Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…» (подготовительная группа).
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Себя, как в зеркале, я вижу…»  (подготовительная группа).

Составила  воспитатель: Гетманская Т.А.

Цель: показать родителям, что их ребенок 6 – 7 лет проходит непростой период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку.

Подготовительная работа.

  1. Газета : «Себя, как в зеркале, я вижу…»: наклеены фото детей и их родителей в детстве. Цель: проведение параллелей схожести, родители должны понять, что их ребенок проходит непростой период в жизни, посмотреть на мир его глазами, понять его, оказать поддержку.
  2. Проведение теста с родителями: «кто я?». Цель: определить какое место в жизни родителей занимает материнство, отцовство.
  3. Проективный тест «Рисунок моей семьи»: взяты анонимно рисунки детей из благополучных и неблагополучных семей. Цель: сравнение видения эмоциональной ситуации в семье у детей и родителей, выявление причин возможной тревожности у детей, пути работы по ее устранению.
  4. С детьми психологом ДОУ проведен тест Люшера  для выявления эмоционального отношения к школе и энергетического баланса. Цель: согласно результатам теста дать родителям рекомендации по психологической подготовке ребенка к школе, по построению оптимального режима дня для него.

ХОД СОБРАНИЯ.

Тема нашего собрания сегодня – «Себя, как в зеркале, я вижу…» И она не случайна. Как часто мы узнаем в своих детях себя. Даже если окружающие уверены, что мы и наш ребенок совершенно разные, мы знаем: это не так. Как в мультфильме о волке, который выкармливал маленького барашка, помните? Когда они стоят перед зеркалом:

- Ты знаешь, папаня, а Кабан говорит, что я совсем на тебя не похож.

- Как не похож? Смотри, вылитый я!

       Это наше сходство и помогает , и мешает. Помогает, потому мы, вспоминая себя, можем что – то исправить в своих детях. А мешает потому, что одинаковые заряды, как известно, отталкиваются…

   Сегодня мы подготовили для вас несколько ситуаций, в которых вы попытаетесь посмотреть на себя глазами детей, и наоборот – увидите, какими глазами смотрят на вас ваши дети. Несмотря на то, что занятия наши будут по преимуществу практическими, просим вас отнестись к ним серьезно, потому что мы порой сами не осознаем, насколько педагогика и психология могут помочь нам в воспитании детей.

ИГРА с родителями: занять стулья, которых на один меньше, чем самих родителей

. «Поменяйтесь местами те, кто…»

  1. Кто волнуется перед поступлением своего ребенка в школу?
  2. Кто вчера читал ребенку на ночь книжку?
  3. Чей ребенок брезгливо выкладывает из супа вареный лук?
  4. Кто уже играл со своим ребенком в школу?
  5. Кому ребенок помогает мыть посуду?
  6. Кто испытывает тревогу, что ребенок будет учиться в школе не так хорошо, как бы вам хотелось?
  7. И т.д.

Видите, игра показала, как много сложностей возникает у каждого родителя при воспитании чада. И главное – проблемы – то у всех, как оказалось, общие. Давайте же попытаемся и решить их сообща.

Наша  взрослая жизнь постоянно наполнена всевозможными трудностями, связанными с работой, домашним хозяйством, непониманиями в семье. И эти проблемы нам представляются  значительными. А вот вопросы, которые решают ежеминутно наши дети, выдаются нам чаще всего с высоты нашего «взрослого» роста  ничтожными, забавными, не стоящими особого внимания. На самом же деле мы даже себе не представляем, насколько детские проблемы влияют на их настроение, психику, на формирование всей их, уже большой, личности. Поэтому надо быть очень внимательными к их трудностям. Вы и сами наверняка, бы,  вспомнили пару случаев из собственного детства, когда взрослые посчитали ваши проблемы ничтожными, а вот для вас они были очень важны. Это может быть чья – то негативная оценка, влюбленность – что угодно. И вас тогда наверняка было очень обидно от невнимания взрослых.

? Как вы считаете, что в настоящее время оказывает наибольшее влияние на эмоциональное ,психологическое состояние вашего ребенка?

 До 6 – 7 лет мировоззрение ребенка складывается под влиянием двух сфер: детского сада и семьи. И именно эмоциональная обстановка в семье выходит сейчас на первый план, потому что детский сад уже сыграл свою роль и готовится ваших детей выпускать.

СМОТРИМ НА 2 СТЕНДА С РИСУНКАМИ «Моя семья», выясняем, что на ярких и позитивных рисунках нарисована семья ( семья изображена в полном составе, все держатся за руки или объединены какой – то общей деятельностью, фигуры хорошо прорисованы, детализированы, отчетливо видны черты лица, различные украшения), и на темных и негативных – тоже семья ( линии размашистые, резкие, не детализированные, люди отделены друг от друга барьерами, фигуры угловатые). Каждый ребенок передал свое восприятие домашней атмосферы.

По свидетельству психологов, отношения в семье проецируются на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Темные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребенка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевленных предметов ассоциируется с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной  эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого – либо из членов семьи может означать, что ребенок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей.

         Изображение себя преувеличенно маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребенка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечении внимания к своей персоне. Если ребенок вообще не рисует себя, значит, он не видит своего места в семье.

        Чрезмерно заостренные, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, так же как и темные цвета,- признак негативного эмоционального состояния ребенка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его побыстрее.

         То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них примерно одинаковы. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребенка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния.

 

  ? Давайте подумаем, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые вообще не  

  включили себя в ее состав? ( «Может быть, мы много наказываем детей, и они обижаются»; «Возможно, мы мало времени уделяем своим детям и поэтому  отдаляемся от них»; «Может быть, ребята просто хотели на рисунках показать себя более взрослыми, самостоятельными, независимыми?» и др.)

              Безусловно, ваши догадки правильные, но они не исчерпывают всей сложности душевных переживаний ребенка, чувствующего себя в своей семье дискомфортно.

            Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка.  Безусловно, принимать ребенка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т.д., а просто так, за то, что он есть.

            Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви» : что – то выполнил – хороший, чего – то не сделал – плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, т.е. передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой – то дрессуре.

          Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребенка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, любим. Делать это можно разными способами: ласковыми прикосновениями, улыбкой, словами: «Я очень скучала по тебе, пока была на работе», «Я очень люблю играть с тобой» и т.д.

                Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто длы выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий не только ребенку, но и взрослому.

           Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных» рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье.

  Сейчас ваши дети стоят на пороге новой – школьной жизни. Давайте поговорим немного о ней. Перед ребенком откроется совершенно незнакомый мир, и именно наличие поддержки в семье для него в этот период – самое главное.

ПРОВЕДЕНИЕ ТЕСТА ЛЮШЕРА С РОДИТЕЛЯМИ.

              ? А какого цвета становится ваше настроение, когда вы думаете о том, что скоро в вашу    

                        семью войдет школа и связанные с ней заботы, обязанности, режим, отношения?

   Перед каждым из вас лежит листочек с надписью того цвета, какой выбрал ваш ребенок при  ответе на этот же вопрос. Сопоставьте, насколько вы и ваш ребенок одинаково чувствуете приближение школьной жизни.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦВЕТА.

СИНИЙ

Этот цвет выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время спокойные и уравновешенные дети. Они отличаются утонченностью и хорошим эстетическим развитием, имеют потребность в глубоком личностном, а не поверхностном игровом общении. Если эта потребность удовлетворяется (либо в школе, либо дома), то ребенок чувствует себя хорошо.

ЗЕЛЕНЫЙ

Этот цвет предпочитают дети с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность собственным статусом и положением в коллективе. Они испытывают потребность в похвале, хотят быть отличниками, проявляют высокую чувствительность во взаимоотношениях с учителями, добиваются, чтобы их хвалили и ставили в пример другим ( если, например, такой ребенок получит пятерку, но об этом не объявят всему классу, то это может не на шутку расстроить его).

КРАСНЫЙ

Этот цвет предпочитают активные, энергичные, деятельные дети. Обычно они оптимистичны, шумны и веселы. Часто несдержанны. В школе им будет трудно усидеть на месте.

ЖЕЛТЫЙ

Этот цвет предпочитают мечтательные дети, полные надежд, но не готовые активно действовать и склонные занимать выжидательную позицию. Если желтый цвет ассоциируется у ребенка с обстановкой в школе, это свидетельствует о том, что она вызывает у него хорошее и светлое настроение.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Этот цвет предпочитают дети, у которых доминируют инфантильные установки. Скорее всего, ребенок еще не чувствует ответственности ученика. Таким детям нравится в школе, когда там бывает интересно и когда  их там хвалят. Однако, если они начинают испытывать трудности в обучении и получать замечания, отношение к школе резко меняется: дети начинают капризничать и не хотят ее посещать.

КОРИЧНЕВЫЙ

Этот цвет предпочитается тревожными детьми, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, неприятные болезненные ощущения типа «болит живот», «меня тошнит», хронические заболевания, страх. Ребенок, выбирающий коричневый цвет для обозначения своего настроения в школе, обычно плохо себя чувствует в учебных ситуациях: боится школы, испытывает затруднения в учебе и др.

ЧЕРНЫЙ

Предпочтение  черного цвета отражает негативное отношение к себе и ко всему окружающему миру, активное, резкое неприятие, протест. Дети, у которых черный цвет ассоциируется со школой, как правило, ненавидят все, что связано с учебой, и открыто говорят об этом.

СЕРЫЙ

Предпочтение серого цвета связано и инертностью и безразличием. «Серое» настроение в школе отличает детей, для которых характерны пассивное неприятие школы и равнодушное отношение к ней.

            Что же касается энергетики, то у  большинства детей бал установлен средний ее уровень, что говорит о необходимости более тщательно подходить к продумыванию режима дня ребенка. Ведь если уже в детском саду энергетика средняя, что ждет ребенка в школе, где нагрузка намного больше. И здесь главных рекомендаций две: никогда не наказывайте ребенка ограничением двигательной активности и не отдавайте ребенка в один год с началом школы в кружки и секции. Малыш не выдержит таких перегрузок, и это обязательно скажется на его здоровье и успеваемости.

Родителям в конвертах раздается напутственное письмо – обращение к самым близким и дорогим людям – моим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ" (КВН)

Занятие в форме игры КВН способствует закреплению у детей познавтельного интереса к спорту, здоровому образу жизни, истории Олимпийских игр и их символики....

План конспект родительского собрания в подготовительной группе «Светлячки» Тема: «Наши пальчики играют» (мастер-класс)

Цель:1. Раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей.2.Познакомить родителей с техникой оригами, которую осваивают дети  для развития мелкой   моторики рук.3. Показать ур...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Как помочь ребенку адаптироваться в школе"

Как помочь нашим детям адаптироваться в школе, найти в ней свое место, не растеряв при этом тот багаж, который они получили в детском саду...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе по теме: "Себя, как в зеркале, я вижу!"

Цель: показать родителям, что их ребенок 6-7 лет проходит непростой   период в жизни, учить их смотреть на мир его глазами, постараться понять его, оказать поддержку....

Конспект родительского собрания (в форме вечера – встречи).Тема: «Моя семья – что может быть дороже». Возрастная группа: средняя группа

Цель: способствование повышению осознания значимости семьи в жизни человека у родителей и детей.Задачи:Способствовать созданию благоприятного микроклимата между родителями, детьми и педагогами для бол...