Проект по познавательно – речевому развитию «Путешествие в страну красивой грамотной речи»
методическая разработка по теме

 

МБДОУ « Центр развития ребёнка  д/с № 21 « Радость»

Проект

  по познавательно – речевому развитию

 

«Путешествие в страну красивой

грамотной речи»

 

                                                                               Воспитатель Iкв. кат.

                                                                               Гук Л.Н.

 

 

                                             Актуальность:

          Проблема развития  речи остается одной из актуальных проблем теории и практики. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Недаром в народе говорится: «Красна птица пером, а человек речью». Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И.П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

      С развитием общества самым ценным стало время, которого так не хватает. Рабочие дни у родителей стали ненормированными. В погоне за престижной зарплатой многие молодые семьи перекладывают ответственность по воспитанию детей на бабушек, телевизор, воспитателей.

      С каждым новым набором можно отметить нарастающую, как ком, проблему нарушения речи, практически через одного дети нуждаются  в помощи логопеда.

      Среди многих важных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения- одна из главных.

       В настоящее время  успешное обучение в школе связано с тем, умеет ли ребёнок передавать свои мысли  грамотно, связно, обширно; умеет ли он  анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.

      Этот проект направлен на создание необходимой среды для развития личности воспитанников, её  способности к творчеству, которая проявляется:  в умении адекватно реагировать на происходящие изменения,  использовать новые возможности,  избегать очевидных, традиционных решений,  выдвигать нестандартные, неординарные  идеи.

      Но самое главное состоит в том, что возможность  к удовлетворению высшей человеческой  потребности - потребности в самореализации- даёт именно красивая  грамотная речь.

     Речь педагога – образец для детей. Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Это отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития, что является важной частью профессиональной культуры.

      Следует сказать о его профессиональной компетентности, как интегративного свойства личности, характеризующего его осведомлённость в психолого– педагогической области знаний, о его профессиональных умениях и навыках, личностном опыте. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов,  хотел работать с детьми, достигая успехов в речевом направлении.

Цель проекта:

    Создание системы, повышающей уровень компетентности педагогов по вопросам речевого развития, воспитывающих человека, способногодостигать необходимого и достаточного уровня развития речи и грамотности, позволяющего ему успешно справляться с обучением в школе.

Задачи проекта:

1. Повысить профессиональную компетентность, творческий и культурный рост педагоговпо вопросам речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста с учётом современных требований.

2.  Систематизировать теоретические  основы и практические приёмы для решения проблем речевого развития  детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать новые формы организации речевого развития детей с применением ИКТ, мультимедийных программ.

Участники проекта:

Педагоги и специалисты ДОУ, воспитатель - практик, родители. Педагоги дошкольных учреждений города, заинтересованные проблемой речевого развития. Специалисты:  педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог.

Тип проекта:

Обучающий,творческий.

Место проведения:

 МБ ДОУ  « Центр развития ребёнка д/с № 21 « Радость»

Продолжительность:

36 часов на курсах повышения квалификации.

Направления проекта:

1.Организационный

Подготовка и разработка методического обеспечения, консультационного материала для педагогов и специалистов ДОУ, для родителей воспитанников ДОУ, методических материалов к проведению семинаров-практикумов, круглых столов для педагогов и специалистов ДОУ  города, методических рекомендаций по результатам диагностического материала.

2. Диагностический

*Анкетирование педагогов дошкольных образовательных учреждений с целью выделения наибольших затруднений: особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста; создание развивающей речевой среды, условий для практического овладения детьми словарем, фонетикой, грамматическим строем родного языка, связной речью; подбор содержания, методов и приемов работы в соответствии с возрастом детей и уровнем их развития.

*Диагностика уровня профессиональной подготовленности педагогов к организации речевой работы с детьми (приложение 2). Анализ научной, методической и профессиональной подготовки, которая оценивается самими воспитателями (приложение 1).

3.Обучающий

Лекции, направленные на коррекцию речи, многовариантность организационных, современных форм обучения, разнообразие методических приемов, планирование работы.

4.Практический      

-практические семинары,

-групповые проекты по важным направлениям речевого развития детей,

-знакомство с мультимедийной программой « Артикуляционная гимнастика»,

 -применение ИКТ в образовательном процессе,

-круглый стол

5.Обобщающий

     Предложить методические рекомендации по результатам диагностического исследования.  Создать копилку конспектов занятий по развитию речи и консультационного материала для воспитателей и родителей. Разработать пакет дидактического материала для развития речи детей старшего дошкольного возраста. Защита групповых проектов. Создание сайта  для воспитателей ДОУ «Страна грамотной и красивой речи». Издать сборник из опыта работы участников курсов на электронном носителе.

Ожидаемый результат:

   Реализовывая проект, можно рассчитывать на повышение компетенции педагогов в теоретических основах речевого развития, в знании содержания методов и приёмов, формах работы, средствах обучения, новых подходах к обучению детей.  Появление сознательной мотивации планирования и проведения педагогических мероприятий воспитателями, направленных на систематическую работу в вопросе развития речи детей.  Проект активизирует исследовательскую и поисковую активность педагогов. У педагогов сформируется  инновационный творческий подход к решению поставленных задач через  применение ИКТ и мультимедийных технологий. Поможет педагогам внедрять и использовать полученные знания   для оптимизации процесса развития речи детей, а воспитанникам необходимого и достаточного уровня развития речи, позволяющего успешно справляться с обучением в школе.

 

 

Форма реализации проекта:

Планируемое мероприятие

Цель

Исполнитель

Кол.

час.

1

Мониторинг профессионального мастерства:

 Анкетирование

( приложение 3);

 диагностикасформированности профессиональной компетентности педагога в области речевого развития детей. ( приложение1,2)

Определение  наибольших затруднений по вопросам речевого развития. Самоанализ научной, методической и профессиональной подготовки.

Педагог- психолог

 4ч.

2.

Лекции:

*  «Развитие художественно-речевой активности и словесного творчества дошкольников».

* «Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения».  

*« Речевое развитие детей в рамках профессиональной компетентности: особенности, проблемы, результат».

 *  Саморазвитие  в достижении профессиональной  компетентности».   

Повышение  профессиональной компетентности и культуры педагогов в области профилактики речевого развития детей

Педагог- практик

 

 

Учитель- логопед, Дефектолог.

8ч.

3.

Семинары- практикумы.

 *«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи».

 

 *«Интегрированная деятельность, направленная на развитие речи дошкольников, метод наглядного моделирования».

 *«Возможности использования компьютерных технологий для реализации профессионального мастерства».

 

Систематизиров.

знания педагогов по вопросам формирования звуковой культуры, норм речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Обратить внимание на важность  артикуляционной гимнастики;

 

Педагоги-практики, Педагог-психолог.

Учитель- логопед

9ч.

4.

Групповые проекты:

 *« Речетворчество, как важнейший компонент коммуникативной самодеятельности».

*« Мультимедийные программы, как средство  развития познавательно- речевой активности детей».

Развивать профессиональную компетентность

Воспитатели, участники курсов.

2ч.

5.

Круглый стол

 *« Содержание предметно- развивающей среды по вопросам речевого развития

( презентации новых, творческих идей, создание копилки дидактического материала).

Стимулировать активность педагогов, сознательную мотивацию к использованию полученных знаний в обр. процессе.

 

Участники курсов

3ч.

6.

Консультации

*« Использование проектного метода в образовательном процессе».

*« Как подготовить дизайн- проект»?

* «Как помогают игровые обучающие ситуации( ИОС) в развитии произвольной речи».

 

Знакомство с современными технологиями,формирующими предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Специалисты

3ч.

7.

Родительский всеобуч

« Перед школой».

Помощь педагогам в работе с родителями.

Методист ДОУ

3ч.

8.

Деловая игра: « Обучение детей творческому рассказыванию».

Активизация мыслительных и творческих подходов.

Воспитатель

и дети

2ч.

9.

Дискуссия « Мой опыт  в решении проблемы речевого развития детей».

Обмен опытом

Участники курсов

2ч.

 

Ресурсное обеспечение

имеющиеся

недостающие

 Помещение для проведения мероприятий по проекту( муз. зал  в ДОУ), компьютер, проектор, широкий экран, кронштейн.

 Современные методические пособия на электронных носителях, ноутбук, сканер-принтер-копир.

 

 

Бюджет проекта

Название оборудования

Цена

Методические пособия

Ноутбук

Сканер-принтер- копир

10.000

27.000

13.000

Итого:50.000

 

Форма оценки и контроля:

 Форма свободная по усмотрению специалистов НГПИ (кафедра повышения квалификации).

 

Критерий и индикатор эффективности реализации проекта:

Грамотно говорящий, психологически уравновешанный , успешно обучающийся в школе ребёнок.  Психолого - педагогически грамотный  педагог в  проблемах  речевого развития , внедряющий  в свой педагогический. процесс инновационные  технологии. Перспективный, открытый к динамическому обогащению необходимыми знаниями в вопросах воспитания грамотной личности.


 

Список литературы:

1.Речевое развитие  дошкольников : учеб. пос. для студ. и сред. пед.учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 2-е изд., М. : Изд. Центр «Академия», 1999.

2. Речь и речевое общение детей : метод. пос. для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – 2-е изд., М. : Мозаика_Синтез, 2004.

3. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду / О.М. Ельцова, Н.Н. Горбачевская, А.Н. Терехова, 2005.

4. Развитие речи и творчества дошкольников : Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой.  М.  ТЦ «Сфера», 2003.

5.. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб._метод. пос для воспитателей дошк. образ. учреждений /О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М. : Гум. изд.центр «ВЛАДОС», 2003.

        6..Десяева Н. Д., Лебедева Т. А., Ассуирова Л. В. Культура речи педагога ;

   7..«Развивающие игры для дошкольников».     А.В. Печерога ;  М.-2008г.

   8..«Упражнения на каждый день: логика для дошкольников».

Л.Ф.Тихомирова;      Ярославль 1997г.

   9..«Занятия по предшкольной подготовке: развитие   творческого мышления»

З.В. Шашкова ;М. 2007г.

10. « Развитие речи детей»   Н.В. Новоторцева . Ярославль 1997г.

11.«Воображение и творчество в детском возрасте»Л.С. Выготский ; М.-   1998

12. « Подготовка к школе в д\с: счет, мышление, чтение, речь.»

Л.В. Управителева; Я.- 2007

13. «Взаимодействие воспитателя с семьёй по организации дом. чтения»

сост. Т.Л. Мирилова.  Волгогад- 2005

14. Молчанов   С . Г .,  Яковлева   Г . В . Условия организации самообразования педагогов инновационного дошкольных образовательных учреждений / Методические рекомендации – Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2005.

15.Ушакова О. С.Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. – 256 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие. Путешествие в сказочную страну звука [С] и буквы С.

Проблема развития фонематического восприятия и слуха является важнейшей при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Дети, имеющие недостатки звукопроизношения часто смешивают близкие по звучанию и...

Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну» (средняя группа)

Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну»(средняя группа)Цель: развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии.Задачи:• вспомнить с детьми уже из...

Конспект развлечения по речевому развитию « Путешествие в сказочную страну»

Развивать коммуникативные способности посредством сказкотерапии....

Открытое занятие по речевому развитию "Путешествие в волшебную страну"

Конспект открытого занятия по речевому развитию " Путешествие в волшебную страну"...

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в книжную страну»...

Презентация по познавательно-речевому развитию «Путешествие в Огородную страну»

Презентация по познавательно-речевому развитию с помощью программы Microsoft Office PowerPoint и игрового сопровождения, спецэффектов «Путешествие в Огородную страну»Огородная страна...

Конспект развлечения в младшей группе(3-4 года)по речевому развитию " Путешествие в чудесную страну потешек"

привитие любви к русскому народному творчеству, вызвать  эмоциональный  отклик на чтение потешек. -Содействовать активизации  словаря, через знакомство с  с устным народным тв...