Коммуникативная культура педагога
статья на тему

В статье говорится о том, что в настоящее время увеличивается число специалистов которые не владеют навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне.Коммуникативная культура является основной структкрной составляющей профессионализма педагога, которая есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная культура педагога

С обновлением содержания образования связано повышение его качества, использование новых методов и перестройка традиционных. Вместе с тем качество образования и его востребованность напрямую зависят от профессионализма педагогов, их личностных качеств и коммуникативных умений. Сегодня особенно актуальной становится проблема развития   коммуникативной культуры педагогов системы дошкольного образовательного учреждения, т.к. дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности и благоприятным для заложения основ культурных форм коммуникативной деятельности. Ориентированность современного образования, в том числе и дошкольного, на развитие коммуникативной культуры у детей требует соответствующей профессиональной подготовки педагога.

 В современном обществе с открытыми границами увеличивается число специалистов, которые должны владеть навыками речевого общения, и в первую очередь на профессиональном уровне. Это означает, что для общения педагогу необходимы в достаточной степени, сформированные коммуникативные навыки, которые являются важнейшей составляющей частью  коммуникативной культуры.

Коммуникативная культура является основной структурной составляющей профессионализма педагога, которая  есть, условие и предпосылка эффективности профессиональной деятельности, показателем профессиональной компетентности и профессионального самосовершенствования. Для воспитателя дошкольного образовательного учреждения, как субъекта профессиональной деятельности, способом познания и преобразования мира выступает профессиональная культура, а способом преобразования себя – коммуникативная культура.

Анализ литературных источников показывает, что коммуникативная культура рассматривается различными науками: философией, психологией, педагогикой, социологией, психолингвистикой и др. В философских работах раскрывается сущность коммуникативной культуры (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, М.С. Каган и т.д.). Отечественная психология изучает социальные и этические проблемы коммуникации личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, В.С. Грехнев, А.А. Леонтьев, В.Н. Мисящев и т.д.).

В педагогике коммуникативная культура выступает, с одной стороны, как характеристика профессиональной культуры педагога (В.А. Кан-Калик, Л.М. Митина, А.В. Мудрик, И.И. Рыданова, В.А. Сластенин и т.д.), с другой,- как системная составляющая образовательного процесса в педагогическом вузе (Н.П. Аникеева, П.В. Лепин, Е.Н. Мишина и др.). В педагогической этике коммуникативная культура рассматривается как неотъемлемая часть этики педагога (Э.Г. Гришин, В.И. Журавлев и др.).

Следует отметить возросший интерес ученых к проблеме развития коммуникативной культуры личности педагога (Д.М. Александров, Г.М. Андреева, И.А. Зимняя, И.Ф. Исаев, В.Г. Костомаров, Н.Б. Крылова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.И. Мищенко, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.).

Исследования, выполненные  в рамках культурологического подхода, рассматривают коммуникативную культуру как «инвариантно-деятельное качество личности» (В.С. Леднев), как основу профессиональной деятельности педагога, показатель общей (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, А.В Мудрик, В.А. Сластенин и др.) и социальной культуры (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, С.Е. Матушкин и др.).

        Повышение компетентности педагога в педагогическом общении – инструмент гуманизации образования на современном этапе, так как именно профессиональные умения и мастерство воспитателя в создании условий для развития личности ребёнка являются критерием оценки качества дошкольного образования. Поэтому стоит необходимость  изучения профессионального педагогического общения воспитателя ДОУ.

                                Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-Экзюпери

        Общение нельзя отнести к сложному и тем более слабо изученному процессу коммуникации. Все мы без особых затруднений общаемся между собой, влияем друг на друга, с детства владеем речевой деятельностью, как главным средством общения.

        Социальный смысл общения заключается в том, что оно является средством передачи форм культуры и общественного опыта.

        Для педагогического работника искусство общения является важнейшей профессиональной чертой, так как главным средством реализации обучения и воспитания выступают интеракция (выработка общей тактики и стратегии), социальная перцепция (восприятие и понимание друг друга), и коммуникация (сложный процесс установления и развития контактов между партнёрами, обусловленный их совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией). И, следовательно, от уровня развития у преподавателя коммуникативных способностей и овладение им коммуникативных умений во многом зависит эффективность его работы. А это и составляет коммуникативную культуру педагога, т.е. умение устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении, управлять своими эмоциями, преодолевать волнение, нерешительность, сдерживаться, создавать необходимое настроение, а также наблюдательность и переключаемость внимания, понимание психологического состояния воспитанника по внешним признакам, речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др. В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.

Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:

- умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;

- умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;

- умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);

-умения обеспечивать обратную связь.

        Различают вербальные и невербальные способы педагогического взаимодействия. На долю вербальной (слова-поступки, оценочные слова) коммуникации падает основная часть профессионально значимой и необходимой нагрузки. Однако эффективность педагогического взаимодействия зависит и от того, насколько учитель владеет невербальной коммуникацией (жесты, мимика, интонация).

        Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения; социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей; альтруистические тенденции – эмпатию, как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификацию, как умение переносить себя в мир другого человека.

        Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

        В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Прежде всего, воспитанники  ценят его за умение быть вежливым, корректным, добрым, щадить самолюбие детей,

сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

        Чтобы стать современным профессионалом-педагогом, важно научиться понимать душу ребёнка. Его потребности, угадывать его желания, проникаться его психоэмоциональным состоянием. Умение понимать другого зависит от умения понимать самого себя, осознавать своё «Я», принимать самого себя, от способности к самоосмыслению, способности отдаваться чужому бытию как важнейшему условию понимания других: своих воспитанников, их родителей, коллег.

        Некоторые современные исследователи речевой деятельности, теории общения рассматривают коммуникативные, речевые и этикетные нормы изолированно. На самом деле, коммуникативный и нравственный аспекты неразрывно связаны и неотделимыми друг от друга, как некий сплав, соединение коммуникативно-речевой и нравственной культуры.

        На всех уровнях общения выделяются такие основные его составляющие, как восприятие и понимание другого человека и в то же время умение подавать себя, самовыражаться; умение сближать точки зрения, свою и собеседника, управлять общением (С.Б.Елканов).

        Культурный человек – это личность, сознательно идущая на некоторые ограничения, связанные с соблюдением принятых в обществе норм.

        Коммуникативная компетентность и речевая культура - составляющие профессиональных умений педагога, способность эффективно и целесообразно выстраивать речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения.

        Коммуникативная компетентность, т.е. способность к эффективному общению и сформированность коммуникативных умений:

  1. высокий уровень владения выразительными средствами языка, средствами убеждения, культурой общения – этикетной выверенностью речи;
  2. опыт речевой деятельности в конкретной сфере общения, в данном

        случае – в учебно-научной.

        Чтобы грамотно общаться, необходимо знать основные компоненты коммуникативной ситуации, а также основные законы общения, которые определяют его коммуникативные и этические нормы.

Основные компоненты коммуникативной ситуации: отправитель и получатель информации, цели каждого, сама информация, форма её преподнесения и условия общения, благодаря которым появляется возможность взаимодействия (кто, что, кому, где, как, когда).

        Основные правила, которые необходимо соблюдать при уважительном деловом общении:

  1. Количество информации (сообщается столько информации, сколько требуется для данной цели общения).
  2. Качество информации (она должна быть правдивой, истинной).
  3. Существенность (говорить о важном для данной ситуации).
  4. Вежливость (соблюдать правила речевого этикета)

         Нормы – инструменты для достижения оптимальности общения. Выделяется три вида норм.

1.Этические. В основном относятся к мотивам речи, культуре общения. Это доброжелательность, соблюдение всех законов нравственности. Этические нормы можно условно отнести к нормам стратегического уровня – нормам взаимоотношений с миром в целом и с конкретным человеком в частности.

2.Коммуникативные. Связаны с обеспечением процесса общения и его регулированием для достижения поставленных целей общения. Соединяют в себе стратегические и тактические элементы, поскольку выбор ситуации общения, партнёров, предмета речи можно отнести к области стратегии, а конкретное воплощение плана речи и регулирования общения – к тактике.

3. Речевые. Это средства реализации и этических и коммуникативных норм.

Нормы – механизмы, помогающие согласовать все стороны общения: когнитивный (как мы видим других людей и как их понимаем), аффективный (как мы к ним относимся), и поведенческий (как мы поступаем в конкретных ситуациях). (Т.Г.Винокур).

        На успешность общения влияют следующие факторы:

  1. внеязыковые (экстралингвистические): взаимоотношения между участниками, этические установки коммуникантов, характер передаваемой информации, условия общения, национально-культурные традиции и т.д.
  2. языковые и речевые: специфика языка, на котором происходит общение; устная или письменная, монологическая или диалогическая форма сообщения; особенности жанра и стиля речи, языковая грамотность коммуникантов и т.д.

        Для педагогического общения важен речевой этикет, который служит средством организации и поддержания неконфликтного общения на всём его протяжении. В этом плане главное назначение этикета – помочь  людям не конфликтовать друг с другом, выполнять необходимые для вступления в контакт действия, в том числе и речевые, для его поддержания и выхода из него. Корректность речевого поведения педагога, во многом определяющая эффективность общения, зависит прежде всего от правил речевого этикета.

        Уверенность и спокойствие в коммуникативном (речевом) поведении педагога в различных ситуациях профессионального общения – важное условие плодотворного сотрудничества и успешного взаимодействия. Педагог должен показать свою компетентность и  заинтересованность в успешном развитии ребёнка, а также показать, что он видит вокруг себя партнёров и единомышленников, а это возможно, если  мы, педагоги:

  1. постоянно стремимся к познанию нового;
  2. ходим в театры и на концерты;
  3. знакомимся с новыми людьми;
  4. принимаем людей такими, какие они есть:
  5. проявляем искренний интерес и внимание к людям;
  6. используем любую возможность, чтобы сказать человеку приятное.

Важно помнить: доброе слово очень ценно, поэтому действовать надо уверенно, с любовью и искренним желанием добра окружающим!

1. Тест «Ваш настрой»

Цель: создание мотивационной готовности педагогов к восприятию новой информации, необходимой для совершенствования коммуникативно-речевых умений.

Проводится в начале и в конце заседания. Лист передаётся по кругу и постепенно складывается в гармошку, чтобы следующий участник не видел написанное предыдущим)

Задание участникам в начале работы: обозначьте на одной строке своё настроение и/или ожидание от совместной работы.

Задание участникам в конце работы: напишите на одной строке своё впечатление от совместной работы.

Подведение итогов: зачитываются вслух фразы – ожидания воспитателей, высказанные в начале работы, и с коллегами анализируются причины их реализованности/нереализованности в процессе совместной работы.

2. Коммуникативно-речевые упражнения:

  1. «Скажи по – другому»

Бояться, сказать, думать, видеть, сердиться, смелый, чуткий, умный, глупый, робкий,  дерзкий, править, грустить.

  1. «Объясни значениевыражений»

Человек с большой буквы, молоко на губах не обсохло, мастер на все руки, абсолютный ноль, ветер в голове, одного поля ягода, белая ворона, на краю земли, зарубить на носу, после дождичка в четверг, быть на седьмом небе, съесть пуд соли, делать из мухи слона, работать спустя рукава, скатертью дорога, намылить шею, душа в пятки ушла, витать в облаках, бить баклуши.

  1. Игра «Узнай стихотворение» - на точность речи

Загадайте небольшое детское стихотворение и составьте  описательный рассказ его содержания, чтобы партнёр смог понять, о чём идёт речь. Побеждает тот, кто угадает задуманное стихотворение.

        Например: «Детёныш парнокопытного домашнего животного, передвигаясь по неустойчивой деревянной поверхности, переживает за свою жизнь» («Идёт бычок качается»).

  1. «Проверь себя» - на чистоту речи

Поставьте ударение  в словах. Проверьте себя по орфографическому словарю.

        Баловать, библиотека, звонит, избалована, каталог, коммуникативный, красивее, намерение, начать, отдала, облегчить, обеспечение, повторить, облила, средства, углубить, красивее, усугубить.

  1. «Произнеси выразительно»

Произнесите каждую скороговорку столько раз, сколько в ней может быть интонационных рисунков.

        Добры бобры идут в боры. Добр бобр до бобрят. Уже ужи в луже. Дарья дарит Дине дыню. В нашей пуще чащи гуще. Марина и Мила мыли малину. Малина манила Марину и Милу. Ткёт ткач ткани на платки Тане. У Кондрата куртка коротковата. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. Наш Полкан попал в капкан. Шесть мышат в камыше шуршат.У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Примечание: Интонация может быть повествовательная, вопросительная, перечислительная, восклицательная, ответная. Можно подчеркнуть одно слово, делая на нём смысловое ударение: Шла Саша по шоссе.  Шла Саша по шоссе.  Шла Саша по шоссе.

  1. «Найди ошибки» - на правильность речи

Прочтите предложения, выявите ошибки и исправьте их.

На детской площадке гуляет много маленьких малышей. К весне зелень зазеленела. Потолок побелили белилами. Незнайка был ленивым лентяем. Ворона клюнула клювом серого кота. Девочка стала надевать одежду на куклу. Вчера мы купили много покупок. По комнате покатился круглый шар. На ветвистых ветках висели яблоки. Старик связал вязанку  дров…

ΙV. Литература:

1. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении М.: Новая школа, 1995.

2. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. Н.А.Ипполитовой.М.: ТК Велби; Проспект,2007  

3. Романова И. Диалог взрослых в детском саду // Дошкольное воспитание.2011.№ 5-7

4. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. Учеб.пособие. СПб: Паритет, 2003

5. Щербинина Ю.В. Слово ласковое – мастер дивных дел // Дошкольное воспитание. 2004. №5

6. Искусство общения в играх /  В.В.Петрусинский, Е.Г.Розанова. М.: ВЛАДОС,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА, И ЕЁ ВЛИЯНИЕ НА УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ УЧАЩИХСЯ.

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди...

Развитие коммуникативной культуры педагога как средство повышения качества образоания в детском саду

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования коммуникативной компетентности педагога ДОУ как одно из требований к профессиональной деятельности современного педагога...

Консультация для педагогов "Формирование коммуникативной культуры педагога"

Система образования в нашей стране - это один из наиболее влиятельных социальных институтов, который органически связан с фундаментальными основами общественного устройства. Образованность, интеллект,...

Требования к коммуникативной культуре педагога ДОУ (презентация)

Коммуникативная культура педагога очень важна для воспитания нового поколения. Педагог является примером для воспитанников. Поэтому даже его собственные требования к своей культуре общения должны быть...

Коммуникативная культура как компонент профессиональной культуры личности педагога.

В данной статье анализируются особенности коммуникативной культуры педагога и её влияние на образовательный процесс. Приводятся конкретные примеры возникающих сложностей общения внутри педагогического...

Буклет-памятка "Коммуникативная культура педагога"

Коммуникативная   культура  педагога  является одним из важнейших компонентов профессионально-педагогической культуры. Необходимость  ее формирования обусловлена тем, что педа...

Формирование коммуникативной культуры педагога

Материал содержит консультацию для педагогов ,раскрывает понятия: общение , коммуникативная культура ;факторы,оказывающие влияние на формирование коммуникативной культуры педагога. ...