Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»
материал по теме

 

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни даже подкуп. Он просто не может остановиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_giperaktivnost.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МДОУ

д/с «Ландыш» г. Балашова

Каламбет Елена Борисовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

В исследованиях современных зарубежных психологов (П.Альхерт, Дж.Коннерс, Ю.Шиндлер, Х.Лукерт, К.Фишер, К.Нойхаус и др.) гиперактивное поведение трактуется как отклонение от нормы в личностном развитии ребенка в первые пять лет жизни. Такой ребенок чрезмерно активен в поведении. Трудно управляем и невнимателен. Испытывает недостаток терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий; склонен к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения, начатого до конца, к хаотичной, недостаточно контролируемой двигательной активности, к неадекватной эмоциональной реакции (легкая возбудимость).

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни даже подкуп. Он просто не может остановиться.

   

Проявление гиперактивного ребенка определяется тремя основными критериями: невнимательность, гиперактивность и импульсивность.

 

Понятие «невнимательность» в данном случае складывается из следующих признаков:

  1. Обычно ребенок не способен удерживать внимание на деталях, из – за чего при выполнении любых заданий в детском саду допускает ошибки.
  2. Не в состоянии вслушиваться в обращенную к нему речь, из – за чего складывается впечатление, что он вообще игнорирует слова и замечание окружающих.
  3. Не умеет доводить выполняемую работу до конца. Часто кажется, что таким образом ребенок высказывает протест, потому что ему не нравиться эта работа. Но дело в другом: ребенок просто не в состоянии усвоить правила работы, предлагаемые ему инструкцией, и придерживаться их.
  4. Ребенок испытывает огромные трудности в процессе организации собственной деятельности, избегает заданий, которые требуют длительного умственного напряжения.
  5. Он часто теряет свои вещи, предметы, необходимые в детском саду, никогда не может найти свою шапку, ручку, хотя предварительно мама все собрала и сложила в одном месте; легко отвлекается на посторонние стимулы, постоянно все забывает.

   Понятие  «гиперактивность» включает в себя следующие признаки:

  1. Ребенок суетлив, никогда не сидит спокойно; часто беспричинно двигает кистями рук, стопами, постоянно оборачивается; не в состоянии долго усидеть на месте, без разрешения вскакивает, ходит по группе и т.п.
  2. Двигательная активность ребенка, как правило, не имеет определенной цели: он бегает, крутится, карабкается, пытается куда – то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно.
  3. Ребенок не может играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным, всегда нацелен на движение, часто бывает болтливым.

   Понятие «импульсивность»  включает в себя следующие признаки:

  1. Ребенок часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав их до конца, порой просто выкрикивает ответы; с трудом дожидается своей очереди независимо от ситуации и обстановки, обычно мешает другим, вмешивается в разговоры, игры, пристает к окружающим.
  2. Такие дети любят шумные, подвижные игры и не могут играть в сложные ролевые игры или игры «с правилами».
  3. Они не способны долго хранить обиду или вынашивать план мести, не склонны к запланированной, целенаправленной агрессии, но могут быть очень жестоки.

Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в первые месяцы жизни, и т.д. однако лечение синдрома гиперактивности не сводится только к медикаментозному воздействию. Лечение и адаптация ребенка в  коллективе должно быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С.Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут и должны прийти на помощь воспитатель и психолог, которые – только в тесном контакте с родителями – могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

    В современной психолого – педагогической практике существует несколько методов коррекции поведения гиперактивных детей: медикаментозные методы, методы основанные на программах самоконтроля и др.

   Наиболее эффективно проходит коррекция поведения гиперактивных детей в процессе художественно – предметной деятельности, которая организуется на основе:

  1. Смены разных видов  деятельности (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно – практическая и т.д.) Например: «Укрась узором шарфик», «Цвета радуги» и др..
  2. Сочетание разных видов художественного творчества. Например: аппликация с  рисованием «Стаканчики для карандашей», «Снеговик» и др.
  3. Простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);
  4. Яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребенку чувство удовлетворения (он должен иметь возможность показать свои достижения как можно большему количеству зрителей);
  5. сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребенком и родителями, работы в малых группах, взаимодействие с психологами и другими педагогами.

     С учетом этих условий одной из эффективных форм коррекции поведение и личностного развития гиперактивных дошкольников выступает художественно – предметная деятельность.

     Отечественные исследователи в области дошкольной педагогики (Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Г.Г.Григорьева и др.) указывают: в дошкольном детстве художественно – творческая деятельность развивается, прежде всего, как деятельность предметная; доминирует ориентация на предметный         мир и способы использования предметов, т.е. отношение ребенок – предмет является главным, основным.

    Некоторые исследователи полагают, что даже изобразительная деятельность возникает не как художественная, а как разновидность предметной деятельности и определенное время развивается по ее законам. Изображение возникает как результат манипулирования  вещами и материалами. В этот период ребенок усваивает сенсорные эталоны, способы оперирования предметами, их функциональное назначение, проявляет интерес к действиям взрослых с предметами, начинает испытывать эстетические чувства от вещей. Постепенно изобразительная деятельность выделяется из предметной, отношение ребенок – предмет отходит на второй план, а ведущим становится отношение ребенок – взрослый, которое наиболее полно реализуется в игре. На этом этапе изобразительная деятельность начинает обслуживать интересы игры.

    В.С.Мухина в исследовании «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоение социального опыта» подразделяет детское творчество на собственно изобразительное (изображение - картинка) и создание изображений для игры или других видов деятельности (изображение - обозначение). Она указывает ,что во втором случае изображение, как правило, носит более схематический характер. Однако при этом дошкольники чрезвычайно чувствительны к эстетическому оформлению продуктов своей деятельности – чем богаче материал для ее осуществления, тем шире ее содержание и разнообразнее способы реализации. Поэтому дети начинают не только совершенствовать свои изображения, но и преобразовывать окружающее их пространство. Постепенно изобразительная деятельность становится целенаправленной художественной деятельностью, но при этом во многих ее видах сохраняются черты предметной деятельности, то есть  можно сказать, что ребенок занят художественно-предметной деятельностью.

    Таким образом, под художественно-предметной деятельностью мы понимаем творческий процесс, направленный на создание образов предметов (предметное рисование), самих предметов (предметные лепка, аппликация, конструирование), оформление и моделирование предметно – пространственной среды, осуществление различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, художественно – речевой, театрализованной, бытовой и т.д. – с использованием созданных изображений и предметов.

    Гиперактивные дети, как было сказано ранее, испытывают постоянный «сенсорный голод», поэтому именно художественно-предметная деятельность наиболее эффективна на ранних этапах коррекции.

   Вовлечение гиперактивных детей в художественно-предметную деятельность приводит к тому, что у детей появляются тесные контакты со сверстниками, они начинают гордиться своими достижениями, чаще переживают положительные эмоции, получают меньше замечаний, многие проявляют фантазию созидательного, а не разрушительного плана. Похвала и признание со стороны детей и взрослых  - это, пожалуй, самая важная составляющая в процессе становления самосознания этих детей.

         

   Для проведения коррекционной работы не существует единых рекомендаций и программ. Несмотря на сходство проявлений, каждый ребенок представляет собой индивидуальность, так что идеальной может быть только мультимодальная программа коррекционной работы, когда различные специалисты сотрудничают на основе согласованного плана действий. Поэтому эта работа должна осуществляться совместно с психологами, воспитателями, педагогом по изобразительной деятельности, инструкторами по физической культуре, родителями (работа консилиума).

   Воспитателям и специалистам необходимо помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

    Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т.д. Если ребенок в состоянии продолжать занятие, можно разрешить вернуться к нему.

   Занятие в подготовительной к школе группе продолжается 30 – 35 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течении такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если занятие разделить на две части: например, после выполнения двух – трех заданий можно поиграть с детьми, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.

   Психологи заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален воспитатель, тем легче он справляется проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

   В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие, повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.    

    Таким образом, психолого – педагогическая система оказания помощи гиперактивным детям, если она осуществляется на ранней стадии и имеет междисциплинарный характер, в настоящее время включает новые подходы и средства. Это означает, прежде всего, отказ от приоритета медикаментозного и диетического лечения гиперактивных детей, которое долгое время занимало господствующие позиции.

   План содействия развитию ребенка может отвечать его потребностям в том случае, когда в центре внимания находится личность ребенка, и учитываются особенности его окружения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей:"Детская гиперактивность".

Консультация для воспитателей:"Детская гиперактивность"....

Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"

Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада....

Консультация для воспитателей «Особенности гиперактивных детей»

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности. Многие исследователи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Изучение таких особенностей развития идет полным ходо...

Статья «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

В статье рассматривается художественно-предметная деятельность, которая является одной из эффективных форм коррекции поведения личностного развития гиперактивных детей. Представлены следующие виды худ...