Приобщение детей к народному творчеству(средняя группа) по теме:" В гости к Хозяюшке"
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Ольга Лящук

Занятие по приобщению детей среднего возраста к народному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специально учебно – воспитательное  бюджетное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением «Приморская специальная общеобразовательная школа закрытого типа имени Т.М.Тихого» воспитатель: Пасевич Анжелика Анатольевна.

Литературно – игровое мероприятие на тему

«Светлое Воскресенье».

Задачи: познакомить детей с обычаем празднования Пасхи на Руси, показать связь с обычаями и обрядами в русском фольклоре, пробудить интерес к нему, привить любовь к народным традициям, совершенствовать навыки групповой(коллективной) деятельности.

Оформление: Сцену украшает большое панно, на котором изображена картина сельской идиллии: березы, солнце, лукошко с расписными яйцами. Русская весна распустила свои пышные косы... На столах: яйца, куличи, душистые восковые свечи, пасхальные открытки, поделки, сделанные руками детей.

Музыкальное оформление:  Александр Малинин - Христос воскрес.VOB;  Плясовая   - Mix file mp3; Русские Традиционные Колокольные Звоны - Пасхальный Звон .mp3; Петр ДРАНГА (аккордеон) - Озорная плясовая .mp3.

Примечание: в программе принимают участие все учащиеся школы. За неделю до праздника объявляется конкурс рисунков и поделок на пасхальную тему. На протяжении всего мероприятия на экране демонстрируются картины на пасхальную тему.

Цели проведения мероприятия:

1. Образовательные:

- формировать и расширить кругозор учащихся;

- формировать личность ребёнка, как носителя русских народных традиций.

2. Развивающие:

- развивать историческую память, творческие способности;

- творческое воображение, внимание, выдержку, дисциплинированность;

- умение говорить ярко, выразительно, образно;

- чувство сплочённости и коллективизма.

3. Воспитывающие:

Воспитывать:

- уважение к народным обычаям и традициям;

- любовь к Родине;

- ответственность и дисциплинированность.

Ход мероприятия:

Звучит музыка «Пасхальный звон». Выходят ведущие.

Ведущий 1: здравствуйте, люди добрые!

Ведущий 2: любите ли вы праздники?

Ведущий 1: о празднике светлом, народном

Ведущие (вместе): звонят колокола!

Звучит  звон колоколов.

Ведущий 1: душе человеческой нужен праздник! Это необходимо для высвобождения её для добра, простых радостей бытия! И мы с любопытством и любовью вспоминаем старинные традиции, добрые, красивые обычаи наших предков.

Ведущий 2:представьте себе такую картину. Весна, Апрель. За окном уже стаял снег, в доме вкусно пахнет сдобным тестом для куличей, и на столе в широком блюде зеленеет проросший овёс, а в него уложены разноцветные яйца…

Ведущий 1: это приметы Пасхи. На Руси многие праздники отмечались торжественно и весело. Это относится к Рождеству, и к Масленице. А сегодня мы будем праздновать Пасху!

Ведущий 2:Вообще этот праздник продолжался целую неделю. Эта неделя называлась святой. Первый день Пасхи именовали Великим или светлым днём.

Ведущий 1: в понедельник люди ходили на кладбище навещать умерших родственников.

Ведущий 2: утро вторника называлось купалищем, так как молодые и старики обливали водой тех, кто просыпал заутреню.

Ведущий 1: пятница считалась прощённым днём.

Ведущий 2:суббота – хороводницами. Праздник Пасхи наступал после семинедельного Великого поста, то есть строгого воздержания в пище. Оказывается, пост служит напоминанием о том, что Иисус сорок дней молился и постился в пустыне.

Ведущий 1:хочу отметить, что Пасхе предшествует  вербное воскресенье. После вербного воскресенья, которое известно тем, сто люди, взрослые и дети, идут в церковь, несут веточки вербы, освящают их в храмах. Вербное воскресенье напоминает нам о том, что Иисус Христос вошёл в город Иерусалим, который находится ныне на территории государства Израиль.  

Ведущий 2:обычай празднования Пасхи Христовой восходит к первому веку. В основе праздника лежит событие евангельской истории о «чудесном воскресении» распятого на кресте Иисуса Христа.

Демонстрируется видеоклип на песню А.Малинина «Христос воскрес».

Ведущий 1: В ряду других христианских праздников. Пасха стоит особняком. Её называют «праздником праздников» и «торжеством из торжеств».

Ведущий 2: культ умирающих и воскресающих богов вырос из представлений наших далёких предков, которые, наблюдая, как прорастало брошенное в землю зерно, как возрождалась весной растительность, по аналогии полагали, что точно так же умирают и воскресают боги. Эти наблюдения за природой, за сменой времён года ярко отразились в русском фольклоре.

Проводится конкурс загадок. Каждому учащемуся, который отгадал загадку выдаётся сладкий приз.

Ведущий 1:для всех праздник Пасхи связан с различными лакомствами. И безусловно главный атрибут праздника – это крашеное яйцо.

Ведущий 2: согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.

На сцене дети показывают сценку. 

 После смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого Иисуса сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в этот миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

 Ведущий 1: ещё задолго до появления христианства древние народы  считали яйцо прообразом Вселенной – из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, греков, персов, римлян. У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.

Ведущий 1: из глубины веков в пасхальное воскресенье к нам на стол попадают крашеные яйца – писанки – символ жизни на земле. С расписным яйцом связаны некоторые легенды и обычаи.

Ведущий 2: легенда первая. Согласно этой легенде, капли крови Христа, упавшие на землю, приняли вид куриных яиц и стали твёрдыми как камень и красными как цвет крови. Слёзы Богоматери, оплакивавшей распятого Христа, упали на рассыпанные яйца и украсили их прекрасными узорами и цветными крапинками.

Ведущий 1: вторая легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисусу первая начала окрашивать яйца.

Ведущий 2: а теперь вспомним обычаи. Обычай первый. Пасхальные яйца можно хранить в течении года, до следующей Пасхи. Остатки пасхальных яиц закапывали в землю.

Ведущий 1: обычай второй. И сегодня яичную скорлупу от крашеных яиц собирают и разбрасывают по полям для лучшего урожая на грядках.

Ведущий 2: обычай третий. Крашеные яйца принято дарить друг другу на счастье и здоровье. Это символ доброго расположения людей друг к другу.

Проводится конкурс «кто знает больше пасхальных легенд и обычаев».

Ведущий 1: поскольку Пасха – величайший христианский праздник, когда по преданию высшие силы на радостях готовы исполнить любое желание православного человека, желания произносились прямо на заутрене, во время пасхальной службы. С этим связаны и приметы на Пасху: если девица ушибёт локоть, значит её вспоминает милый; если во щи муха упала – к свиданию; бровь чешется – кланяться с милым.

Проводится конкурс пословиц. Детям раздаются части пословиц и учащиеся должны их собрать в одну и озвучить.

Ведущий 2: Пасхи не бывает без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывали столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски. На качелях качались решительно все. Однако надо сказать, что кроме торжества и веселья в отношении наших предков к празднику присутствовала и некоторая доля юмора. Об этом говорят пословицы.

Ведущий 1: и дурак знает, что в Христов день праздник.

Ведущий 2: такой праздник, что в этот день и грешников в аду не мучат.

Ведущий 1:  для праздника Христова не грех выпить чарочку простова.

Ведущий 2:  как любой праздник, Пасха сопровождалась музыкой и песнями. Пелись великолепные песни. В песнях прославляли благоразумие домостроительство, благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие.

Ведущий 1: поздравляя друг друга с весенним праздником Пасхи, люди троекратно целовались, приговаривая: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!» и обменивались пасхальными яйцами. Этот обряд назывался христосованием.

Ведущий 2:с Пасхи гуляния молодёжи переносилось на улицу: плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайке. Вот так весело и интересно праздновалась Пасха на Руси.

Ведущий 1: пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскресе» и в ответ услышать «воистину воскресе».

Ведущий 2:пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа

Звучит весёлая музыка. Проводятся традиционные пасхальные игры:

  1. Катание яиц.
  2. Кто быстрее съест кулич.
  3. Метание пасхальных яиц.

Использованные литература и интернет ресурсы:

http://www.collection-scenariev.ru/

http://www.detsad14.ru/library/spring/easter-scenario1.html

http://holiday.meta.ua/easter/e07_scen1.php

http://www.solnet.ee/holidays/s13_11.html

http://sc-pr.ru/dr/334-pasha_1.html

http://moi-detki.com/semeynue-prazdniki/pasxa/pashalnue-igru

http://video.yandex.ru/

http://images.yandex.ru

Приложение:

Пословицы:

1.Баба с возу – кобыле легче.

2.Один с сошкой – семеро с ложкой.

3.Куда иголка – туда и нитка.

4.Любишь кататься – люби и саночки возить.

5.Семь раз отмерь, один раз отрежь.

6.Не красна изба углами, а красна пирогами.

7.Слово не воробей, вылетит не поймаешь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в младшей группе на тему "В гостях у Хозяюшки"

Интегрированное занятие в младшей группе на тему "В гостях у Хозяюшки". Продолжаем формировать и закреплять представления об осени, цвете и домашних животных....

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми средней «А» группы на тему: "В гости к хозяюшке"

Цели:Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем.С...

Конспект занятия для детей дошкольного возраста I младшей группы на тему: «В гости к Бабушке»

Образовательные области: чтение художественной литературы, познание, физическая культура, музыка.Вид образовательной деятельности: классическийТип образовательной деятельности: комплексный Цель: вызва...

Консультация"Приобщение детей к народным традициям" подготовительная группа

В консультации представлен материал о народных  традициях, которые открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт....

Конспект развлечения по приобщению детей к народным традициям в старшей группе Тема: «В гостях у казака»

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к донскому фольклору.Задачи:ü Воспитывать у детей интерес к родному краю;ü Развивать чувство юмора и умение веселиться;ü Совершенствовать исполнительные нав...

Конспект интегрированная НОД по доминирующей образовательной области «познавательное развитие» во второй младшей группе на тему: "В гостях у хозяюшки".

Конспект интегрированная НОД по доминирующей образовательной области «познавательное развитие» во второй младшей группе на тему: "В гостях у хозяюшки"....

Конспект занятия по ознакомлению с устным народным творчеством с детьми младшей группы на тему: "В гости к хозяюшке"-2

Цели. Ознакомление с малыми фольклорными формами.Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем....


 

Комментарии

Застольская Наталья Вячеславовна

Спасибо, Ольга! Замечательный праздник! Я как раз искала материал по празднованию пасхи на Руси!