной студии и кружка музыкальный оркестр.

       Ядром творческой группы педагогов (музейного актива) обычно  является  совет музея. Совет избирает председателя музея- человека, наиболее увлеченного этой проблемой, его заместителей и ответственных за организацию поиска и сбора материалов, учет и хранение поступивших материалов, оформление экспозиций, работу лекторов - экскурсоводов, технические средства.

        Совет музея совместно с активом осуществляет планирование организации работы музея: продумывается тематика поиска, пути сбора материалов, определяются конкретные задания педагогам, намечаются сроки их выполнения и т.д. Форма плана может быть различной, но его содержание должно отражать все стороны работы по организации музея.

        Планы работы музея могут составляться на весь период его организации (перспективный план) и на более короткие сроки: на год, полугодие, месяц. План работы музея координируется с годовым планом работы образовательного учреждения. В план работы включаются проводимые в музее с детьми мероприятия: занятия, экскурсии, развлечения, праздники, вечера-досуги и др., обозначается время проведения мероприятий и ответственные.

         Один из с этапов создания музея - составление тематического плана будущей экспозиции. Он может включать следующие графы:

№ п/п

Тема

Краткое содержание

Имеющиеся экспонаты

Экспонаты, которые необходимо иметь

 

 

 

       В последней графе называются предметы и указывается способ их приобретения (например, кем будут сделаны макеты, кто и где будет искать фотографии или другие предметы и т.д.).

       Составление тематического плана - результат коллективной работы педагогов и родителей детского сада. Обсужденный и принятый на педагогическом совете, он на начальном этапе экспозиционной работы является руководством к действию.

          Когда все предметы в основном собраны, составляется тематико-экспозиционный план, точно определяющий место в экспозиции для всех экспонатов, включая тексты. Тематико-экспозиционный план может включать следующие графы:

№ п/п

Тема

Перечень вопросов, раскрывающих тему

 Род экспоната

Содержа

ние в экспозиции

Место в экспозиции

Примеча

ние

        Материалы экспозиции должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы, выставляться в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея. Это правило в детских садах не всегда выдерживается. Нередко в экспозиции оказываются предметы, не относящиеся к ее тематике.

         Важная сторона экспозиционной деятельности - составление этикетажа. Этикетка под экспонатом дает его название и описание. Несмотря на свою краткость, она выражает основную информацию, которую несет экспонат. Поэтому составление этикетажа требует хорошего знания раскрываемой в экспозиции темы, умения кратко и четко выразить свои мысли.

         Сбор экспонатов для музея народного быта в детском саду и организация его экспозиций - дело непростое. Педагоги должны не только представить экспонаты, но и заставить их говорить с дошкольниками на понятном им языке. Задача эта решается разными способами, в том числе посредством создания интерактивных экспозиций, внутри которых ребенок (и любой посетитель музея) может ознакомиться с музейными предметами, не только увидеть, но и услышать, понюхать, пощупать. Для маленьких детей это особенно важно, так как мир открывается для них не через пассивное "видение", а через активное "делание". Для этого в музее должны быть созданы зоны детской активности, где дети смогут использовать в деятельности предметы старинного крестьянского быта, орудия труда, игрушки и др., например, обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек и т.д. Создать поле для подобной деятельности детей под силу опытным, увлеченным своим делом педагогам детского сада.

       Исключительно важное место в работе музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание педагоги должны уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

       Занятия в музее желательно проводить с 10-12 детьми, т.е. по подгруппам.

       Наряду с занятиями непосредственно в музее (занятия-экскурсии, студии и кружки, выставки и фестивали, конкурсы и праздники, беседы, самостоятельная работа старших дошкольников с музейными материалами фонда детского творчества и др.), проводятся занятия в групповой комнате с использованием отдельных предметов - подлинников, специально подготовленных выставок и монтажей.

       В музейной работе следует активно использовать технические средства. Желательно иметь фонд звукозаписей, фотографий, диапозитивов, диафильмов и видеофильмов.

       Посещения музея народного быта детьми дошкольного возраста посвящаются знакомству с предметами быта, народным искусством и культурой.

В младших группах даются названия предметов быта и демонстрируются способы действия сними, в старших группах подчеркивается историческая преемственность музейных предметов с современными аналогами. Например, лучина - керосиновая лампа - электрическая лампа, валек - чугунный утюг на углях - электрический утюг и пр. Обязательно показывается зависимость использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди - свечами и т.п.) и места их проживания (в лесистой местности в основном использовалась деревянная посуда, а в местах, богатых глиной, - глиняная).

       Организация занятий предполагает активность детей, им надо самим догадаться, для чего был нужен и как использовался тот или иной предмет. В помощь детям загадываются соответствующие загадки, предлагаются пословицы и поговорки.

       Для большей доступности материала можно ввести игровые персонажи, которые встречаются в фольклорных произведениях: Лиса, Медведь, домовенок Кузя, Баба Яга и др. Они рассказывают детям о предметах быта, стимулируя и удерживая их интерес к рассматриваемому объекту.

       Методическая многоплановость, разнообразие в содержании деятельности музея обеспечивают высокий педагогический эффект работы по приобщению детей к культуре своего народа.

       Каждый педагог, причастный к работе музея, должен расширять свои знания по основам наук, связанных с профилем музея, углубленно изучать вопросы и проблемы, над которыми он непосредственно работает в музее, овладеть навыками исследовательской и музейной работы.

       Учеба музейного актива может проходить непосредственно в детском саду, в учреждениях дополнительного образования, а также в государственных музеях. Составляется программа обучения педагогов. В рамках учебы перед педагогами могут выступать как педагоги-коллеги, так и сотрудники музеев и архивов, местные краеведы. На занятиях заслушиваются сообщения, проводится обмен мнениями, организуются выходы в различные музеи.

Особая сторона работы музея детского сада - развитие и совершенствование связи с различными (краеведческими, художественными, литературными и др.) музеями. Речь идет о научной и методической помощи педагогам детского сада, проведении для них консультаций, курсов и практикумов по различным вопросам музейного дела и краеведения, работе с музейным активом дошкольников (юными экскурсоводами), организации экскурсий для детей и родителей, руководстве кружками и студиями при музеях, оказании помощи в учете и хранении музейных предметов и т.д.

        Музей в детском саду может активно принимать участие в проведении мероприятий, связанных с историческими праздниками и юбилеями, являться местом проведения встреч со знаменитыми людьми своего края. Культурно-просветительскую и краеведческую работу музея необходимо вести не только для детей, посещающих детский сад и их родителей, но и для населения, особенно в сельской местности, где отсутствуют государственные музеи. Это не только вызывает интерес местных жителей к прошлому, настоящему и будущему своего края и его природе, но и побуждает принять участие в работе музея, пополнении его фонда.

Литература

 

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс,1998.

2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". М.:Аркти, 2005.

3. Родниковые истоки патриотизма творчества: Из опыта работ / Под ред.Л.М. Кичева. Саранск, 2003.

4. Школьные музеи: Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова и М.П.Кашина. М.: Просвещение, 1977.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОПИСАНИЯ ЭКСПОНАТОВ

Рисунок (фотография) экспоната

Название: 
(Указываются научные, бытовые, народные названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.)

Где собран: 
(Указывается место сбора, его особенности: например, Урал — горы; страна (если это не Россия); среда: водная (растет в воде), наземно-воздушная (летает), наземная, почвенная.)

Кем собран: 
(Фамилия, имя, отчество «дарителя». Можно выделить семейные экспонаты, указав не только фамилию семьи, но и имена взрослых и детей.)

Краткая информация об экспонате: 
(Где встречается, почему имеет такое название, особенности: например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней; как используется человеком; проблемы охраны; связи с другими компонентами природы — например, кто питается этим растением, животным, из каких растений сделано гнездо.)

Как использовать в работе с детьми: 
(При изучении каких блоков программы «Наш дом — природа» используется экспонат; на что обратить внимание при работе с детьми; какие виды деятельности можно использовать (экспериментирование, рисование, моделирование).)

Дополнительная литература: 
(Перечисляется литература, в которой могут почерпнуть дополнительные сведения педагоги; литература для детей, в которой описывается этот объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.)

Примеры описания экспонатов музея природы

Название экспоната. Водяной орех — чилим (плоды). За особые рожки на плодах его еще называют «рогульником», «чертовым орехом», рогатым орехом, водяным каштаном.

Где собран. Астраханская область, река Волга.

Кем собран. Инструктором по плаванию.

Информация о растении. Водяной орех обитает в немногих южных водоемах нашей страны, прежде всего в дельте реки Волги. Любит спокойную, стоячую воду.

Его листья похожи на листья березы, хорошо плавают. Они не тонут, так как в стеблях, на которых они держатся, есть воздух. Растение может образовывать зеленые заросли. Цветки белые, с четырьмя лепестками. Плод — орех 2—5 см длины, с загнутыми рожками, похожими на висящий в воде якорь.

В начале развития орехи очень твердые, с острыми рогами, и к ним не приближаются ни рыбы, ни водяные крысы, ни утки. К осени плоды созревают, становятся более тяжелыми, и растение отрывается от своего стебелька-каната, плывет по реке, словно корабль, нагруженный орехами. Поздней осенью листья и стебель сгнивают, а орехи падают на дно, прикрепляются к нему своими рожками. Весной орех прорастает, причем его корень сначала растет вверх, а затем, изгибаясь, опускается вниз.

Это редкое, реликтовое, то есть оставшееся с очень древних времен, растение (растет на земле более 70 млн. лет). Оно занесено в Красную книгу России. Это означает, что сбор растения запрещен. Однако люди издавна используют это растение, так как его плоды — орехи необычной формы — очень вкусные и полезные. Ими питались даже древние люди. Поэтому водяной орех в некоторых регионах стали специально разводить. Орехи чилима едят сырыми, запекают, сушат, варят. Из ореховой муки пекут оладьи, а из дробленого ореха варят кашу. Благодаря ему жители некоторых стран Африки, а также Китая, Индии спасались от голода.

Как использовать в работе с детьми. Блоки «Волшебница Вода» (тема «Что растет в воде»), «Воздух-невидимка» (воздух помогает листьям плавать), «Растения», «Человек и природа» (тема «Что такое Красная книга»). Обратить внимание на форму плода. На что он похож? Почему его сравнивают с якорем? Дать потрогать. Есть ли у него рожки? Путем экспериментирования выяснить, умеет ли орех плавать. Обсудить, почему он попал в Красную книгу, что можно сделать для его сохранения. Сочинить сказку (рассказ) о том, как он жил и путешествовал в реке, как попал в музей детского сада. Рассмотреть иллюстрации чилима. Сделать зарисовки плодов.

Дополнительная литература. Верзилин Н. По следам Робинзона. М.: Просвещение, 1994.

ПРИМЕРЫ МИНИ-МУЗЕЕВ

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому можно назвать их «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Размещение мини-музеев. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты можно  располагать на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплять к стенам, ставить на полу.

Мини-музей «Чудо-дерево»

Создан под руководством И.Осиповой.

Расположение. Занимает небольшое помещение раздевалки и состоит из трех частей.

Содержание и экспонаты. У одной из стен раздевалки располагаются экспонаты, отражающие жизнь дерева в природе: объемная модель растения, связанные с ним животные (игрушки), шишки, пень, мхи, фотографии лесных обитателей и разных деревьев. «Ствол» дерева сделан из основы-трубы, на которую при продаже бывает намотан линолеум, и раскрашен в коричневый цвет. Для закрепления сухих веток в нем проделаны дырки.

Противоположная стена оформлена в виде деревянного дома с окошками и резными ставнями, через которые виден лес (фрагменты фотообоев). Здесь можно познакомиться с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы: игрушки (матрешки, кубики, звери), предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, шкатулки, ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь, корзинки с шишками сосны, ели, лиственницы, книги и календари о деревьях, аппликации из сухих листьев. Здесь же расположены деревянный детский столик и стульчики — это и экспонаты, и место отдыха. Стены помещения оклеены обоями «под дерево». Занавески из деревянных колечек разделяют помещение на зоны и делают его более уютным.

Третья часть музея размещена в раздевалке и занимает две стены. Экспонаты на одной из них знакомят детей с различными частями дерева. Листья и плоды разных деревьев (рябины, дуба, березы, липы) прикреплены к ткани типа мешковины и помещены под стекло в деревянные рамки. Получилось и познавательно, и красиво. В нижней части стены на широкой полоске такой же ткани прикреплены кусочки коры этих же деревьев. Они расположены на такой высоте, что к ним может подойти любой ребенок (часто дети хотят погладить, понюхать эти экспонаты). Любят дошкольники нюхать и изделия из можжевельника, прикрепленные к другой стене. (Его древесина долго сохраняет неповторимый и полезный аромат.) На полу лежат спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, небольшие бревна, красиво изогнутые корни деревьев, деревянные вазы с сухими ветками. Вторая стена украшена сухими букетами и глиняными тарелками с растительными узорами.

Цели и задачи. Знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе.

Как используется. Дети играют с шишками, деревянными игрушками, сидят на пеньках, рассматривают на них годичные кольца, изучают книги, вместе с родителями делают поделки из древесины, шишек, листьев и пополняют экспозицию. Сухие ветки дерева используются в качестве календаря природы: весной дети вешают на них зеленые листья, осенью — желтые и т.п.

Темы экскурсий: «Деревянные игрушки», «Деревянная посуда», «Как живет дерево», «Кто с деревом дружит», «Знакомство с деревьями» — и другие.

Мини-музей «Город мастеров»

Создан под руководством Е.Брыжовой.

Расположение. У входа в группу, в верхней части стены.

Содержание и экспонаты. Музей оформлен в виде необычного сказочного города. С помощью красок на стене созданы фон города, радуга, облака. Освещает его веселое солнышко (объемная фигура из ткани). В нижней части экспозиции размещены тканевый макет Земли и водоем с рыбками, вырезанный из обоев. В углу расположена полочка для экспонатов. В разных местах к стене прикреплены объемные фигурки. Нижняя часть мини-музея ограничена узкой резной полочкой, на которой также размещен ряд экспонатов. Название мини-музея отражает мастеровитость «обитателей» города и происхождение экспонатов (отходы, которые мы часто отправляем в мусорное ведро, в руках пап и мам превратились в замечательные игрушки). Управляют городом сапожник, пекарь и парикмахер, живущие в уютных домиках. Обитатели этого необычного поселения — человечки из теста — могут прокатиться на поезде (вагоны сделаны из жестяных банок из-под кофе, колеса — из катушек), на лошадке из «киндер-сюрприза» или просто отдохнуть в своих квартирах (коробки из-под сока, печенья).

Цели и задачи. Знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей.

Как используется. Во время экскурсий дошкольники составляют рассказы о городе, его истории, особенностях профессий сапожника, пекаря, парикмахера и других обитателей. Время от времени родители с детьми придумывают новых персонажей и меняют облик города.

Темы экскурсий: «Отходы — в доходы!», «Что такое город», «Что умеют мастера», «Город сказочный и настоящий» — и другие.

Мини-музей «Лучший друг»

Создан под руководством О.Погорелец.

Расположение. На стене у входа в групповое помещение, экспонаты располагаются в шкафах и на полках.

Содержание и экспонаты. Название выбрано не случайно: ребята этой группы победили в конкурсе «Кроха», выступая с цирковой программой «дрессированные собаки». Дети и родители принесли экспонаты, связанные с жизнью собак: каменные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, бумажные фигурки, собачки из ракушек, из теста, крупные и небольшие игрушки, игрушки-забавы, детские украшения, игры, включая пазлы, мячи, кубики, открытки, фотоальбомы, календари, марки, журналы «Друг», книги, видеофильмы, мультфильмы, пластиковые пакеты с соответствующими рисунками, фотографии собственных собак и рассказы о них. Здесь же «поселились» собаки, созданные детьми и родителями.

Как используется. Экскурсии связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека. На базе музея проводятся беседы о правильном содержании собак, родители и дети делятся впечатлениями о своих питомцах, сочиняют о них рассказы, приносят фотографии, рисунки, которые оформляются в виде отдельных передвижных выставок. В музее могут также проводиться занятия по ознакомлению с окружающим миром, экологии, развитию речи.

Ниже приводятся примеры сочинений ребят из «архива» мини-музея.

«Это моя собака. Ее зовут Даша. Она очень большая и лохматая. Даша очень любит ходить на помойку. Все говорят, что она очень красивая. У нее много медалей».

«Мой пес — Тоби. Папа говорит, что он лабрадор, а мама говорит, что в нем много пород — хороших и разных. Мой Тоби — хулиган. Когда он один дома, то всегда валяется на кроватях. Еще он любит драться с другими собаками-мальчиками и играть с собаками-девочками. И очень любит бегать за папой и плавать в речке. Он хороший, и мы его любим».

Темы экскурсий: «Наш друг — собака», «Они такие разные» (породы собак), «Как появились собаки», «Что любят и чего не любят собаки» — и другие.

Мини-музей книги

Создан под руководством Г.Миловановой.

Расположение. Занимает угол спальни, экспонаты размещены на подвесных полках, сделанных одним из пап.

Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены произведения о природе. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей: А.Пушкина, Л.Толстого. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки. Юные таланты при желании могут попробовать написать собственное стихотворение с помощью гусиного пера. Есть здесь и береста, на которой когда-то писали наши предки и на которой их потомки с помощью палочки могут написать свои собственные послания.

Цели и задачи. Знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.

Темы экскурсий: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» — и другие.

Мини-музей «Игрушки-забавы»

Создан под руководством Н.Яшкиной и Н.Нужиной.

Размещение. На стене в доступном для малышей игровом уголке, на специально созданном стенде оригинальной формы. Многие экспонаты имеют свои картонные домики.

Содержание и экспонаты. Это музей для детей младшего возраста, поэтому здесь собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ). Экспонаты умеют говорить, производить различные звуки, двигаться, петь. Некоторые из них заводные, другие же «включаются» простым нажатием в нужном месте.

Надо сказать, что и сами воспитатели, родители и все посетители группы всегда просят разрешения нажать на кнопочки, подергать за веревочки, и делают это с большим удовольствием, с неподдельным интересом наблюдая за движением игрушек.

Как используется. Основное назначение мини-музея — развивающее: малыши учатся играть со сложными игрушками, развиваются моторика пальцев, сенсорика, звукоподражание. Они придумывают свои названия экспонатам, учатся составлять коротенькие рассказы о них, знакомятся со словом «музей». Экскурсии здесь проходят в особой форме: воспитатель сначала предлагает малышам выполнить какое-то действие, а затем дает необходимые пояснения. Например, сначала (методом проб и ошибок) выбираются игрушки, которые могут пищать, затем те, которые разговаривают, и т.п.

Мини-музей «Москва — любимый город»

Создан под руководством Р.Кудяковой.

Размещение. На стене спальной комнаты, экспонаты находятся на полках шкафов.

Содержание и экспонаты. Экспонаты различаются по типу, но все они так или иначе связаны со столицей и с районом Марьино, в котором находится детский сад. Здесь представлены объемные (бумажные) макеты Москвы, в частности, храма Христа Спасителя и древнерусской крепости, созданные детьми с родителями, новые и старые книги, фотографии, рисунки, наборы открыток с видами города, снятые в разное время, календарики, фотоальбомы, вымпелы с эмблемами Москвы, флаг города, видеокассеты с записями фильмов о Москве, марки, значки, карты Москвы и ее районов, настольные игры, памятные медали. Отдельно выделены экспонаты о районе Марьино, на картах этого района отмечено нахождение детского сада, нанесены маршруты экскурсий, прогулок детей.

Цели и задачи. Знакомство с историей Москвы, ее интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о Москве, районе Марьино, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками.

На базе этого мини-музея проводилась экспресс-выставка «Семейные реликвии», для которой родители принесли различные фарфоровые сервизы, фигурки, декоративные тарелки и другие старинные вещи, связанные с историей семей. Дети с воспитателем и родителями посетили Музей истории Москвы и сравнили его экспонаты со своими, внесли предложения по поиску и созданию новых экспонатов. В некоторых семьях сочинили стихи и сказки о Марьино, которые также стали частью экспозиции.

Темы экскурсий: «Москва — любимый город», «Путешествие по Москве», «Путешествие по Марьино», «Древняя Москва» — и другие.

Мини-музей «Наша родина — Россия»

Создан под руководством Г.Рябченко, В.Выборновой.

Расположение. Стена спальной комнаты, наиболее крупные экспонаты расположены на полу.

Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие национальные, природные особенности нашей страны: российский флаг, герб, карты страны и ее отдельных регионов, книги, открытки, фотоальбомы, значки, гербы городов, входящих в Золотое кольцо России, фигурки в технике гжель, посуда с хохломской росписью, книги о том, как жили наши предки, макеты древних жилищ, куклы в национальных костюмах, матрешки, колокола разного размера, включая Царь-колокол.

Цели и задачи. Знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.

Темы экскурсий: «Мы живем в России», «Флаг России», «Что такое герб», «Гжельская роспись», «Хохломская роспись», «Природа нашей страны», «Как жили наши предки», «Кто живет в России» (о разных национальностях) — и другие.

Мини-музей «Театральные куклы»

Создан под руководством В.Жуковой.

Размещение. На стенах и на полу в спальной комнате. Часть экспонатов висит на деревянных резных вешалках и легко снимается. Эти куклы обитают в «солнечном домике», который обозначен с помощью полосы из обоев (контуры крыши) и нарисованного солнышка. По обеим сторонам домика закреплены небольшие полки с куклами и иллюстрациями из сказок. Другая часть кукол «живет» в большом напольном деревянном домике, остальные прикреплены к театральной ширме. Наиболее крупные размещены в углу на полу. Все куклы постоянно доступны детям. Есть здесь и свой передвижной кукольный театр.

Содержание и экспонаты. Куклы различаются по типу управления (например, куклы-марионетки, бибабо), по размерам (ростовые и маленькие). Есть здесь и сказочные герои, и животные.

Цели и задачи. Приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок. Театральная ширма позволяет детям объединяться в группы и разыгрывать свои спектакли.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Какими бывают куклы», «Куклы-марионетки», «Такие разные куклы» — и другие.

Мини-музей театрального костюма

Создан под руководством Г.Трохиной.

Размещение. В групповой комнате, у входа. Обозначен на стене постером с изображением Белоснежки и гномов, театральными фонариками и теремком. Здесь же размещена напольная подставка с вешалками, на которых висят различные костюмы животных, а также театральные наряды — платья, пелерины, шапки, короны, юбки, шаровары, шарфы. Их дополняют украшения, которые можно выбрать в коробке по своему усмотрению. Результат своего творчества дети могут оценить, посмотрев на себя в висящее рядом с мини-музеем зеркало.

Цели и задачи. Как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства.

Темы экскурсий: «Что такое театр», «Театр начинается с вешалки», «История театрального костюма» — и другие.

Мини-музей природы

Размещение. Входит в состав экологического комплекса детского сада наряду с экологической комнатой, живым уголком и лабораторией. Занимает часть экологической комнаты. Экспонаты размещены на полках нескольких зеркальных шкафов, которые разделены на секции.

Содержание и экспонаты. В мини-музее представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья. Мини-музей отличается своеобразием экспонатов. Так, например, в лаборатории экологического комплекса собраны разнообразные коллекции камней, плодов и семян, шишек, песка, глины, ракушек. В музее же представлены только особые камни, особые шишки, необычные плоды и т.п.

При формировании музея строго соблюдалось правило «Не навреди природе!» — здесь нет пойманных и засушенных насекомых, нет специально сорванных красивых цветов, листьев и т.п. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание родителей. Многие из них в порыве энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек и жуков, сделать гербарий из самых привлекательных, крупных цветов. Все это наносит непоправимый вред природе, а главное, формирует у ребенка потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие или умершие стрекозы, бабочки и другие насекомые, опавшие цветки и листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии, что дети знают о причине их гибели.

Экспонаты собирались коллективом детского сада, научным руководителем, детьми с родителями. В начале и в конце учебного года педагог-эколог и воспитатели обращались к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для музея природы. Многие семьи путешествуют и могут привезти экспонаты, отражающие особенности природы разных регионов России, разных стран. Например, бабушка с внучкой привезли с Урала богатую коллекцию уральских камней, мама с сыном — огромную шишку из Италии, инструктор по физкультуре — семена лотоса с Волги, а научный руководитель — разнообразные камни, включая известняки с отпечатками животных. Экспонаты размещены в коробках, на пластиковых тарелках и снабжены этикетками. В последних указывается название экспоната, где и кем он собран. Для родителей и детей очень важно, чтобы возле принесенных ими материалов стояла их фамилия.

Как используется. Для удобства работы в мини-музее было составлено описание каждого экспоната. Все описания собраны в папке в прозрачных файлах, что позволяет добавлять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.

"Утверждаю"

 

Заведующая ДОУ _________________

Принято на заседании педсовета

Протокол № __ от_________________

 

Примерное положение о музее народного быта

дошкольного образовательного учреждения

 

1. Общие положения

1.1. Музей является тематически систематизированным собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемым, сохраняемым и экспонируемым в соответствии с действующими правилами. Работа музея тесно связана с различными формами воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

1.2. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в музее, являются общенародной собственностью и входят в состав основного музейного фонда.

2. Цели и задачи

2.1. Музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию дошкольников на лучших традициях нашего народа, в духе патриотизма, бережного отношения к памятникам истории, культуры и природы.

2.2. Задачами музея являются:

  1. участие в совершенствовании воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения;
  2. охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
  3. проведение культурно-просветительской работы среди воспитанников дошкольного образовательного учреждения, их родителей и населения.

3. Содержание и формы работы

3.1. Актив музея проводит следующую работу:

  1. изучает литературно-исторические источники, соответствующие профилю музея;
  2. систематически пополняет фонды музея путем активного поиска, используя различные формы поисковой работы (туристские походы, путешествия, привлечение к поисковой деятельности родителей воспитанников дошкольного учреждения и населения и др.);
  3. обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея;
  4. создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки;
  5. проводит экскурсионно-лекторскую работу для воспитанников дошкольного образовательного учреждения и населения;
  6. оказывает содействие в использовании экспонатов и фондов музея в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.

4. Руководство работой музея

4.1. Работа музея организуется на основе самоуправления. Руководит музеем совет, избираемый на собрании актива. Педагогическое руководство работой музея и его актива осуществляется воспитателем или старшим воспитателем, назначенным приказом заведующей по решению педагогического совета дошкольного учреждения.

4.2. Совет музея рассматривает и утверждает перспективные и календарные планы работы, тематические и тематико-экспозиционные, заслушивает отчеты о пополнении фонда музея, обсуждает основные вопросы деятельности музея, организует подготовку экскурсоводов, лекторов и учебу актива.

4.3. Совет музея создает группы: поисковые, переписки, фондовые, экскурсионные, лекторские.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов

5.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге, заверенной заведующей дошкольным образовательным учреждением.

5.2. Фонды музея делятся на основные (подлинные предметы и документы) и вспомогательные (схемы, копии, муляжи и др.).

Игры и забавы.

Ласточка, перепелочка (русская игра)

Правая ладонь ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Медленно, тихо и ласково взрослый произносит: ласточка - и одновременно пальцами правой руки он водит по большому пальцу малыша от основания до кончика. Затем, с тем же словом, поглаживает второй палец малыша. Перебрав несколько пальцев ребенка таким образом, взрослый, не меняя интонации, произносит одновременно с поглаживанием: "Перепелочка". Задача ребенка - как можно быстрее отдернуть руку, так как на последнем слоге этого слова взрослый схватит его за кончик пальца и начнет трясти, радостно приговаривая:"Поймал, поймал!" После того как "перепелка" "была поймана" или "улетела",:игра продолжается с другой рукой малыша. Освоив игру, ребенок сам часто предлагает перемену ролей и с удовольствием ловит "перепелку" - палец взрослого.

Барашка купишь? (русская игра)

Взрослый заплетает пальцы руки один за другой - средний за указательный, безымянный за средний, мизинец за безымянный. 
Протягивает руку к малышу: " Барашка купишь?"
 
Ребенок пытается схватить руку взрослого; если не успевает, то взрослый разводит пальцы со смехом: "Ой, продал!" Если, напротив, замешкается взрослый (а это бывает часто - самым маленьким, конечно, подыгрывают) и ребенок "поймает барашка", наступает его очередь заплетать пальцы и становиться продавцом. Пальцы могут быть заплетены и в обратном порядке (безымянный за мизинец, средний за безымянный, указательный` за средний). Тогда уже продают не барашка, а петушка. При игре детей постарше происходит такой диалог:
 
- Барашка купишь?
 
- А сколько просишь?
 
- Сто.
- Много будет. Дам десять.
- Девяносто!
- Пятнадцать!
 
Торговля продолжается; наконец "покупатель" быстро произносит: "Беру!" - и пытается схватить барашка. "Продавец, чтобы не проиграть, должен успеть развести пальцы со словами: "Так продал!" Игра способствует развитию гибкости пальцев, тренирует скорость реакции.

Банька (русская игра)

Кончики пальцев левой и правой рук взрослого смыкаются, ладони расходятся под углом - "выстроена банька". 
Ребенок проводит указательным пальцем между пальцами взрослого, прося: "Пусти в баньку!"
 
"Не протопил еще", - отвечает взрослый
 
Другой палец малыша пытается попасть в щель между другими пальцами взрослого: "Пусти в баньку!"
 
"Мыльца нет"
 
Так поочередно каждый пальчик малыша "просится в баньку" - взрослый может ответить: "Водичка холодная" или "Веничка нет". Наконец взрослый зовет: "Ну, иди! " Малыш просовывает палец между ладонями взрослого и старается тотчас же выдернуть его, до того, как взрослый, зажмет палец ладонями.

Козел (белорусская игра)

Вышел козел из новых сеней. Левая рука изображает козла: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Это положение сохраняется всю игру. 
Нагнул шею:
 
"Дай хлеба скорее!"
 
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье.Выставить "рога" "Дай пирожок!
 
Правая рука сжата в кулак, средний палец вы прямлен.
Протянул копытце:
 
"Дай воды напиться!"
 
Правая рука складывается "лодочкой".
 
Во время игры в такт словам обе руки двигаются взад-вперед, "бодая" воздух. При повторении игры руки меняются ролями.

Меленки (русская игра)

Ребенок и взрослый садятся, друг против друга, каждый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: "Моя пашет! - вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указательный палец правой. Затем ребенок отвечает взрослому: "Моя сеет!" - вытягивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: "Моя спеет!" - вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: "Моя жнет!" - поднимая средний палец левой руки.
Перечисление разных видов работ "молотит", "мелет", должно продолжаться пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков. Такой вариант игры доступен ребенку начиная с 4 - 5 лет.
 
Малышу взрослый сначала просто показывает "меленку на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская. Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движения взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и пальцами, но оставляя за ним активную роль:
"Моя пашет!" - "И моя пашет!"
 
"Моя сеет!" - "И моя сеет!"

ФОЛЬКЛОР

Приметы зимы:

Зима снежная — лето дождливое.

Зимой месяц кверху рожками — к морозу.

Зимой собаки валяются  - к метели.

Февраль: Утром кричит синица — морозу.

Снег прилипает к деревьям к теплу.

Ночью иней выпадает — днем снега не будет.

Холодная зима — жаркое лето.

На Николу зима с гвоздем ходит.

После рождества цыган шубу продает.

Снег под крещение падет — хлеба прибудет.

Пословицы и поговорки:

Зимой солнце сквозь слезы улыбается.

Зима - не лето, - в шубу одето.

Зима лодыря морозит.

Зима — хранительница полей.

Как зима не злится, а весне покорится.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь глаз снегами тешит,

 да ухо морозом рвет.

Январь - году начало, зиме - середина.

Январь перелом зимы.

В Январе солнце на лето, зима на мороз.

Растет день, растет и холод.

В январе снегу надует, хлеба прибудет.

Февраль сшибает рог зиме.

Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Февраль - сечень: зиму сечет пополам.

Вьюги да метели на февраль налетели.

Закличка:

Ты, Мороз, Мороз, Мороз,

Не показывай свой нос!
Уходи-ка ты домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем,

Да на улицу пойдем.

Сядем в саночки-самокаточки.

Приметы осени:

Если первый день бабьего лета ясен, то осень будет теплой.

(14 сентября).

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Октябрь холоден да сыт.

Октябрь — сбор последних плодов.

Если в октябре лист с березы и  дуба опал не чисто — жди суровой зимы.

Быстро тает октябрьский день, не привяжешь его за плетень.

Плачет октябрь холодными слезами.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь — капустой.

К Покрову натопи хату без дров (утепли дом).

На покров до обеда осень,

 а после обеда зимушка-зима.

(Покров день 14 Октября).

Пословицы:

В сентябре и лист на дереве не держится.

Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд.

Закличка:

Осень, осень, осень,

Гости недель восемь!

Со громами  сильными,

С дождями и ливнями.

Лейка, дождик, с неба -

Больше будет хлеба!

Весна:

Зима весну пугает, да все равно тает.

Весна днем красна, да и то не с полна.

Весною оглобля за ночь травою обрастет.

Приметы:

Увидал скворца - весна у крыльца.

Дружная весна - жди большой воды.

Ранний прилет грачей и жаворонков - к дружной весне.

Длинные сосульки к  долгой весне.

Рано затает - долго не растает.

Ранняя весна ничего не стоит.

Если весной летит много паутины -   лето будет жаркое.

Осень прикажет, а весна придет - свое скажет.

Закличка:

Весна — красна!

На чем пришла?

На березе, на сосне,

НА шелковой траве,

На ржаном снопочке,

 На золотом колосочке.

Лето

Пословицы и поговорки:

В  июне цветы цветут, соловьи поют.

Июль — макушка лета.

В августе до обеда лето, после обеда осень.

Приметы:

Сильная роса к солнечной погоде.

Пушистые облака — к перемене погоды.

Багровые зори — к ветрам.

Закличка:

Приходи, летечко,

Принеси грибы в берестечко,

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка,

Солнышко красное,

Погоду ясную.

Пословицы, поговорки:

Каковы дела, такова и слава.

Каков работник, такова ему и плата.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи.

Ржаной хлебушка — калачам дедушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай.

Хлеб — всему голова.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Худ обед, когда хлеба нет.

Нет друга - ищи, нашел - береги.

Друг дружку держаться - ничего не боятся.

Ремесло:

Коков строитель, такова и обитель.

Какова пряха, такова и на ней рубаха.

Народные приметы, связанные с рябиной

Рябина зацветает - пора сеять лен.

Рябина цветет рясно - много овса будет.

Хорошо рябина цветет - к урожаю льна.

Поздний расцвет рябины - к долгой осени.

Если уродится рябина - рожь будет хороша.

В лесу много рябины - осень будет дождливой,

если мало - сухой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект по благоустройству территории детского сада

Долгосрочный практико-ориентированный проект . Направление деятельности проекта: благоустройство и декоративное оформление участков, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архите...

Проект по благоустройству участка детского сада "Сказочный островок"

Проект по благоустройству территории участка детского сада«Сказочный островок»Цель проекта: Благоустройство территории участка группы «Смешарики» через создание развивающего пространства для дет...

Мини проект по благоустройству участка детского сада старшей группы «Солнышко»

Благоустройство территории участка через  создание развивающего пространства инновационного характера для детей дошкольного возраста.Улучшение экологического и эстетического состояния территории ...

Проект по благоустройству территории детского сада. Название проекта: «Сказка своими руками».

Проект по благоустройству территории детского сада.  Название проекта: «Сказка своими руками». Автор проекта: Руданова Наталия Алексеевна Тип проекта: социальный.Вид проекта: творч...

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"

Проект по благоустройству территории детского сада "Территория детского сада- место для игры,отдыха, спорта и познавательного развития"...

Проект по благоустройству территории детского сада. «Участок детского сада - место для игры, отдыха, спорта и познавательного развития детей»

Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает в...

Практико-ориентированный долгосрочный проект по благоустройству территории детского сада «Детский сад моей мечты»

   Организация развивающей среды в Учреждения с учетом ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом и...