Развитие сенсорных способностей
статья по теме

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sensornyh_sposobnostey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2

р.п. Сосновка

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Воспитатель Юрасова И.В.

Маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. То, что они усваивают без усилий в 2, 3 года в дальнейшем дается им с трудом. В раннем возрасте острее, чем в каком-нибудь другом необходимо гармоничное сбалансированное развитие всех психических процессов. Этот возраст дарит ребенку новые умения, происходит бурное развитие восприятия наглядно-образного мышления, воображения.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Не случайно сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира вообще, первой ступенью которого является чувственный опыт. Профессор Н.М. Щелованов называет этот возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В нашем детском саду накоплен интересный опыт работы с детьми 2 -3 лет по развитию сенсорной культуры и мелкой моторики. Учреждение обеспечивает выполнение стандарта дошкольного уровня образования по всем направлениям развития ребёнка, однако в последнее время приоритетом является умственное развитие детей, т. к. в условиях модернизации деятельности дошкольных учреждений необходимы новые подходы в системе обучения, где важная роль отводится умственному развитию, частью которого является сенсорное развитие. На базе нашего детского сада проводятся семинары, семинары-практикумы, методобъединения по данной проблеме. Имеется необходимая методическая литература, методические материалы и пособия. Воспитатели самостоятельно разрабатывают задания, основным принципом которых является многофункциональность, т.е. направленность на решение одновременно нескольких задач, созданием развивающих и дидактических пособий, модулей из необычных материалов: пластиковых бутылок, крышек, прищепок, бросового материала.

Наше дошкольное учреждение работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и др., в которой обозначены задачи по сенсорному воспитанию.

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Учим детей застегивать и расстегивать пуговицы; зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф, завязывать и развязывать узелки; подбирать крышки по величине, по цвету, по двум признакам, уметь пользоваться прищепкой; подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету, по величине.

Необходимым условием развития сенсорных способностей у детей является предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении.

В каждой группе в уголке сенсорно-моторного развития подобран игровой и дидактический материал: пирамидки; предметы-вкладыши; шнуровки; пристежки; мозаика; пластиковые бутылки с закручивающимися крышками и многое другое.

Много нетрадиционных пособий изготовлено руками воспитателей. Наши пособия обладают неисчерпаемыми возможностями для развития детской фантазии и творчества, функциональны, могут использоваться в разном возрасте, абсолютно безопасны.

Например, я использую «сухой аквариум» - набор цветных крышек в пластмассовом тазу или коробке. Это пособие можно предложить ребенку и тогда, когда у него плохое настроение и когда, наоборот, он слишком возбужден, и когда ему просто нечем заняться.

А в игре «Накорми птенца» я предлагаю детям игровые модули (птенцы, сделанные из полиэтиленовых бутылок) и много разноцветных крышек. Цель этой игры закрепить представления о цветовой гамме и ее оттенках, развивать мелкую моторику рук.

Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, стремимся эмоционально зарядить детей, превратить каждое занятие в увлекательное приключение.

Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания включаем именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является условием выполнения предметных действий. Обучающие приемы: показ образца, объяснение способа действия сочетаем с использованием игровых приемов.

Учим детей соотносить предметы по форме, их физическим свойствам, доводить действия до определенного результата: открыть и закрыть коробочку, матрешку, снимать и накладывать 2-3 кубика один на другой.

Необходимо, чтобы вновь усвоенное действие с одной игрушкой ребенок самостоятельно повторял с другими игрушками, это способствует усвоению и обобщению нового способа действия. Нужны аналогичные игрушки из различных материалов, разные по цвету, форме, звучанию. Например, пластмассовые, деревянные шарики, резиновые мячи, мягкие мячики, которые можно покатать; разные по цвету и форме кубики - из них можно соорудить «башню». В подобной предметно-игровой деятельности развивается наглядно-действенное мышление ребенка.

Целенаправленно знакомя детей с цветом как признаком предмета на занятиях, в дидактических играх учим детей понимать и называть цвета точными словами, развиваем способность группировать предметы по признаку цвета. Вначале учим детей видеть цвет в конкретном предмете и лишь, потом использовать его как общий признак многих предметов, разных по содержанию. Проводим игры-поручения. При проведении таких игр стараемся сосредоточить внимание детей на цвете, учим различать и правильно называть основные цвета.

Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет от элементарных заданий на группировку однородных предметов по различным сенсорным качествам, к соотнесению разнородных предметов по величине, форме, цвету и далее к учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию проводится с детьми 1 раз в 2 недели. Ввиду того, что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

В своей работе я использую тренажеры, целью работы с которыми является воспитание сенсорной культуры и развитие мелкой моторики рук ребенка в условиях дошкольного учреждения.

На первом этапе обучения происходит овладение моторными навыками.

На втором этапе обучения задачи усложняются, дети учатся соотносить предметы по цвету и форме.

На третьем этапе происходит представление о качествах предметов.

Благодаря развивающим тренажерам осуществляется не только сенсорное развитие — у детей раннего возраста формируется наглядно-образное мышление.

Развитие мелкой моторики руки непосредственно влияет на развитие двигательных (моторных) центров речи. Развивающие тренажеры дают возможность в условиях пребывания в группе раннего возраста не упустить столь ценное время для развития кисти и пальцев детской руки. И чем раньше ребенок начинает работать на сенсорных развивающих тренажерах, тем быстрее происходит психическое развитие ребенка. Каждодневные тренировки, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят плавно ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Работа по развитию сенсорных способностей ведется в тесном контакте с родителями. Знания и умения, полученные детьми на занятиях, рекомендуем родителям закреплять в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной игровой деятельности и т.д. Работа с родителями включает в себя как индивидуальные, так и групповые консультации по вопросам воспитания и развития детей.

Чтобы заинтересовать пап и мам, поместили в родительских уголках статьи под рубрикой «Развитие сенсорики дома», «Игры по сенсорному развитию», «Игры своими руками» и др. Родители заинтересовались за даниями, успехами своих детей, стали приносить различный материал для игр, пособий, начали заниматься с детьми дома.

Мною был объявлен конкурс среди родителей «Создание игр для малышей своими руками», в котором родители проявили свою фантазию, творческие способности.

Изучив психолого-педагогическую литературу, проанализировав содержание разных программ, составили диагностический пакет, который включает в себя по три задания в игровой форме, оценку. Диагностические исследования проводятся в начале и конце года. По результатам диагностики наблюдается положительная динамика в развитии сенсорных способностей ребенка.

Но, пожалуй, самым ценным и значимым для нас стало эмо циональное отношение детей к заданиям. Дети проявляли к ним устойчивый активный интерес, в свободное время предпочитали игры с материалом в сенсорном уголке (придумывали узоры из ниток, делали бусы из разно цветных скрепок, прикрепляли из прищепок ежику или елочке «иголки» подбирали по цвету колеса к паровозу и т.д.). Дети стали внимательнее, усидчивее, добросовестнее, что способствовало формированию произвольности поведения и психических процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Новорождённый появляется на свет с уже вполне сформированными органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему ещё только предстоит о...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Мастер-класс для воспитанников группы раннего развития на тему "Развитие сенсорных способностей с помощью камушков Марблс"

Основным и главным видом деятельности в жизни ребенка является игра. В группе раннего развития  для формирования представлений и фруктах и овощах , для сенсорного развития детей нужны были яркие ...

Проект по развитию сенсорных способностей детей от 1.6м до 2 лет «Сенсорная коробочка»

В последние годы в системе образования происходят кардинальные перемены, на первый план выдвигается идея личностного развития дошкольника, готовности его к самостоятельной деятельности. Изобразительна...

Дидактическое пособие: "Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей.

Дидактичеккое пособие:"Сенсорный коврик" с дидактическими играми по развитию сенсорных способностей детей....

Программа кружка по развитию сенсорных способностей у детей в первой младшей группе «Сенсорное развитие детей»

В каждом возрасте надо обратить внимание на те стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив.      В 3 года ребенок начи...