Учебная программа по дисциплине Организация и методика воспитательной работы
рабочая программа по теме

 

В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисциплина ориентирована на студентов, изучивших, основные разделы педагогики и предназначена для повышения уровня подготовленности студентов к прохождению педагогической практики.

Цель:вооружить студентов умениями, необходимыми в практической деятельности педагога – воспитателя и классного руководителя, мотивировать их на самостоятельно осмысливаемую прфессионально – педагогическую деятельность.

Задачи:

- актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении теории и методики воспитания и управления образовательными системами;

- сформировать представление о педагогическом управлении ученическим коллективом как о целостной системе взаимодействия педагога с детьми;

- развивать умения педагогического общения, изучения личности и коллектива;

- формировать умение целеполагания, планирования, организации и анализа воспитательной работы в ученическом коллективе;

- развивать профессионально – педагогические интересы студентов, формировать убеждения, соответствующие гуманистическому идеалу педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnaya_programma_po_predmetu.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Шадринский политехнический колледж»

                  Рабочая программа

 дисциплины

 «Организация и методика воспитательной работы»

 для специальности

  050501 Профессиональное обучение,

специализация «Технология продуктов общественного питания»

                                     Г. Шадринск 2008

                   

                             

 Пояснительная записка.

В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисциплина ориентирована на студентов, изучивших, основные разделы педагогики и предназначена для повышения уровня подготовленности студентов к прохождению педагогической практики.

Цель: вооружить студентов умениями, необходимыми в практической деятельности педагога – воспитателя и классного руководителя, мотивировать их на самостоятельно осмысливаемую прфессионально – педагогическую деятельность.

Задачи:

- актуализировать знания и умения, усвоенные студентами при изучении теории и методики воспитания и управления образовательными системами;

- сформировать представление о педагогическом управлении ученическим коллективом как о целостной системе взаимодействия педагога с детьми;

- развивать умения педагогического общения, изучения личности и коллектива;

- формировать умение целеполагания, планирования, организации и анализа воспитательной работы в ученическом коллективе;

- развивать профессионально – педагогические интересы студентов, формировать убеждения, соответствующие гуманистическому идеалу педагога.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

- сущность, принципы и основные правила организации внеучебной воспитательной работы в ученическом коллективе;

- основные требования к постановке целей и задач воспитательной работы, к плану и анализу внеучебной воспитательной работы;

- способы, приемы, формы организации воспитательной работы в ученическом коллективе;

Уметь:

- ставить цели и формулировать задачи воспитательной работы с ученическим коллективом и воспитательного мероприятия, исходя из социального заказа и возрастных особенностей обучающихся;

- самостоятельно планировать, организовывать и анализировать внеучебную воспитательную работу с детьми и отдельные воспитательные мероприятия;

- организовывать коллективное целеполагание, планирование и подведение итогов;

- повышать свою профессиональную компетентность в процессе педагогической деятельности.

В дисциплине «Организация и методика воспитательной работы»  

психология, социология

        МСХ                                          Тематический план

п/п

 

       Наименование тем и разделов

Максимальная

учебная           нагрузка

        

   Количество аудиторных часов

        при очной форме обучения

Самостоя_тельная работа

 

  Всего

Лаборатор_ные занятия

Практи_ ческие занятия

1.1

1.2

Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.

Введение в предмет.

Сущность воспитательного процесса.

14

  6

  8

           

4

 2

 2

     

    -

 8    

4

4

   

2

   

2

2.1

2.2

Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.

Сущность целеполагания в воспитательном процессе.

Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания.

14

8

6

4

2

2

    -

8

4

4

2

2

3.1

3.2

Раздел 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы.

Тематическое планирование работы классного руководителя.

14

6

8

4

2

2

    -

8

4

4

2

    -

2

4.1

4.2

4.3

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

 

Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности.

Ученическое самоуправление.

Методика организации педагогического общения в воспитательной работе.

20

8

8

4

6

2

2

2

 

    -

10

4

4

2

4

  2

 2

5.1

5.2

5.3

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы.

Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательной работы.

16

6

6

4

6

2

2

2

    -

6

2

2

2

4

 2  

2

Итого

78

24

    -

40

    14

 

Раздел «Содержание дисциплины»

Тема 1. Воспитательная работа в системе образования.

Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.

Самовоспитание.

Практическая работа:

№1 Влияние наследственности на воспитание детей.

№2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.

№3 Самовоспитание.

№4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»

 

Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.

сущность  и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.

Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся

для дальнейшей работы.

Тема 2. Целеполагание воспитательной работы.

Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.

Практическая работа:

№1 Воспитание современной цивилизованной личности.

№2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.

№3 Целеполагание воспитательной работы.

№4 Постановка задач воспитания.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение «Истина, добро и красота – основа жизни человека»

Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.

Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.

Тема 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.

Практическая работа:

№1 Планирование воспитательной работы.

№2 Планирование воспитательной работы.

№3 Планирование воспитательной работы.

№4 Планирование воспитательной работы.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить фрагмент мероприятия к показу, на свободную тему.

Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.

Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.

Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Практическая работа:

№1 Методика организации воспитательного мероприятия.

№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.

№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.

№5 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение «Самоуправление в группе»

Подготовить сообщение «Как выбрать свой стиль педагогического общения»

Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.

Практическая работа:

№1 Сущность педагогического анализа.

№2 Изучение ученического коллектива.

№ 3 Изучение ученического коллектива.  

Самостоятельная работа студентов:

Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.

Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.

Студент должен уметь:  Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.                                            

 

   Технологи.                                                      Тематический план

п/п

 

       Наименование тем и разделов

Максимальная

учебная           нагрузка

        

   Количество аудиторных часов

        при очной форме обучения

Самостоя_тельная работа

 

  Всего

Лаборатор_ные занятия

Практи_ ческие занятия

1.1

Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.

Введение в предмет.

Сущность воспитательного процесса.

12

 12

           

 

2

2

     

 

 8    

  8      

2

2

2.1

2.2

Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.

Сущность целеполагания в воспитательном процессе.

Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания.

14

8

6

4

2

2

8

4

4

2

2

3.1

3.2

Раздел 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы.

Тематическое планирование работы классного руководителя.

20

10

10

4

2

2

12

6

6

4

2

2

4.1

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

 

Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности.

Ученическое самоуправление.

Методика организации педагогического общения в воспитательной работе.

12

12

2

2

8

8

2

2

5.1

5.2

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы.

Анализ воспитательной работы.

9

8

1

3

2

1

4

4

2

2

Итого

67

15

40

12

 

        

Содержание программы

Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.

Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.

Самовоспитание.

Практическая работа:

 № 1 Влияние наследственности на воспитание детей.

№ 2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.

№ 3 Самовоспитание.

№ 4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение: «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»

Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.

сущность  и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.

Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся

для дальнейшей работы.

Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.

Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.

Практическая работа:

№1 Воспитание современной цивилизованной личности.

№ 2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.

№ 3 Целеполагание воспитательной работы.

№ 4 Постановка задач воспитания.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить выступление: «Истина, добро и красота – основа жизни достойной человека»

Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.

Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.

Раздел 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.

Практическая работа:

№1 Планирование воспитательной работы.

№2 Планирование воспитательной работы.

№3 Планирование воспитательной работы.

№4 Планирование воспитательной работы.

№5 Планирование воспитательной работы.

№6 Планирование воспитательной работы.

Самостоятельная работа студентов:

«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта мероприятия по нравственному воспитанию»

«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта на свободную тему»

Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.

Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.

Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Практическая работа:

 №1 методика организации воспитательного мероприятия.

№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.

№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение: «Как выбрать свой стиль педагогического общения»

Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.

Практическая работа:

№ 1 Сущность педагогического анализа.

№ 2 изучение ученического коллектива.

Самостоятельная работа студентов:

Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.

Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.

Студент должен уметь:  Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.                                            

 

ТО                                                   Тематический план

п/п

 

       Наименование тем и разделов

Максимальная

учебная           нагрузка

        

   Количество аудиторных часов

        при очной форме обучения

Самостоя_тельная работа

 

  Всего

Лаборатор_ные занятия

Практи_ ческие занятия

1.1

Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.

Введение в предмет.

Сущность воспитательного процесса.

12

 12

           

 

2

2

     

 

      ____

 8    

  8      

2

2

2.1

Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.

Сущность целеполагания в воспитательном процессе.

Учет возрастных особенностей воспитанников. Программы воспитания.

14

14

4

4

8

8

2

2

3.1

3.2

Раздел 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы.

Тематическое планирование работы классного руководителя.

20

10

10

4

2

2

12

6

6

4

2

2

4.1

4.2

4.3

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

 

Создание благоприятной предметно- пространственной среды воспитания и социально – психологических условий для развития личности.

Ученическое самоуправление.

Методика организации педагогического общения в воспитательной работе.

15

8

6

1

5

2

2

1

8

4

4

2

2

5.1

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы.

8

8

2

2

4

4

2

2

Итого

69

17

40

12

 

Содержание программы

Раздел 1. Воспитательная работа в системе образования.

Воспитание. Место воспитательной работы в системе образования. Внеучебная воспитательная работа. Сущность и принципы организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Сущность и основные правила педагогического управления ученическим коллективом.

Самовоспитание.

Практическая работа:

 № 1 Влияние наследственности на воспитание детей.

№ 2 Влияние окружающей среды на воспитание детей.

№ 3 Самовоспитание.

№ 4 Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение: «Управление ученическим коллективом на разных стадиях его развития»

Студент должен знать: Место воспитательной работы в системе образования.

сущность  и принципы организации воспитательного процесса. Основные правила педагогического управления педагогическим коллективом.

Студент должен уметь: Выстраивать систему логических доказательств своего мнения и публично выступать. Анализировать поведение учащихся

для дальнейшей работы.

Раздел 2. Целеполагание воспитательной работы.

Социальный заказ и цели воспитания. Сущность целеполагания. Основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Сущность и типология задач воспитания. Учет возрастных особенностей воспитанников в постановке целей и задач воспитания. Постановка задач воспитания. Программы воспитания.

Практическая работа:

№1 Воспитание современной цивилизованной личности.

№ 2 Возрастные особенности и особенности развития детей разного пола.

№ 3 Целеполагание воспитательной работы.

№ 4 Постановка задач воспитания.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить выступление: «Истина, добро и красота – основа жизни достойной человека»

Студент должен знать: Сущность целеполагания. основные требования к целеполаганию в воспитательной работе. Возрастные особенности воспитанников. программы воспитания.

Студент должен уметь: Определять цели и задачи. Характеризовать учащихся с учетом возрастных особенностей детей. Проводить взаимосвязь воспитательных, организационных и практических задач воспитания.

Раздел 3. Планирование воспитательной работы.

Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Выбор и конструирование форм воспитательной работы. Содержание и формы работы педагога с родителями. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования воспитательного мероприятия. Структура и содержание плана – конспекта воспитательного мероприятия.

Практическая работа:

№1 Планирование воспитательной работы.

№2 Планирование воспитательной работы.

№3 Планирование воспитательной работы.

№4 Планирование воспитательной работы.

№5 Планирование воспитательной работы.

№6 Планирование воспитательной работы.

Самостоятельная работа студентов:

«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта мероприятия по нравственному воспитанию»

«Посетить открытое мероприятие для составления плана – конспекта на свободную тему»

Студент должен знать: Общие требования к планированию воспитательной работы. Формы воспитательной работы. Планирование работы классного руководителя. Основные этапы планирования.

Студент должен уметь: Планировать работу на год, семестр, месяц. Составлять план проведения мероприятия, классного часа, родительского собрания.

Раздел 4. Методика организации воспитательной работы.

Создание благоприятной предметно – пространственной среды воспитания. Создание благоприятного социально – психологического климата. Создание ситуации успеха.

Методика организации воспитательного дела, мероприятия. Организация коллективного планирования. Ученическое самоуправление. В системе воспитательной работы. Взаимосвязь педагогического требования и педагогической оценки. Основные функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Практическая работа:

 №1 методика организации воспитательного мероприятия.

№2 Ученическое самоуправление в системе воспитательной работы.

№3 Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

№4 Организация педагогического общения в воспитательном процессе.

Самостоятельная работа студентов:

Подготовить сообщение: «Как выбрать свой стиль педагогического общения»

Студент должен знать: Методику организации воспитательного дела, мероприятия. Организацию коллективного планирования. Функции педагогического общения в воспитательном процессе.

Студент должен уметь: Составлять план – схему коллективного творческого дела. Работать по организации самоуправления. Уметь выбрать свой стиль педагогического общения.

Раздел 5. Информационно аналитическое обеспечение воспитательной работы.

Контроль и диагностика как основа информационно – аналитического обеспечения воспитательной работы. Сущность педагогического анализа. Анализ воспитательного мероприятия. Педагогические ошибки в воспитательном мероприятии. Изучение ученического коллектива. Психолого – педагогическая характеристика класса.

Практическая работа:

№ 1 Сущность педагогического анализа.

№ 2 изучение ученического коллектива.

Самостоятельная работа студентов:

Посетить и проанализировать одно из мероприятий колледжа.

Студент должен знать: Сущность педагогического анализа.

Студент должен уметь:  Анализировать воспитательное мероприятие, с учетом педагогических ошибок. Составлять психолого педагогическую характеристику группы.                                            

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ

Высокая двигательная активность, неустойчивость внимания и импульсивность являются характеристикой нормального развития ребенка-дошкольника, а потребность в движении в нем заложена самой природой. Но ...

Педагогический совет "Организация и методика словарной работы"

Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Большое внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению...

Учебные программы по дисциплине

Рабочая программа профессионального  модуля...

Методика воспитательной работы

Воспитание в широком смысле,  отождествляется с социализацией и понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни, способности ...